Антикризисное управление на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3




Сущность антикризисного управления на предприятии………….5






Исследование финансового состояния ООО «Межтрансгаз»…..19



2.1 Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности…………………………………………………………19



2.2 Анализ деловой активности предприятия……………………..25



2.3 Антикризисные предложения………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.docx

— 61.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Антикризисное управление предприятием»

 

По теме: «Антикризисное управление на примере предприятия »

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

 

    1. Сущность антикризисного управления на предприятии………….5

 

 

 

    1. Исследование финансового  состояния ООО «Межтрансгаз»…..19

 

2.1 Анализ платежеспособности предприятия  на основе показателей ликвидности…………………………………………………………19

 

2.2 Анализ деловой активности  предприятия……………………..25

 

2.3 Антикризисные предложения………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

 

             Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

            Процедура банкротства, сам термин "несостоятельное предприятие" в восприятии большинства людей ассоциируются с разрушением. И это отчасти верно – когда судья Арбитражного суда появляется в зале и зачитывает свое решение, где говорится: "Признать предприятие Х несостоятельным", единственное, что происходит дальше – это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов в счет погашения долгов. Объявление предприятия несостоятельным означает признание его банкротом как свершившийся факт и исключает какой-либо иной путь, кроме ликвидации.

      Однако, эта картина – уже почти финал процесса несостоятельности, который к этому моменту времени нередко длится несколько месяцев. Но это не обязательный финал. На протяжении всего периода времени, когда в арбитражном суде слушается дело о банкротстве, законодательство дает предприятию возможность остановить этот процесс и выбрать другой путь, если появится надежда, что предприятие можно спасти. На практике для каждого шестого предприятия именно так и происходит, и для них запускается в действие свой план спасения. Этот план спасения основан на предусмотренной действующим законодательством возможности применения различных реорганизационных процедур.

        Таким образом, очевидно, что существует некое множество реорганизационных процедур, применяемых при несостоятельности. Вместе с тем, существует также ряд смежных вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры – это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что огромный потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере. Более того, этот вопрос почему-то постоянно находится в тени внимания прессы. Очень часто можно прочесть в газетах или услышать по радио о том, что даже крупнейшие компании находятся в критическом состоянии, на грани разорения, о громадных задолженностях по уплате предприятиями налогов в бюджет и внебюджетные фонды, о растущей статистике неплатежей между предприятиями, о банкротстве то одного банка, то другого. Объявления о признании банкротом предприятий добровольно или в судебном порядке стали уже частью повседневной реальности. Но, к сожалению, все еще очень мало пишут и говорят об успешном опыте того, как удалось избежать банкротства путем кардинальной перестройки предприятия и введения внешнего управления.

          Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. Это лишний раз подтвердилось 17 августа 1998 г. В этой связи, особенно актуальной становится проблема управления несостоятельными предприятиями именно в условиях переходной экономики.

       Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность антикризисного управления на предприятии

 

Антикризисное управление - это система управленческих мер  по диагностике, предупреждению, нейтрализации  и преодолению кризисных явлений  и их причин на всех уровнях экономики.

Принимая во внимание определение, данное выше, зададимся вопросом: всякое ли активное воздействие на экономику  с целью обеспечения ее эффективного функционирования относится к антикризисному управлению? В принципе, ответ можно  дать утвердительный.

Но следует иметь в  виду, что антикризисное управление включает в себя использование важнейших  экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое  планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их при этом в  единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предупреждения, нейтрализации и преодоления кризиса.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в  двух значениях: в широком и узком  смысле.


В широком смысле антикризисное управление - это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное управление - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке. 1

Зуб, А.Т - доктор экономических  наук в книге «Антикризисное управление»  дает следующее определение, антикризисное  управление - это функция, обеспечивающая минимизацию потенциального ущерба от кризиса и помогающая установить контроль над ситуацией.

Подобное определение  дал Самородский, В. А. - профессор  экономических наук книге «Антикризисное управление» - Антикризисное управление - это профилактика банкротства либо, если предприятие уже в кризисном  состоянии, своевременное его «лечение», грамотный и по возможности быстрый  вывод из кризиса.

Наиболее точное определение  антикризисного управления есть у Короткова, Э. М. - профессора экономических наук, в книге «Антикризисное управление». Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик  управления является его предмет. В  обобщенном представлении предметом  управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит  из множества проблем, которые так  или иначе разрешаются самой  этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно  дифференцировать по совокупности его  проблематики. Именно таким образом  выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы  кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его  проявления, наступления кризиса. Факторы  кризиса могут быть предполагаемыми  и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или  становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения  имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному  прохождению кризисных ситуаций.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором, потенциалом  активного и решительного поведения  человека в условиях кризиса, его  заинтересованностью в преодолении  кризисов, пониманием истоков и природы  кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет  искать и находить пути выхода из критических  ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления  кризисов, приспосабливаться к возникающим  ситуациям. 2

Кроме того, возможность  антикризисного управления определяется и знанием циклического характера  развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к  ним. Наиболее опасными являются неожиданные  кризисы.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления  и разрешения кризиса, возможного смягчения  его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством  специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать  и совершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена также и  целями развития. Например, возникновение  кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые  средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика - это область  деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное  в антикризисном управлении - необходимость  повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация  разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем  также начинается с управления.

В экономическом антикризисном  управлении тоже возникает необходимость  поиска - типов диверсификации производства, конверсии. 3

Основные характеристики антикризисного управления такие.

1. Функции антикризисного  управления - это виды деятельности, отражающие предмет управления  и определяющие его результат.  Их формулируют, отвечая на  вопрос: что надо делать, чтобы  успешно управлять в преддверии, в процессе и после завершения  кризиса. Можно выделить шесть  функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса,  управление процессами выхода  из кризиса, стабилизация неустойчивых  ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных  возможностей, своевременное принятие  решений.

Вне зависимости от наличия  или отсутствия официального статуса  в организации менеджер по антикризисному управлению будет выполнять функции, в определенной степени общие  для разных организаций. В частности, кризисный управляющий должен:

- обладать всей необходимой  информацией относительно стратегических  планов развития организации  (лучше всего, если он будет  непосредственно участвовать в  совещаниях руководства и в  рабочих группах по выработке  стратегии, знать оценки текущего  положения организации в отрасли,  иметь представления о тенденциях  развития параметров среды, угрозах  и благоприятных возможностях, проистекающих  из такого развития; его участие  в принятии стратегических решений  будет способствовать формированию  в среде высшего уровня управления  организации философии кризиса,  кризисного стратегического мышления);

- определять цели антикризисного  управления, оценивать уязвимость  организации перед кризисом (работа  антикризисного менеджера позволяет  руководству по-новому взглянуть  на слабые стороны организации  как на потенциальный источник  трудностей при преодолении возможных  кризисов);

- разрабатывать сценарии  и проектировать возможные способы  преодоления кризиса, предлагать  меры, предотвращающие превращение  слабых сторон организации в  потенциальный источник кризиса;

- планировать и организовывать  работу специальной команды по  антикризисному управлению, которая  будет заниматься антикризисным  планированием и обеспечит эффективное  управление кризисом;

- разработать меры по  информационному обеспечению антикризисного  управления, заранее готовить материалы  для выпусков новостей, тексты  листовок и брошюр, адреса рассылки  информационных бюллетеней и  т.д. (хотя на момент наступления  кризиса их содержание может  оказаться в существенной мере  устаревшим и не точным, обновление  и пересмотр позволяют значительно  сократить время для подготовки  адекватных ситуации материалов);

- подыскивать и обучать  людей, которые будут представлять  организацию в СМИ перед внутренними  и внешними стейкхолдерами (во  время кризиса организации понадобятся  люди, способные представить ситуацию  в выгодном для компании свете);

- непрерывно отслеживать  стратегию и тактику поведения  организации в меняющихся условиях  среды, следить за своевременностью  мер по адаптации к изменениям, разрабатывать рекомендации для  руководства организации. 4

Информация о работе Антикризисное управление на примере предприятия