Банкротство как способ регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Институт банкротства в мировой истории развивался на протяжении многих столетий. Еще в древнем Риме были механизмы, которые в той или иной степени применялись к должникам не способным рассчитываться по своим долгам.
К таким мерам относились: продажа должника в рабство его кредиторами, содержание под стражей должника до оплаты задолженности его родственниками и др.Одним словом, должник нес личную ответственность по своим долгам. Впоследствии, такие меры были заменены мерами имущественного взыскания, и долги могли быть выплачиваемы должником на протяжении всей его жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр.2
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………….стр.3
1.1. Сущность и критерии несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………….стр.3
1.2. Процедуры банкротства………………………………………….стр.6
1.3. Нормативно-правовая база банкротства………………………..стр.11
Глава 2. Анализ несостоятельности (банкротства) предприятий (на примере ОАО «Втормет»)……………………………………………………....стр.13
2.1. Общая характеристика объекта исследования ………………..стр.13
2.2. Процедура банкротства объекта исследования……….……….стр.16
Глава 3. Объективные предпосылки ,цели, задачи и антикризисного управления предприятиями…………………………………………..стр.19
3.1. Объективные предпосылки, цели, задачи антикризисного управления……………………………………………………………..стр.19
3.2. Банкротство, как способ выхода из кризиса
……………………………………………………………………….....стр.24
3.3.Проблемы и пути совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий…..…………………стр.27
Заключение…………………………………………………………......стр.31
Список литературы…………………………………………………....стр.32

Работа содержит 1 файл

Сущность и критерии банкротствае.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

ljФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(РАНХиГС)

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет очного обучения

 

 

Реферат

 

 

на тему : «Банкротство как способ регулирования экономики»

 

 

 

                                                                                          

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012г.


 

Содержание :

Введение………………………………………………………………...стр.2

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………….стр.3

1.1. Сущность и критерии несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………….стр.3

1.2. Процедуры банкротства………………………………………….стр.6

1.3. Нормативно-правовая база банкротства………………………..стр.11

Глава 2. Анализ несостоятельности (банкротства) предприятий (на примере ОАО «Втормет»)……………………………………………………....стр.13

2.1. Общая характеристика объекта исследования ………………..стр.13

2.2. Процедура банкротства объекта исследования……….……….стр.16

Глава 3. Объективные предпосылки ,цели, задачи и  антикризисного управления предприятиями…………………………………………..стр.19

3.1. Объективные предпосылки, цели, задачи антикризисного управления……………………………………………………………..стр.19

3.2. Банкротство, как способ выхода из кризиса

……………………………………………………………………….....стр.24

3.3.Проблемы и пути совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий…..…………………стр.27

Заключение…………………………………………………………......стр.31

Список литературы…………………………………………………....стр.32

 

 

 

 

 

Введение

Институт банкротства  в мировой истории развивался на протяжении многих столетий. Еще  в древнем Риме были механизмы, которые в той или иной степени применялись к должникам не способным рассчитываться по своим долгам.

К таким мерам относились: продажа должника в рабство его кредиторами, содержание под стражей должника до оплаты задолженности его родственниками и др.Одним словом, должник нес личную ответственность по своим долгам. Впоследствии, такие меры были заменены мерами имущественного взыскания, и долги могли быть выплачиваемы должником на протяжении всей его жизни.

В современной России институт банкротства был восстановлен в 1992 году и в настоящее время также развивается, вносятся изменения в законодательство о банкротстве. Последние значительные изменения закон о банкротстве 2002 года претерпел в 2008 и 2009 годах, фактически изменив баланс защиты интересов в пользу кредиторов должника.

В современных условиях, механизмы процедур банкротства занимают свою уникальную нишу, позволяя нивелировать негативные последствия кризисных ситуаций в отраслях промышленности и сельского хозяйства, в сфере оказания услуг населению.

Согласно экономической  теории, любая организация имеет  свой жизненный цикл. Различают пять этапов жизненного цикла организации  это: создание, рост, стабильность, спад, ликвидация.

Два последних этапа и  представляют интерес с точки  зрения применения процедур банкротства, которые включают в себя: процедуру наблюдения, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Своевременное применение процедур банкротства, способно вывести убыточное предприятие на новый уровень развития, а также дать возможность перепрофилировать производство, начать выпуск новой, востребованной рынком продукции. Или же, в случае ликвидации предприятия, максимально удовлетворить требования кредиторов.

Умение выгодно  использовать механизмы процедур банкротства в процессе изменения структуры бизнеса или в период развития негативных тенденций в экономике предприятия, является, так сказать, «высшим пилотажем» в системе жизненного цикла любой организации.

 

Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) предприятий

    1. Сущность и критерии несостоятельности (банкротства) предприятий

Основные понятия  о банкротстве указаны в статье  2 (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Банкротство — это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.

Под денежным обязательством понимается «обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию».

 К обязательным  платежам относятся налоги, сборы  и иные обязательные взносы  в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Внешним признаком  несостоятельности (банкротства) предприятия является неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение 3 месяцев с момента наступления даты платежа.

Основанием  для возбуждения дела о несостоятельности  является заявление  самого должника, кредитора или прокурора. Сумма предъявляемых к должнику требований со стороны кредиторов должна составлять не менее 500 минимальных оплат труда.

Для отдельных категорий должников, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедура банкротства осуществляется с рядом особенностей, оговоренных законодательством.                                            

Добровольное  объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов.

Основанием  для добровольного объявления о  банкротстве и ликвидации предприятия являются: наличие у организации внешних признаков банкротства; принятие решения о ликвидации собственником должника; наличие письменного согласия всех кредиторов.

При добровольной ликвидации должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключения предприятия из реестра юридических лиц соответствуют процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

Упрощенная  процедура банкротства применяется  тогда, когда организация-должник  прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным. Такая  процедура банкротства характеризуется  тем, что проводится в сокращенные сроки.

Законодательством предусмотрена персональная ответственность  руководителей, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное  банкротство.

К неправомерным  действиям при банкротстве относятся:

  • сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства;
  • неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам.

Преднамеренное  банкротство -  преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное собственником или руководителем предприятия в своих интересах и причинившее крупный ущерб либо имевшее иные тяжкие последствия.

Фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление о несостоятельности в целях получения от кредиторов отсрочки и (или) рассрочки платежей, скидки с долгов.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Процедуры банкротства

Процедура банкротства  — совокупность разнообразных мероприятий, применяемых к предприятию-должнику, целью которые является разрешение споров между предприятием-должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к предприятию-должнику могут применяться следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • внешнее управление.;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Каждая из названных  процедур банкротства имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Цели процедур банкротства реализуются арбитражными управляющими (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим или конкурсным управляющим) под контролем кредиторов и арбитражного суда.

Досудебная санация  считается не процедурой банкротства, а мерой по предупреждению банкротства  организаций, она действует до момента  подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (ст. 30, 31).

Наблюдение — процедура банкротства, имеющая целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия (санацию), либо на его ликвидацию. Осуществляется под контролем кредиторов.

Наблюдение  вводится с принятием арбитражным  судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий — лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами. Права и обязанности временного управляющего определены Законом (ст. 65 – 67).

 

По окончании  наблюдения временный управляющий  представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности.

На основании представленного отчета и ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

  • о введении внешнего управления;
  • о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
  • о заключении мирового соглашения.

С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается.

Внешнее управление — процедура банкротства, осуществляемая в целях восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных  и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия, в том числе путем продажи части его имущества. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев.

Внешний управляющий  назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешнего управляющего представляет собрание кредиторов. Не позднее одного, месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов. Права и обязанности внешнего управляющего определены Законом (ст. 96–99).

К установленному сроку окончания внешнего управления собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • о заключении мирового соглашения.

Конкурсное  производство — судебная процедура  ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной ГК РФ и Законом онесостоятельности (ст. 134).

 

Целью конкурсного  производства является:

  • соразмерное удовлетворение требований кредиторов;
  • объявление должника свободным от долгов;
  • предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.

Информация о работе Банкротство как способ регулирования экономики