Формула Э. Альтмана для диагностики состояния фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации.

Содержание

Формула Э. Альтмана для диагностики состояния фирмы (на примере «Обувная фабрика «Спартак»)…………………………………………14
Сравнительная характеристика систем государственного регулирования рыночных отношений в РФ и за рубежом…………..15
Особенности проведения процедур банкротства отдельных категорий организаций-должников………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………..31

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.docx

— 51.47 Кб (Скачать)

 

                                              Содержание:

  1. Формула Э. Альтмана для диагностики состояния фирмы (на примере «Обувная фабрика «Спартак»)…………………………………………14
  2. Сравнительная  характеристика систем государственного регулирования рыночных отношений в РФ и за рубежом…………..15
  3. Особенности проведения процедур банкротства отдельных категорий организаций-должников………………………………………………..28
  4. Список используемой литературы……………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формула Э.  Альтмана для диагностики состояния  фирмы (на примере «Обувная фабрика «Спартак»)

Любая организация, начиная  с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы  хозяйствования в условиях жесткой  конкуренции приводят к несостоятельности  отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом  из этапов жизненного цикла организации.

Поэтому особое значение в  сегодняшних условиях приобретает  формирование эффективной системы  антикризисного управления.

Термин «антикризисное управление»  возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления  это реформирование российской экономики  и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани  банкротства. Данный термин стал одним  из самых «популярных» в деловой  жизни России. Однако его содержание расплывчато.

В антикризисном управлении диагностика финансового состояния  предприятия играет особую роль. Необходимо правильно поставить «диагноз», как на самых ранних стадиях с  целью своевременного использования  возможностей ее нейтрализации, так  и в процессе антикризисного управления, определить слабые, «узкие» места  в финансовом состоянии предприятия. Между тем проблема диагностики  в антикризисном управлении относится  к числу мало исследованных в  отечественной экономической и  управленческой науке. Это объясняется  весьма продолжительным господством в российской экономике марксистско-ленинского учения, исключающего кризисы при социализме.

Потребность в диагностике  финансового состояния предприятия  испытывают как сами предприятия, так  и их контрагенты, инвесторы, заемщики и т.д. В то же время хроническая  неплатежеспособность хозяйствующих  субъектов создает серьезную  угрозу экономической стабильности страны в целом и необходим  систематический государственный  мониторинг финансового состояния  предприятий с целью выявления  несостоятельных. Все это обусловило создание значительного числа методик  проведения такого анализа.

Объектом исследования выступило  ОАО «Обувная фабрика «Спартак». Предметом исследования явилось  финансовое состояние анализируемого предприятия в системе антикризисного управления.

Информационной базой  исследования явились формы финансовой отчетности ОАО «Обувная фабрика  «Спартак» за 2007-2009 гг., в частности  форма №1 (бухгалтерский баланс), форма №2 (отчет о прибылях и  убытках).

В качестве методологической основы исследования были использованы такие методы общенаучного исследования как анализ, сравнение изучаемых  показателей, методики диагностики  финансового состояния предприятия  ФУДН и Альтмана.

Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала современного менеджмента; разработки и реализации на предприятии специальной  программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить  временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Речи о банкротстве  при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем  до того, пока они не приняли необратимый  характер.

Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия  и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами 

Краткая характеристика организации и основных ее показателей

ОАО «Обувная фабрика «Спартак»  представляет собой промышленное предприятие, расположенное в центре столицы  Татарстана, которое за почти вековую  историю прошло путь от небольшого обувного производства до крупнейшей в России обувной компании, выпускающей  ежегодно более 300 новых наименований обуви высокого качества.

В 1916 году три казанских  купца и фабриканта - Шабанов, Зобнин и Жулин на правах пайщиков открыли  фирму по производству обуви «Поляр». Оснащение фабрики состояло из парового двигателя и машин для шитья  верха обуви, которой выпускалось 2 вида.

В 1922 году, по предложению  рабочих, фабрика «Поляр» получила новое название - «Спартак».

1 августа 1962 года в  состав «Спартака» вошла Казанская  фабрика детской обуви. В последующие  годы комбинат укрупнился за  счет еще трех предприятий,  входивших в состав местной  промышленности: Казанской, Зеленодольской  и Чистопольской обувных фабрик. В конце 60-х и начале 70-х стали открываться филиалы фабрики в городах Татарстана и других регионов.

В 70-80-е гг. обувной комбинат «Спартак» входил в число нескольких предприятий, обеспечивавших обувью все  население Советского Союза. Объем  выпускаемой «Спартаком» продукции  в этот период достигал 11, 5 миллионов  пар обуви в год.

Продукция компании через  развитую дистрибьюторскую сеть поставляется во все регионы России и страны СНГ. Обувь реализуется также  через собственную розничную  сеть фирменных магазинов «Спартак». На данный момент сеть включает в себя более 60 магазинов в 23 городах России.

Сегодня ОАО занимает около 1% российского обувного рынка. Специализируется на производстве кожаной обуви в  средне-низком ценовом сегменте, выпускает  около 450 000 пар обуви в год. Фабрика  специализируется на производстве женской, мужской и детской, кожаной и  текстильной обуви для всех сезонов  года. Кроме того, "Спартак" выпускает  военную и специализированную обувь.

Уставный капитал общества составляет 42 861 000 руб. Он разделен на 4 271 500 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 руб. и 14 600 привилегированных акций номинальной стоимостью 10 руб.

В масштабах обувного рынка  России с множеством операторов и огромным импортом, ни одна компания на сегодняшний день не имеет доли, равной 1 % и немногие могут похвастать столь динамично развивающимся оптом и развитой собственной сетью. Такое положение дела позволяет строить компании «Спартак» довольно смелые, но вполне выполнимые планы на период до конца 2012года:

- достичь доли рынка  равной 1 %;

- расширить розничную  сеть до 200 магазинов;

- закрепиться на рынках  СНГ и выйти на мировой рынок.

Достижение целей компании возможно при ориентации на следующую  стратегию: компания выходит за рамки  производства-России-обуви и начинает не только производить, но и закупать для продажи, работать не только в  России, но и за рубежом, предлагать не только обувь, но и одежду-аксессуары и т.д.

Фабрика ощутила приближение  кризиса еще осенью 2008г. При производстве продукции всегда нужна финансовая подпитка. "Спартак" - развивающийся  ритэйлер со всеми вытекающими кредитными обязательствами. К тому же вырос  курс доллара, соответственно подорожали и комплектующие: кожа, фурнитура, себестоимость  продукции выросла. Было введено  антикризисное управление и, благодаря  этому, удалось свести негативные последствия  финансового кризиса к минимуму.

Диагностика финансового  состояния предприятия по методике Альтмана

Для диагностики финансового  состояния ОАО «Обувной фабрики  «Спартак» воспользуемся модифицированным вариантом формулы Альтмана (1.3.6.), так как акции данного предприятия  не котируются на бирже. Данные для  расчетов возьмем из баланса предприятия (Приложение 1), и отчета о прибылях и убытках (Приложение 2).

Таблица 1. Расчетные показатели ОАО «Обувная фабрика «Спартак»

 

№ п/п

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

 
   

2008г.

2009г.

 

1

Оборотный капитал

1 162 804

1 453 208

 

2

Сумма активов

2 497 270

2 356 094

 

3

Нераспределенная прибыль

- 270 257

- 293 163

 

4

Балансовая стоимость  акций

10

10

 

5

Операционная прибыль

194 924

269 989

 

6

Заемные пассивы

2 567 756

2 454 595

 

7

Выручка от реализации

969 095

931 193

 
         

Используя данные таблицы 1, произведем расчет показателей модели Альтмана за 2008 и 2009гг. Результаты представлены в таблице 2.

1) X= 1 162 804 / 2 497 270 = 0,47,

X= - 270 257 / 2 497 270 = - 0,11,

X= 194 924 / 2 497 270 = 0,08,

X= 6,10 / 2 567 756 = 0,

X= 969 095 / 2 497 270 = 0,39.

2) X= 1 453 208 / 2 356 094 = 0,62,

X= - 293 163 / 2 356 094 = - 0,12,

X= 269 989 / 2 356 094 = 0,11,

X= 6,10 / 2 454 595 = 0,

X= 931 193 / 2 356 094 = 0,4.

Таблица 1. Факторы дискриминантной модели Э. Альтмана

 

Фактор

2008 год

2009 год

 

X1 (показатель ликвидности)

0,47

0,62

 

X2 (показатель прибыльности)

- 0,11

- 0,12

 

X3 (показатель устойчивости)

0,08

0,11

 

X4 (показатель платежеспособности)

0

0

 

X5 (показатель активности)

0,39

0,4

 
       

Рассчитаем Z-коэффициент  по данным 2008г. и 2009г. соответственно:

Z = 0.717 * 0.47 + 0.847 (- 0.11) + 30.1 * 0.08 + 0.42 * 0 + 0.995 * 0.39 = 0.89

Z = 0,717 * 0,62 + 0,847 (-0,12) + 3,1 * 0,11 + 0,42 * 0 + 0,995 * 0,39 = 1,07

Значение Z-коэффициента за оба анализируемых года менее 1,23, следовательно, по методу Э.Альтмана, вероятность  банкротства как в 2008г, так и  в 2009г. очень высокая. Однако наблюдается  увеличение показателя на 0,18, и приближение  его к минимально допустимому  значению 1,23. Что свидетельствует  о положительном влиянии введения антикризисного управления.

Таким образом, обе модели диагностики финансового состояния  предприятия в системе антикризисного управления привели к одному выводу: ОАО «Обувная фабрика «Спартак»  является неплатежеспособным, вероятность  банкротства очень высока, но имеется  некоторая тенденция к улучшению.

К основным факторам, повлиявшим на хозяйственные и финансовые результаты деятельности общества можно отнести  следующие.

Внешние факторы:

- усиление конкуренции  со стороны Российских обувных  компаний, которые шьют обувь  за пределами России (в основном  в Китае);

- сужение рынка поставщиков  (качество кож, артикула кож), комплектующие  и мех импортные;

- невыполнение договорных  обязательств поставщиками по  срокам.

- удорожание энергоносителей  и транспортных услуг;

- климатические условия;

- сужение рынка комплектующих;

Внутренние факторы:

- компания «Спартак» стала  клиентоориентированной, гибко и  своевременно реагирующей на  потребности своих клиентов компанией;

- переход на более сложные  и технологически трудоемкие  модели;

- недостаток оборотных  средств (большой объем оборотных  средств отвлечен на неликвидную  готовую продукцию);

- нехватка своих производственных  мощностей.

Сравнивая рассмотренные  модели, можно сделать вывод, что  оценка финансового состояния предприятия  по методике финансового управления по делам несостоятельности (банкротства) легче в применении, чем западная методика Э.Альтмана, так как используется значительно меньше расчетных показателей, требует меньше времени. Однако при  использовании большего количества показателей деятельности предприятия  можно рассчитывать на более точные результаты.

В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление финансового  состояния предприятия осуществляется поэтапно.

Информация о работе Формула Э. Альтмана для диагностики состояния фирмы