Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.

Содержание

Введение
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления.

2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект- Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

   БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

   ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. 

   КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ 
 
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   На  тему: Антимонопольная  политика в странах  с развитой рыночной экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Студент 2 курса ФУСТ,

   Специальности “Менеджмент”,

     
 

   Руководитель  работы                                                                Анципович Е.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Минск 2002

   План

   Введение 

   1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления.

 

   2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. 

   3. Государственное  регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь. 

   Заключение. 

   Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование  монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

             Еще одним негативным фактором  наличия монополий является торможение  ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

             Монополизация также приводит  к деформации хозяйственных отношений  и процессов. Создается структура,  которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

             Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

            Поэтому все страны переходящие  к экономике рыночного типа  сталкиваются с этой проблемой.  Вследствие чего возникает потребность  государственного вмешательства,  путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики. Важно обратить внимание на проведения антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, так как и в США, и в Западной Европе давно занимаются разработкой этой проблемы и достигли в этом немалых успехов.

     

             С начала 90-х годов эти проблемы  остро стали перед Республикой  Беларусь: без принятия твердых  и последовательных мер против  монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

   В Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

   Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Антимонопольная  политика: сущность, принципы, направления. 

            Антимонопольное регулирование  (AMP) в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики"

            AMP корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

             Регулярной функцией государства AMP стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной экономике в своем подавляющем большинстве были и остаются продуктом развития товарного производства и конкуренции.

   Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО).

            Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров.

            Большинство европейских государств  до второй мировой войны вообще  не имело антимонопольных законов,  что объяснялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм.

            Причинами принятия законов, регулирующих  предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

   а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой практике не существует однозначного определения недобросовестной конкуренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);

   б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

   в) необходимость зашиты интересов  общества от некоторых предпринимателей.

              Целесообразность и разумность являются принципами современной антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализации. При этом антимонопольные органы в развитых странах руководствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо". Следует отметить, что в США антимонопольная политика выступает в качестве разновидности промышленной. Последняя означает "совокупность методов государственного воздействия на промышленность".

             Выделяют антитрестовскую и антикартельную  направленность антимонопольного законодательства. Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и диверсификации производства.

   Кроме того, в ряде стран приняты законы, действующие против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвращение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.

          Антимонопольное регулирование  - это регулирование уровня концентрации  и монополизации, стратегии и  тактики внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование предприятий, допускающих злоупотребления своим доминирующим положением.

   В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения роста  масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры ее рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объем продаж. Кроме того, здесь практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.

   Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основано на принятии законодательных актов и на контроле за их соблюдением со стороны государства. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики.

   Методы  нормативно-ориентирующего воздействия  представляют собой правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Их главная цель - стимулирование предпринимательской активности различных субъектов.

   Во  всех развитых странах на общегосударственном  уровне  
существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

             Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования (иногда их называют системами антитрестовского права или типами антимонопольного законодательства): американская и западно-европейская. Критерием их разграничения являлось отношение к монополии.

   В современных условиях изменились взгляды на роль и значение концентрации производства для экономики и общества в целом. Это обусловлено ее положительным влиянием на его эффективность. Большое значение придается позитивному воздействию крупных компаний на конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

   Американские  специалисты критикуют антимонопольную  политику и антимонопольное законодательство, не отрицая их в принципе. Вместе с тем они считают, что их необходимо существенно пересмотреть и усовершенствовать. При этом акцент делается на пресечение фактов фиксации цен, дележа рынков и практики горизонтальных слияний, несущих угрозу развитию конкуренции.

Информация о работе Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой