Формула Э. Альтмана для диагностики состояния фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации.

Содержание

Формула Э. Альтмана для диагностики состояния фирмы (на примере «Обувная фабрика «Спартак»)…………………………………………14
Сравнительная характеристика систем государственного регулирования рыночных отношений в РФ и за рубежом…………..15
Особенности проведения процедур банкротства отдельных категорий организаций-должников………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………..31

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.docx

— 51.47 Кб (Скачать)

В 1989 году правительство и народные депутаты осознали необходимость придания новой направленности  радикальной  реформе экономикой. В основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. Соответствующая  правительственная программа была одобрена Съездом народных депутатов  СССР в ноябре 1989 года, хотя уже тогда некоторые депутаты не сочли ее достаточно радикальной. К моменту принятия первой правительственной концепции осуществления  радикальной реформы  глубина дефицитов, степень расстройства  денежного обращения, инфляция были таковы, что настоятельно требовалось проведение стабилизационных  предреформенных мер.  Однако такие  меры  не были осуществлены, и к весне 1990 года  экономическая ситуация еще более ухудшилась.

В этих условиях  правительство принимает решение  несколько отойти от концепции реформы, принятой еще  в конце 1989 года, и реализовать  программу  форсированного перехода к планово-регулируемой  рыночной экономике. Но, поскольку данная программа  предусматривала первоочередную реформу  государственных  розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой различные цены на товары народного потребления должны были возрасти, она не была принята Верховным Советом СССР.

К осени 1990 года правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР  третий вариант программы с более ”смягченной” реформой розничных цен. Но к этому периоду был разработан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который стал известен под названием - программа “500 дней”.

Эта программа отличалась большим  радикализмом, обозначенными сроками  переходного этапа, предложениями  о кардинальном разгосударствлении собственности и ее приватизации, отказом от реформы государственных  цен с ориентацией на прямой переход  к рыночным ценам.

В связи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной  программы и программы “500 дней” не удалось, были предоставлены особые полномочия президенту СССР, в т.ч. право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. Верховный Совет СССР в октябре 1990 года одобрил представленные на его рассмотрение Президентом СССР “Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике”, которые  аккумулировали положения правительственной программы и частично программы “500 дней”. Но единой согласованной с союзными и республиканскими органами концепции и программы перехода к рыночной экономике  разработать не удалось. Почему так происходит?  Несмотря на всеобщее осознание перехода к рыночной экономике, нельзя не признать того, что развитие общества в целом, включая экономическое, осуществлялось не по заранее намеченным планам и программам, а в соответствии с “исторической волей”, объективными законами цивилизации и прогресса. Больше всего попыток перестроить  мировую систему в соответствии с замыслами отдельного человека или группы людей выпало на конструкторов социализма. Социалисты-утописты строили замечательные по замыслу, но абсолютно нереальные по претворению в жизнь проекты. К.Маркс, упрекнув философов прошлого в том, что они только объясняли мир, не  говоря, каким образом надо изменить его,  предложил способ изменения, заключавшийся  в ликвидации революционным путем капиталистической системы и построении социализма. И так уж случилось, что именно в нашей стране Ленин воплотил идею Маркса, достигнув цели своими характерными способами. Что касается капитализма, воплотившего рыночную экономику в действительность, то он шел к ней не дорогой программ. Ни  Адам Смит, ни Джон Мейнард Кейнс в отличие от  Леонида Абалкина, Станислава Шаталина, Григория Явлинского не предлагали концепций, основных направлений и тем более конкретных по этапам и срокам программ перехода к рыночной экономике, ограничиваясь трактовкой роли и места рынка и анализом способов его регулирования. Капитализм двигался к рынку очень долго, естественным путем, через кризисы, лишения, преодоление трудностей. Несмотря на отрицательные последствия внедрения программ перехода к рыночной экономике, я думаю, что все равно нельзя останавливаться и ждать “куда кривая выведет”. Такая программа обязательно должна быть, только в более упрощенной форме, то есть в ней не должны четко определяться сроки, пути и способы достижения целей, указанных в программе, а просто нужно выбрать какое-то общее направление перехода от административной к рыночной экономике, наиболее общие принципы и общую последовательность их осуществления. Я считаю, что ни один великий гений не способен предвидеть четкий образ будущей экономической системы и детально  осуществить его реализацию, исключение, на мой взгляд, составляет лишь первый этап перехода. В этом случае реально выглядит установление каких-либо сроков, исполнителей и так далее. Мне кажется, что самым важным и главным в переходе к рынку является предоставление свободы каждому человеку, его заинтересованность в этом переходе и, конечно, создание условий для свободного движения человека, выявление его творческой инициативы и возможность ее внедрения в жизнь. Ведь в любой программе рано или поздно может произойти сбой, а  для этого нужно заранее предусматривать подобные ситуации и выходить из них с учетом психологической реакции людей по отношению к происходящему.

Таким образом, для перехода к рынку  нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный  рынок, каковы его основные принципы и структура, поэтому в своей  научной работе, я думаю, будет  целесообразно рассмотреть вышеуказанные  понятия во втором вопросе.

2. Рынок: понятие и особенности.

Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить  суть рыночных отношений. Однако глубокому  восприятию и пониманию рынка  советским человеком препятствует несколько причин.

Во-первых, мы подлинной рыночной экономики  во всех ее многочисленных проявлениях  практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах  свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в  суть внутренних механизмов рыночных отношений.

Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио и телевидению нам  внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика с эксплуатацией и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка и рыночной экономики, труды так называемых буржуазных экономистов либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.

В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у каждого  из нас при слове “рынок”, так  или иначе связаны с колхозным  рынком, базаром, то есть рыночными  формами, существовавшими в советской  экономике. Но эти аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике.

Термины “рынок” и “рыночная  экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.

Рынок  - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

Принцип свободы экономической, хозяйственной, предприниматель-ской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия  во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату  над ним со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика  опирается на принцип примата  потребителя, его главенства. В условиях административно-командной экономики, порождающей дефицит, наступает  власть производителя над потребителем, превращение последнего под воздействием очередей и нехватки в покорного  просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике  ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

Рыночной экономике свойствен  принцип рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает  в итоге установления баланса  противонаправленных тенденций: желания  одной стороны продать товар  подороже и другой стороны - купить подешевле. В нормально функционирующей  экономике цена на свободном рынке  не опускается ниже себестоимости и  не поднимается выше суммы себестоимости  и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать  по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить  и продавать конкуренты, и цена падает.

Рыночной экономике присущ принцип  договорных, контрактных отношений. В нашей практике это означает переход от управления по вертикали  к управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными  экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны  вышестоящих организаций в экономике  рыночного типа, экономическая свобода  хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых  особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

Принцип открытости экономики означает, что свобода предпринимательства  распространяется на внешнеэкономические  связи и выражается в том, что  хозяйственные организации и  предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при  соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.

Рыночная экономика немыслима  без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата  рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных  средств возбуждения деловой  активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста  качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Если централизованная экономика  опирается на непосредственное управление материально-вещественными объектами  и процессами, то рыночная экономика  тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы  и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и  товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические  методы управления. На практике это  находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой  систем, цен.

Основное свойство экономики рыночного  типа состоит в распространении  рыночных отношений на все хозяйственные  сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это  свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения  рыночных отношений, широта охвата ими  социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу.

С одной стороны, мы получаем комплексное  представление о рыночной экономике  как о единстве взаимосвязанных  и взаимодействующих разнообразных  рынков.

С другой стороны, становится возможным  сопоставить нынешнее состояние  отдельных рынков или рыночных сфер экономики с тем, которое должно быть при переходе к развитым рыночным отношениям. Тем самым удается  оценить степень необходимых  преобразований при переходе к рыночной экономике и характер их воздействия  на  людей.

При наиболее укрупненной структуризации в составе единого рынка обычно выделяют следующие виды отдельных  рынков:

- рынок потребительских товаров,  услуг, жилья, зданий и сооружений  непроизводственного назначения;

- рынок средств производства  и производственных видов деятельности;

- рынок денег, валюты, ценных  бумаг;

- рынок труда, рабочей силы, рабочих  мест;

- рынок информации, интеллектуального  продукта, инноваций.

Таким образом, рынок является особым экономическим механизмом, который  через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоровляет экономику России, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных  предприятий. 

3. Особенности проведения  процедур банкротства отдельных  категорий организаций-должников

Действующее законодательство о банкротстве устанавливает  некоторые особенности, с которыми осуществляются процедуры банкротства  ряда категорий организаций – должников. 
Рассмотрим типы таких должников и выделим такие основные особенности их банкротства.

Градообразующие организации.

 
Градообразующие организации - это  компании, численность работников которых  превышает 25% от численности работающего  населения населенного пункта, в  котором они расположены. Кроме  того, к ним относятся и организации  с численностью работников более 5 тыс. человек. 
Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления в отношении градообразующих организаций вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа такого предприятия может быть осуществлена только при условии, что его покупатель принимает на себя обязательства по сохранению 50% рабочих мест на срок в три года.

Сельскохозяйственные  организации.

 
К данной категории относятся организации, для которых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют не менее 50% от общей суммы выручки. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 70% от общей суммы выручки. 
Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций вводятся с учетом сезонности данного вида производства. 
Преимущественное право покупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие смежными земельными участками.

Информация о работе Формула Э. Альтмана для диагностики состояния фирмы