іштегі баланың өсіп дамуы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

1) Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

Идеальная семья – это когда приходит ваша вторая половинка домой, только вставляется ключ в дверь, а вы уже знаете, в каком настроении пришел ваш муж (жена), где нет скандалов и упреков в самом неприглядном виде. Ну, а если немного уточнить все же, то это, прежде всего:

  • Умение слышать и слушать друг друга. Просто делиться и разговаривать друг с другом не только на темы денег,      усталости, проблем.
  • Умение остановиться в гневе и своих «растрепанных» чувствах.
  • Замечать все доброе и теплое, что происходит от другого.
  • Не предавать.
  • Уметь понять и простить другого.
  • Это когда читаешь в глазах своей половинки восхищение.
  • Умение спешить делать все хорошее и доброе. Причем, не однажды сделать и забыть, а именно делать и продолжать это делать.
  • Доверять друг другу.
  • Дать возможность своей половинке не забывать про его интересы.
  • Постоянно открывать в себе что-то новое, не останавливаться в своем развитии, быть интересным, всегда чем-то удивлять. В хорошем смысле этого слова.
  • Сегодня жить так, чтобы ни о чем не жалеть завтра…
  • Сделать что-то неожиданно — приятное другому.
  • Хорошо бы все — таки, чтобы муж был головой, а жена — сердцем.
  • Понять, что идеальных людей не чувствует и научиться принимать это.
  • Не осуждать уклады семей родственников.
  • Вкладывать в своих детей всю свою душу, тепло и Любовь.
  • Оставаться в любой ситуации Человеком.
  • Это семья, в которой умеют ценить трогательные моменты.
  • Дарить Любовь близким.
  • Которая и в радости и в горести умеет пережить все.
  • В которой устраиваются маленькие семейный праздники.
  • Которая видит больше позитива вокруг и заражает этим своих детей.
  • Когда ваша вторая половинка вас обнимает, и вы думаете о том, что роднее и ближе не может быть никого.
  • Где есть детский смех и где обсуждаются простые повседневные радости.
  • Где есть романтика…
  • Где муж-чуткий, а жена – мудрая.
  • Когда вы не ляжете спать, не помирившись.
  • Где нет «твоего» и «моего», а есть слово «наше».
  • Где крепкий тыл, где тебя всегда поймут.
  • Когда женщина – хорошая мать, друг и о любовнице не возникает даже мысли…

 

4) ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и  труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках  положительных черт народа и сделало  сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти  черты, народность оказывается одной  из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи  народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные  высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия  героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят  себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести  в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой  освобождение людей, томящихся в  подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как  правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое  дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие  кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке  и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают  уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как  правило, во всех сказках страдания  положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат  совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности  стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей  должен по возможности стремиться к  простоте, фабула - к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних  столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет  увлекательным и приковывает  к сказке внимание детей. Поэтому  правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности  детей, прежде всего, неустойчивость и  подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные  черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и  т.п. Эти черты раскрываются и  в событиях, и благодаря разнообразным  художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью  сказок. Мудрый педагог-народ проявил  особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке - не только яркие  и живые образы, но и тонкий и  веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателя.

Дидактизм является одной из важнейших  особенностей сказок. Сказки всех народов  мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С.Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Намеки в сказках применяются  как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а  яркими образами и убедительными  действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как  бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости - на камне, что выучено в старости - на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек - четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов.

 

5) История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона.

Первый период -- ее истоки, первоначальные этапы зарождения, ведущие отсчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творения поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Сюда же входит и казахская народная педагогика.

Второй период -- развитие педагогической мысли -- связан с моментом образования казахского ханства -- государства раннефеодального типа (первая половина XV в.).

Третий период - развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьского переворота в России и до наших дней, периода приобретения суверенитета и независимости Республики Казахстан. )

Как мудрецу и учителю народа, Коркуту приписываются изречения народной мудрости - пословицы. Пословицы охватывают различные стороны народного быта и мировоззрения и объединяются между собой по принципу параллелизма. Стар и млад, счастливый и несчастный обращались к Коркуту, находя у него ответы и избавление от жизненных невзгод, мир и покой в душе и в сердце.И сегодня изречения Коркута воспринимаются как пословицы и поговорки, сконцентрировавшие в себе народную мудрость: "Вода, закипев, не выйдет из берегов", "Кровный враг не будет другом", "Из старой ваты нить не совьешь" и многие другие.Коркут обладает даром предвидения будущего. Как отмечает академик В.В.Бартольд, по мнению Коркута наступит время, до которого он (т.е.Коркут -И.А.) не желал бы дожить, когда родители не будут жалеть детей, дети не будут почитать родителей, когда сын будет говорить в присутствии отца, дочь будет отдавать приказания в присутствии матери. В сказаниях Коркута выражены наиболее древние мировоззренческие ориентиры казахов, их понимание мироздания, особенности сознания, в основе которого было жизнелюбие, близость к природному началу. Будучи мудрецом и учителем народа, Коркут в огузском эпосе также является певцом-сказителем, рассказывающем о подвигах огузских богатырей. Он выступает во многих песнях огузского цикла в качестве советника или помощника хана и его богатырей. Например, он благославляет меч, которым опоясывается Бекиль, выезжающий по повелению хана охранять границы огузов

. Абу Насыр Аль-Фараби - Он считает, что люди с равными природными способностями различаются воспитанием, достоинство каждого определяется его воспитанностью. Первостепенную роль Аль-Фараби отводит нравственному воспитанию, которое в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства и счастья. Вопросы морально-нравственного воспитания проходят красной нитью в таких его социально-этических и педагогических сочинениях, как "Указание пути к счастью", "О достижении счастья", "Гражданская политика", "Взгляды жителей добродетельного города" и др. По Аль-Фараби педагогика - это искусство управления волей и желанием воспитуемого человека в определенном направлении, соответствующими средствами и методами, а правитель -педагог, наставник, учитель. Великий ученый придавал большое значение духовному воспитанию, которое включает в себя интеллектуальное и теоретическое воспитание личности. При этом особенно важным является овладение полноценными научными знаниями. Аль-Фараби утверждал, что "человек, прежде чем стать образованным и опытным, порицает и находит несостоятельным многие вещи, считая их абсурдными, а просветившись о них, и приобретая опыт, он изменит своё мнение о них, и те вещи, которые он считал абсурдными, станут для него необходимыми". Аль-Фараби рассматривает проблемы воспитания и обучения в тесной взаимосвязи, но различая при этом их отличительные и специфические стороны. "Обучение - это наделение теоретическими добродетелями, - искусством, основанном на знании. Обучение осуществляется только словом, тогда как при воспитании народам и горожанам прививают привычку совершать действия, исходящие из средства, основанных на знании, побуждая их к этим действиям, возбуждая в них желание совершать их, делая так, чтобы эти средства и связанные с ними действия завладели душами людей, и чтобы они как бы воспылали к ним страстью. Возбуждение же желания совершать что-то осуществляется иногда посредством слова, иногда посредством действия".

Таким образом, по трактовке Фараби, обучение- это усвоение учения основ философии, теоретического знания. Воспитание - это деятельность учителя, наставника, преследующая цель выработать у молодого человека определенные нравственные нормы поведения и практические навыки овладения ремеслом (искусством). В воспитательном процессе, по его мнению, следует применять педагогические методы - стимулирование, поощрение, принуждение в зависимости от конкретных действий воспитуемого. Ученый подчеркивает роль окружающей среды в воспитании личности, его воли и желания. Актуальными остаются высказывания Аль-Фараби об аналогии между способами физического и нравственного воспитания, а также о соблюдении в педагогической деятельности умеренности, т.е. "золотой середины". Проблемы педагогических способностей, этики учителя также нашли отражение в научных высказываниях великого ученого. Так в одном из своих трудов он пишет: "Люди также могут ровняться в силе и быстроте выявления одних вещей, но при этом один из них -способом наставлять и обучать другого тому, что он сам выявил, тогда как другой этой способностью не обладает".

Среди трудов великого мыслителя особо  выделяется "Большая книга музыки", которая является важнейшей частью энциклопедического труда "Второго  Учителя

Жусуп Баласугуни (ХI в.)  - среднеазиатский поэт-мыслитель. Автор философско-дидактической поэмы «Кутагду билиг» (Благодатное знание). Действующие лица поэмы – аллегорические образы, олицетворяющие четыре основных качества: справедливость, счастье, разум, довольство. Поэма построена в форме диалогов между основными персонажами. В поэме широко использованы самобытные обряды и сравнение, близкие восприятию кочевника – степняка. «Кутагду билиг» - одновременно и художественное произведение и этико-дидактический, политико-философский трактат, призывающий людей к уважению,  человечности, к разуму и науке. Баласугуни считает, что искать науку - это мусулманский долг.

В основе нравственных позиций и  взглядов Юсуфа Баласугуни находится разум и на этой основе поэт утверждает, что " в жизни нет проблемы непосильной для разума. Только с помощью хорошо и умно сказанного слова, человек заслужит к себе уважение". Главным условием нормального существования человеческого общества автор считает "верховенство закона". Справедливость и закон несут в себе образы главных героев поэмы. Правитель Кунтуды олицетворяет именно ту законность, которая должна восторжествовать в человеческом сознании. И как следствие этого, на землю ступает Счастье, слившееся с образом визиря Айтолды.

Педагогическая тематика "Кутатгу билиг" является ключевой в каждой сюжетной сцене разговора, беседы, диалога. Идея всечеловечности, гуманизма пронизывает поэму. "Ум-это божественный дар. Но личное совершенство человека безусловно," - считает поэт. "Знание - дорога к счастью, "- такова ключевая позиция Юсуфа Баласугуни. Он выделяет шесть качеств, которые лишают человека жизненного счастья. Это пустословие, сквернословие, отказ от сказанного, пристрастие к вину, пересуды, безнравственные поступки. Вся мировоззренческая позиция Баласугуни сосредоточена на четырех принципах: справедливость, счастье, ум, воздержанность. По мнению поэта, для того, чтобы каждый был образованным, просвещенным, нужно учиться. В основе богатства, материального достатка лежит труд, профессия, честность. Немаловажное значение он придает природе, социальной среде. Особую актуальность приобретают мысли о воспитании детей в своей семье, в окружении родительской любви и ласки. Поэт больше всего ценит молодость, которая не должна, по его мнению, пройти беззаботно и бесцельно. Формулу счастья он посвящает этому возрастному периоду. В произведении представлена общественная жизнь Караханидского государства, показаны нравы двора и феодально-клерикальной знати, затрагивается вопрос социального устройства города и деревни. Примечательна связь поэмы с народным творчеством, в ней большое место занимают пословицы и поговорки.

Информация о работе іштегі баланың өсіп дамуы