Теоретические основы управления оптовой торговлей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

От рядовых спекулятивных торговых операций и «челночно-палаточного бизнеса» многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные или коллективные предприятия. Менеджерам таких предприятий приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно, методом «проб и ошибок», приобретая постепенно практический опыт. И многие из тех, кто немного «покрутился» в торговле, считают себя достаточными специалистами в этой сфере деятельности.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления оптовой торговлей 6
1.1 Роль и функции оптовой торговли 6
1.2 Сущность и содержание закупочной работы 11
1.3 Закупка товаров на оптовых ярмарках и оптовых рынках 17
1.4 Организация предприятия оптовой торговли продуктами
питания

Работа содержит 1 файл

проект диплома.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

      Система 1С:Предприятие имеет компонентарную структуру. Часть возможностей, предоставляемых  системой для решения задач автоматизации, является базовыми, то есть поддерживается в любом варианте поставки системы. Это, прежде всего, механизмы поддержки справочников и документов. Другие возможности реализуются компонентами системы: например, ведение списка бухгалтерских счетов. Таким образом, состав установленных компонентов определяет функциональные возможности системы.

      Всего существует три основных компонента: «Бухгалтерский учёт», «Оперативный учёт»  и «Расчёт». Каждый компонент расширяет  возможности системы своим механизмом обработки информации. Эти механизмы  нельзя однозначно сопоставить с  конкретными задачами автоматизации предметной области, однако, они имеют достаточно чёткую направленность, которая определяет выбор состава необходимых компонентов, для создания конкретной конфигурации.

      Компонент «Бухгалтерский учёт» реализует  отражение хозяйственных операций, происходящих на предприятии в бухгалтерском учёте. Она манипулирует такими понятиями, как бухгалтерские счета, операции и проводки. Возможности компонента «Бухгалтерский учёт» позволяют вести учёт параллельно в нескольких планах счетов, вести многомерный и многоуровневый учёт, количественный и валютный учёт. Компонент «Бухгалтерский учёт» предоставляет возможность ведения бухгалтерского учёта для нескольких мероприятий в одной информационной базе.

      Компонент «Оперативный учёт» предназначен для  оперативного учёта наличия денежных средств. Возможности компонента «Оперативный учёт» позволяют регистрировать движения и получать информацию о движениях и остатках товарных, материальных, денежных и других средств предприятия в реальном времени в самых различных разрезах. Компонент «Оперативный учёт» поддерживает механизм регистров, который и обеспечивает запись движений и получение остатков в различных разрезах. Использование этого механизма позволяет автоматизировать учёт взаиморасчётов с клиентами, учёт складских запасов товаров и многое другое. Одна из главных областей применения данного компонента – автоматизация учёта складских и торговых операций.

      Компонент «Расчёт» предназначен для автоматизации  сложных периодических расчётов. Возможности этого компонента позволяют выполнить расчёты различной сложности, в том числе с пересчётом результатов «задним числом», и вести архив расчётов за прошедшие периоды. Эти возможности реализуются журналами расчётов, поддерживаемыми данной компонентой. Одна из областей применения компонента – расчёт заработной платы.

      Таким образом, подводя итоги данному  разделу, можно сказать, что автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации  профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций 

      2.3 Экономическая характеристика деятельности предприятия 

      Анализ  оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским  рынком и деятельностью торгового  предприятия.

      Основная  цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа дается оценка выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучение их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить недостатки в торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению, планирование товарооборота. Анализ показывает, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру поступления товаров из других регионов [4, c.37]. 

      Оптовый товарооборот – это продажа товаров  торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления  в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

      Товарооборот  является важнейшим оценочным показателем  торгового предприятия, измерителем  эффективности деятельности. Объем  продажи товаров характеризует  конкурентные позиции предприятия  на рынке, его долю в общем, объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.

      Одна  из целей анализа заключается  в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма оптового товарооборота по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

      Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной  взаимозависимости и единстве в  тоже время отражают различные стороны  торгового процесса. Такая система  показателей может быть предоставлена в виде следующих групп:

  • Соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка
  • Показатели оптового товарооборота в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды
  • Показатели структуры товарооборота
  • Показатели оптового товарооборота по структурным единицам торгового предприятия
  • Показатели оптовых цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция)
  • Расчеты влияния на величину оптового товарооборота основных факторов (изменения товарных запасов, поступления, рыночных цен и т.д.)

      Анализ  объема и динамики оптового товарооборота  основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

      Торговая  деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Рассмотрим динамику товарооборота за 2 года на графике рисунке 8.

      

Рисунок 8 – Динамика товарооборота за 2006-2007 гг.

       ООО «Рост» имеет следующие данные по объему и составу  товарооборота (таблица 2).

Таблица 2 - Информация  о выполнении  плана по оптовому товарообороту ООО «Рост»

Показатели,

тыс. руб. 
 
 

 Фактически  за прошлый 2006 год  
Отчетный 2007 год
 
Отклонение
Отчетный  год в % к

прошлому

году

План Факт %

выполнения

От

плана

От

прош.

года

Оптовый товарооборот с участием в расчетах: 6526 7048 8328 118,16 +1280 +1802 127,61
 

    План  товарооборота ООО «Рост» перевыполнен на 18,16% или на 1280 тыс.руб. По сравнению  с прошлым годом его объем  возрос на 1802 тыс. руб., что составляет 27,61%. Рост оптового товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в отчетном году к прошлому составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за отчетный год в сопоставимые продажные цены:  8328: 1,26 = 6610 тыс.руб. Таким образом , повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 1718 тыс.руб. (8328-6610), что составляет 26,33% к фактическому его объему за прошлый год.

    Анализ  выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается  оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей  на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику.

    Для определения равномерности и  ритмичности развития товарооборота  следует изучить выполнение плана  и его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу.

    Изучим  ритмичность и равномерность  развития товарооборота ООО «Рост», составим таблицу 3.

    Таблица 3 - Ритмичность развития оптового товарооборота ООО «Рост» в действующих ценах, тыс. р.

Кварталы Фактически  за прошлый год Отчетный  год Отклонение В % к прошлому году
План Факти-чески % выпол-нения  плана От плана От прошлого года
1 квартал 1631 1761 2082 118,23 +321 +451 127,65
  2 квартал 1505 1625 1984 122,09 +359 +479 131,83
3 квартал 1832 1979 2201 111,22 +222 +369 120,14
4 квартал 1558 1683 2061 122,46 +378 +503 132,28
Всего за год  
6526
 
7048
 
8328
 
118,16
 
+1280
 
+1802
 
127,61
 
 
 
 

Рисунок 9 - Равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам 

      Под сезонными колебаниями понимают такие изменения уровня динамического  ряда, которые вызывают влияниями времени года. 

      Расчет  сезонных колебаний товарооборота  особенно актуален и необходим для  ООО «Рост», так как в летний период наиболее большим спросом  пользуются такие товары как минеральная  вода, пиво и другие. Тогда как  в зимний период таких товарооборотов по данной группе товаров не наблюдается.

      Динамика  квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно  отличается от годовых. Это проявляется  прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота  носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета используем данные о квартальном обороте за 2 года.

      Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

                  Тквjj/4,     (2.1)

      Тквj –среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.

      Тj – объем товарооборота j-го года, руб.

      Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год, и определяется сумма.

                                           Сij=(Тijквj) х 100,     (2.2)

      Сij –сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года,%;

      Тij –товарооборот i-го квартала j-го года, руб. 

      На  основе этих формул рассчитываем сезонные колебания товарооборота по кварталам  в таблицах 4 и 5.

      Таблица 4 - Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам, тыс. руб.

Информация о работе Теоретические основы управления оптовой торговлей