Анализ прибыли и рентабельности прдеприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:13, дипломная работа

Описание работы

В первой части рассмотрены теоретические основы понятия прибыли и рентабельности. Дано описание основных видов прибыли в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности, порядок их формирования и основные факторы, которые оказывают влияние на величину прибыли. Также в первой части рассмотрен горизонтальный, вертикальный и факторный анализ прибыли на основании формы №2 РСБУ.

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа на тему Анализ прибыли и рентабельности предприятия Левченко МГ.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     2.5. Анализ рентабельности.

     На  основании данных отчетности ООО  «НГК «ИТЕРА» оценивается эффективность  использования ресурсов и эффективность  работы предприятия. Анализируются  показатели рентабельности производственной деятельности, продаж, рентабельности активов и собственного капитала.

  1. Рентабельность производственной деятельности, или рентабельность издержек, характеризует эффективность использования ресурсов в основном производстве:

     Rпроизв.2007 = Преализрп = 4192318/(13750633 + 10245225 + 1507248) = 0,164 или 16,4%;        (2.23)

     Rпроизв.2008 = 8772421/(17933764 + 12483707 + 1284530) = 0,277 или 27,7%.

     ∆Rпроизв. = 27,7% – 16,4% = 11,3%.

     В 2008 году производственные службы предприятия  стали работать более эффективно, то есть более прибыльно. Учитывая результаты факторного анализа прибыли от продаж, а также столь резкий скачок рентабельности можно утверждать, что такой рост рентабельности производственной деятельности стал возможен, в больше степени благодаря увеличению отпускных цен и снижению производственных затрат, и в меньшей степени этому способствовало увеличение физического объема реализации.

  1. Рентабельность продаж:

     Rпродаж.2007 = Прп/В = 4192318/29695424 = 0,141 или 14,1%.       (2.24)

     Rпродаж.2008 = 8772421/40474422 = 0,217 или 21,7%.

     ∆Rпродаж = 21,7% - 14,1% = 7,6%.

     Рентабельность  продаж также увеличилась, так как  темп прироста прибыли (109,2%) значительно  превышает темп прироста выручки (36,3%).

     Показатели  рентабельности производственной деятельности и рентабельности продаж свидетельствуют о том, что в 2008 году эффективность работы по основному виде деятельности заметно улучшилось, о чем свидетельствуют увеличение показателей рентабельности и возросшие показатели выручки и прибыли от продаж.

  1. Рентабельность активов, характеризующая доходность имущества предприятия, определяется по формуле:

     Rактивов2007 = Пдо н/осред. = 3973267/(0,5*(25979719 + 29985422)) = 0,142 или 14,2%                  (2.25)

     Rактивов2008 = 5110440/(0,5*(29985422 + 37747956)) = 0,151 или 15,1%.

∆Rактивов = 15,1% - 14,2% = 0,9%.

     Рентабельность  активов в 2008 году возросла на 0,9%, что  является положительным моментом, так  как имущество предприятия стало  использоваться более эффективно.

  1. Для целей анализа эффективности работы предприятия можно также сравнить темпы роста чистой прибыли, выручки и темп роста средней величины активов за период.

    Табл. 2.3. «Темпы роста чистой прибыли, выручки и активов».

Показатель 2007 год 2008 год Темп  роста, %
1 2 3 4
Средняя величина активов 27982571 33866689 121,0%
Выручка от реализации 29965424 40474422 136,3%
Чистая  прибыль 2934248 3742907 127,6%

     В идеале должно соблюдаться правило:

ТЧП > Твыручка > Тактивы;          (2.26)

     Темп  роста чистой прибыли должен быть больше темпа роста выручки, а темп роста выручки должен быть больше темпа роста активов. В данном случае у предприятия указанное соотношение полностью не соблюдается:

Твыручка = 136,3% > ТЧП = 127,6% > Тактивы = 121,0%;

     Это говорит о том, что рост финансовых результатов вызван ростом цен, объемом продаж и снижением производственной себестоимости. Темп роста чистой прибыли, хотя и выше темпа роста активов, но он ниже темпа роста выручки, что говорит о том, что предприятию нужно более рационально использовать налоговую политику.

  1. Рентабельность собственного капитала является важным показателям для потенциальных и реальных собственников бизнеса и для кредиторов, так как позволяет судить об эффективности использования собственного капитала и сравнивается с альтернативными вложениями (например, с размещением денежных средств на депозит в банке).

RСК2007 = ЧП/СКсред = 2934248/(0,5*(9376819 + 10953329)) = 0,289 или 28,9%  (2.27)

RСК2008 = 3742907/(0,5*(10953329 + 11164309)) = 0,338 или 33,8%

∆RСК = 33,8% - 28,9% = 4,9%.

        Рентабельность собственного капитала имеет довольно высокое значение и за анализируемый период возросла на 4,9%. Это является безусловно положительным моментом, который говорит об эффективности вложений средств собственников, особенно учитывая тот факт, что за 2008 год величина собственного капитала также увеличивалась.

        Для более детального рассмотрения причин, которые оказали  воздействие на увеличения рентабельности собственного капитала, используется трехфакторная модель Дюпона, которая  имеет вид:

        RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В)*(В/Асред)*(Асред/СК).

        В модели Дюпона рентабельность собственного капитала представляется как произведение нормы прибыли, оборачиваемости активов и коэффициента капитализации и позволяет определить, какой из факторов больше или меньше повлиял на изменение рентабельности. Среди факторов выделяют:

  1. операционную рентабельность измеряется как норма прибыли – ЧП/В;
  2. эффективность использования активов измеряется как оборачиваемость активов – В/Асред;
  3. финансовый рычаг измеряется как коэффициент капитализации - Асред/СК;

        Табл. 2.4. «Анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпона».

Показатель 2007 год, тыс. руб. 2008 год, тыс. руб.
1 2 3
Чистая  прибыль 2934248 3742907
Выручка от реализации 29695424 40474422
Средняя величина активов 27982571 33866689
Средняя величина собственного капитала 10165074 11058819

     RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В)*(В/Асред)*(Асред/СК) = (2934248/29695424) * (29695424/27982571) * (27982571/10165074) = 0,289 или 28,9%     (2.28)

     RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В)*(В/Асред)*(Асред/СК) = (3742907/40474422) * (40474422/33866689) * (33866689/11058819) = 33,8%.

     При анализе причин изменения рентабельности собственного капитала используется метод  цепных подстановок: в модели последовательно  заменяются базисные значения нормы  прибыли, оборачиваемости активов и коэффициента капитализации на отчетные значения.

     Замена  значения нормы прибыли с базисного  на отчетное:

     RСК2007 = (ЧП20082008) * (В2007сред2007) * (Асред2007/СК2007) = (3742907/40474422) * (29695424/27982571) * (27982571/10165074) = 0,269 или 26,9%.

     ∆ = 26,9% - 28,9% = -2,0%.

     Хотя  прибыль в 2008 году возросла на 27,6%, но ее отношение к выручки от реализации, то есть норма прибыли, снизилась.

     Замена  значения оборачиваемости активов  с базисного на отчетный:

     RСК2007 = (ЧП20082008) * (В2008сред2008) * (Асред2007/СК2007) = (3742907/40474422) * (40474422/33866689) * (27982571/10165074) = 0,304 или 30,4%.

     ∆ = 30,4 - 26,9% = 3,5%.

     Ускорение оборачиваемости активов, то есть улучшение  качества их управления, привело к  увеличению рентабельности собственного капитала на 3,5%.

     Замена  значения коэффициента капитализации  с базисного на отчетный:

     RСК2007 = (ЧП20082008) * (В2008сред2008) * (Асред2008/СК2008) = (3742907/40474422) * (40474422/33866689) * (33866689/11058819) = 0,338 или 33,8%.

     ∆ = 33,8% - 30,4 = 3,4%.

     Улучшение структуры капитала привело к  дополнительному увеличению рентабельности собственного капитала на 3,4%. Таким  образом, положительное влияние  на изменение рентабельности оказало  ускорение оборачиваемости капитала и улучшение структуры капитала, а к ее незначительному снижению привело уменьшение нормы прибыли.  
 
 
 
 

     Выводы

     В 2008 году предприятие работало более  эффективно, так основные показатели прибыли заметно возросли. Бухгалтерская  прибыль выросла в 2008 году на 28,6% с 3,97 млрд рублей до 5,11 млрд. На ее увеличение оказали влияние несколько факторов.

     Во-первых, это увеличение выручки от продаж на 36,3% или на 10,8 млрд рублей, которое  в большей степени произошло  за счет увеличения отпускных цен  на газ на 25% (почти на 8,1 млрд рублей) и в меньшей степени за счет  роста физического объема продаж.

     Во-вторых, на увеличение прибыли оказал влияние  тот факт, что в анализируемом  периоде темпы прироста себестоимости (30,4%) и коммерческих расходов (21,8%)  были ниже, чем прирост выручки (36,3%). Хотя в абсолютном выражении они увеличились, но их удельный вес по отношению к выручке от продаж снизился. Следовательно, предприятие смогло сэкономить на удельных постоянных издержках за счет эффекта отдачи от масштаба. Также необходимо отметить то, что в 2008 году управленческие расходы снизились почти на 15%.

     В-третьих, на увеличение прибыли заметное влияние  оказали прочие доходы и прочие расходы. В 2008 году прочие доходы и прочие расходы  заметно возросли, так прочие доходы выросли на 180,2%, а прочие расходы почти на 240%. В абсолютном выражении расходы превышают доходы. Проценты к уплате также превышают проценты к получению. Следовательно, можно сделать вывод: хотя прибыль до налогообложения значительно возросла в 2008 году, экономическая эффективность хозяйственной деятельности предприятия как единого комплекса все же намного ниже, чем эффективность основного вида деятельности.

     .

     Рентабельность  продаж также возросла с 14,1% до 21,7%, так  темп прироста прибыли от продаж (109,2%) выше темпа прироста выручки (36,3%).

     Рентабельность  активов незначительно возросла на 0,9% (с 14,2% до 15,1%). Хотя увеличение является небольшим, это говорит о возросшей  эффективности управления активами, так как необходимо учитывать  то, что имущество предприятия в 2008 году сильно возросло (на 21,0%). То есть при заметном росте активов предприятие смогло добиться увеличения эффекта от его использования.

     Рентабельность  собственного капитала возросла на 4,9% с 28,9% до 33,8%. Значение показателя является довольно высоким и свидетельствует о том, что собственники капитала удачно разместили свои вложения, так как предлагаемая ставка по срочным годовым рублевым вкладам в 2008 году не превысила 18%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Прибыль показывает конечный финансовый результат работы предприятия, характеризует его эффективность и возможности для развития.   

     Для анализа прибыли используются горизонтальный, вертикальный и факторный анализ. Горизонтальный анализ оценивает динамику показателей прибыли и сформировавших ее факторов, вертикальный анализ дает картину об изменении удельного веса показателей. Факторный анализ позволяет наиболее подробно оценить влияние каждого фактора на прибыль предприятия. Среди методов, используемых при анализе, выделяют метод цепных подстановок, метод относительных разностей, метод абсолютных разностей.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности прдеприятия