Банкротство как способ регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Институт банкротства в мировой истории развивался на протяжении многих столетий. Еще в древнем Риме были механизмы, которые в той или иной степени применялись к должникам не способным рассчитываться по своим долгам.
К таким мерам относились: продажа должника в рабство его кредиторами, содержание под стражей должника до оплаты задолженности его родственниками и др.Одним словом, должник нес личную ответственность по своим долгам. Впоследствии, такие меры были заменены мерами имущественного взыскания, и долги могли быть выплачиваемы должником на протяжении всей его жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр.2
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………….стр.3
1.1. Сущность и критерии несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………….стр.3
1.2. Процедуры банкротства………………………………………….стр.6
1.3. Нормативно-правовая база банкротства………………………..стр.11
Глава 2. Анализ несостоятельности (банкротства) предприятий (на примере ОАО «Втормет»)……………………………………………………....стр.13
2.1. Общая характеристика объекта исследования ………………..стр.13
2.2. Процедура банкротства объекта исследования……….……….стр.16
Глава 3. Объективные предпосылки ,цели, задачи и антикризисного управления предприятиями…………………………………………..стр.19
3.1. Объективные предпосылки, цели, задачи антикризисного управления……………………………………………………………..стр.19
3.2. Банкротство, как способ выхода из кризиса
……………………………………………………………………….....стр.24
3.3.Проблемы и пути совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий…..…………………стр.27
Заключение…………………………………………………………......стр.31
Список литературы…………………………………………………....стр.32

Работа содержит 1 файл

Сущность и критерии банкротствае.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Срок конкурсного  производства не может превышать  одного года, в исключительных случаях  арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев.

Для целей конкурсного  производства арбитражный суд назначает  конкурсного управляющего. Полномочия конкурсного управляющего определены Законом (ст. 129).

Также предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению, если в отношении должника не вводились процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления.

Все имущество  должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса — имущество, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства.

Конкурсный  управляющий приступает к продаже  указанного имущества на открытых торгах и производит расчеты с кредиторами  в соответствии с реестром требований кредиторов. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

Мировое соглашение — процедура банкротства, заключаемая  между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Допускается участие  в мировом соглашении третьих  лиц, которые принимают на себя права  и обязанности, предусмотренные  мировым соглашением.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Оно вступает в силу со дня утверждения  арбитражным судом и является  для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих   в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается.     

Арбитражный суд  может отказать в утверждении мирового соглашения в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди и по другим основаниям (ст. 160).

Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным  судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора, обладавшего на дату утверждения мирового соглашения не менее чем 25% всех требований к должнику (ст. 164).

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовая база банкротства

В современной  России в ходе рыночных преобразований возникает необходимость нормативно-правового  и государственного регулирования механизма банкротства предприятий.

В России система  норм о банкротстве, которая образовывала конкурсное право, появилась в XVIII в. Этапы его развития определяются принятием законодательных актов: «Банкротского Устава» 1740 г., «Устава О банкротах» 1800 г., «Устава о торговой несостоятельности» 1832 г., «Устав о наказаниях» и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г., «Уголовное уложение» 1903 г и т.д. Однако, как таковое, антикризисное управление в России появилось в 1993 г., в день вступления в силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 19 ноября 1992 г. Практика применения данного закона сразу же показала существенные недоработки всех обозначенных ключевых аспектов. В связи с этим 1 марта 1998 г. был принят новый Федеральный закон № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».В силу того, что в нем были изменены практически все основные положения предыдущего закона, можно говорить о практически полной реформации законодательства о несостоятельности (банкротстве) [1, с. 69]. Последний Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»разработан с учетом опыта применения предыдущего законодательства.

В настоящее  время к нормативно-правовой базе банкротства предприятий Российской Федерации относятся следующие документы:

 

  • Гражданский кодекс РФ (введен в действие с 1 января 1995 г.);

 

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ (принят Государственной Думой 5 апреля 1995г) ;  

 

  • Уголовный кодекс РФ от 9 июля 1999г.;

 

  • Федеральный закон от 26 октября 2002г.;127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

 

  • Федеральный закон от 25 февраля 1999г.;40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций ;

 

  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 г. ;

 

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г;122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса;

 

  • Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» 1999 г.;

 

  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004;г. «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

 

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» 2004 г.;

 

  • Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа;

 

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» 2003 г.;   

 

  • Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994г «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»;

 

  • Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1994 г.;

 

  • Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994г.;

 

  • Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса 1994 г.;

 

  • Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994г.;

 

  • Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью 1994 г.;
  • Указ Президента РФ от 18 августа 1996г.; «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера;
  • Указ Президента РФ «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» 1996 г. и др.

 

 

Как и говорилось ранее за последнее десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (от 19 ноября 1992г; от 8 января 1998г.;6-ФЗ, от 26 октября 2002г.;127-ФЗ).

Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон от 8 января 1998г. №;6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прежде всего был  направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002г.;127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач по:

 

  • оздоровлению экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

 

  • защите интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;

 

  • защите интересов инвесторов;

 

восстановлению  финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

 

Глава 2. Анализ  несостоятельности (банкротства) предприятий (на примере ОАО «Втормет»)

2.1. Общая характеристика объекта исследования

Влияние финансового  кризиса в России на себе ощутили  практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные  компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение и сокращение рабочих мест, а также непосредственно само банкротство предприятий. Так в целом за 2008- 2009 год обанкротилось около 60 тысяч предприятий по все России, около 800 организаций в Нижнем Новгороде.

Более подробно хотелось бы рассказать о банкротстве  такого предприятия, как ОАО «Втормет».

Нижегородский завод «Втормет» – одно из первых предприятий страны по переработке  вторичных металлов. Строительство завода началось в 1938 году и завершено во время Великой Отечественной войны.

ОАО «Втормет»  зарегистрировано в 2002 году на базе созданного в 1992 году АООТ. Основными видами деятельности завода  являлся  сбор (заготовка), переработка и отгрузка лома и отходов черных металлов, изготовление кранового оборудования, полипгрейферов, газовых резаков, а так же сварных металлоконструкций и нестандартного оборудования, минимаркетов, садовых домиков, коттеджей и т.д. Наряду с машиностроением, предприятие являлось крупным поставщиком металлической шихты.

30,64% уставного  капитала принадлежала ЗАО «Элко» (контролируется родственниками  генерального директора Василия  Горелова), 19% — ООО «Лоэк», номинальным  держателем 25,69% акций является Сбербанк.

В 2008 году разразился кризис, который затронул все аспекты экономикой деятельности страны, в особенности он затронул металлургическую промышленность. Приведем показательный пример. Если в 2007 году тонна металла продавалась по цене 13 тысяч рублей, то в 2008 году ее стоимость опустилась до одной тысячи. Рентабельность бизнеса упала в разы, уходя зачастую в минусы. В такой ситуации требовалась активная поддержка государства. Однако на «Втормете» ее так и не дождались. Выживать пришлось своими силами, но это было весьма не просто, так как:

Во-первых, на заводе «висели» солидные суммы кредитов; 
 
Во-вторых, завод имел громадные издержки.

В итоге была введена процедура внешнего наблюдения на ОАО «Втормет» в марте 2009 года по инициативе Нижегородской сбытовой компании, которой на тот момент за поставки электроэнергии предприятие задолжало 17,8 млн. руб. 

Основные причины  банкротства предприятия

1) недостаточность собственных  средств и отказ кредитных организаций в выделении финансирования. Как правило, данная причина связана с низким уровнем оборотных активов, нарушением оптимального соотношения заемного и собственного капитала, а также со снижением доверия банков, других кредиторов и отказом от выделения финансирования;

2) низкий уровень оборотных  активов и серьезные проблемы с качеством денежного потока. В основном данные проблемы возникают при неконтролируемом и несбалансированном расширении хозяйственной деятельности, а также в тех случаях, когда значительный объем товаров и услуг реализуется в кредит(в частности, клиентам, испытывающим финансовые трудности), слишком много средств инвестируется в долгосрочные активы, отсутствует надлежащая система мониторинга эффективного использования предоставленных кредитов;

Информация о работе Банкротство как способ регулирования экономики