Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономики, представляющая собой систему, важным элементом которой является защита предприятий от кризисных ситуаций и регулирование процессов банкротства.
Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Работа содержит 1 файл

государственное регулированияе кризисных ситуаций в экономике.docx

— 28.83 Кб (Скачать)

1Роль и функции антикризисного регулирования

Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономики, представляющая собой систему, важным элементом которой является защита предприятий от кризисных ситуаций и регулирование процессов банкротства.

Регулирование может быть регламентированным законодательством  и творческим.

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных  специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и  осуществление мер, стабилизирующих  состояние экономики. В этом направлении  государственные органы осуществляют:

•   правовое регулирование  -  создание  правовой  основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления  случаев фиктивного и преднамеренного  банкротства;

•   методическое регулирование - методическое обеспечение  проведения мониторинга состояния  предприятий, профилактики их банкротства,  судебных процедур,  а также  санации  в  случае возникновения факта  несостоятельности;

информационное    регулирование         учет    и    анализ

платежеспособности  крупных, а также экономически и  социально значимых предприятий; •  экономическое и административное регулирование - применение эффективных  мер и методов воздействия  на экономику с целью ее стабилизации;

•   организационное  регулирование - создание условий для  цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

•   социальное регулирование - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в  создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

•  кадровое регулирование - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и  арбитражных управляющих), повышение  уровня их квалификации;

•  экологическое  регулирование - защита окружающей предприятия  природной среды от загрязнения  в результате осуществления ими  своей деятельности.

С целью стабилизации экономики применяются экономические и административные методы государственного воздействия на состояние предприятий. Экономические методы государственного воздействия на состояние предприятий - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные методы государственного воздействия на состояние предприятий - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование предполагает проведение определенной государственной экономической  политики. В условиях рыночной экономики  государственная экономическая  политика может быть представлена как  комплекс мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, реализуемых  соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших  результатов экономического и социального  развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий  деятельности отдельных экономических  субъектов или блоков экономической  системы. Таким образом, государственная  экономическая политика и составляющие ее элементы имеют  антикризисную  направленность. 

Государственная экономическая политика включает в  себя следующие элементы.

1. Фискальная (бюджетная)  политика представляет собой  регулирование с помощью государственного  бюджета и налогообложения, т.е.  установление на определенном  уровне степени зависимости предприятия  от бюджета. Такая политика  проявляется в следующих функциях:

- в период  спада производства - в увеличении  объемов финансирования общественных  работ, государственных программ  по оказанию поддержки важным  для экономики предприятиям;

-  в период  подъема - в уменьшении налогов  с населения и предприятий,  что ведет к повышению платежеспособного  спроса населения и возможностей  для инвестирования у предприятий,  а следовательно, к оживлению экономики;

-  в любой  период - в налоговом регулировании,  которое выражается в увеличении  льгот для предприятий, функционирующих  в желательных для  государства   сферах экономики,  для  малых  предприятий и предприятий, осуществляющих  реконструкцию, техническое  перевооружение  или  расширение действующего  производства; в установлении моратория  на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней;  в предоставлении рассрочки и  отсрочки погашения долга, в  возможности получения налогового  кредита.

2. Структурная  политика представляет собой  целенаправленное воздействие государства  на реформирование отношений  собственности в экономике и  повышение таким образом эффективности ее функционирования. Она реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий.

В этой области  государственным управлением осуществляются следующие функции:

-  пересмотр  принципов и приоритетов в  области управления и распоряжения  государственным имуществом;

-  определение  роли государства в процессе  реформирования отношений собственности;

-  реализация  эффективного контроля в государственном  секторе экономики. Особенно это  касается тех предприятий, которые  обеспечивают научно-техническую  и технологическую независимость  страны как неотъемлемую часть  национальной безопасности.

3. Финансово-кредитная  политика представляет собой  целенаправленное управление государства  банковским процентом, денежной  массой и кредитами, которые,  в свою очередь, воздействуют  на потребительский и инвестиционный  спрос.

Она выполняет  следующие функции:

-  оказание  финансовой поддержки на безвозмездной  основе и на условиях льготных  кредитов жизненно важным для  экономики предприятиям;

-  воздействие  Центрального банка РФ на коммерческие  банки, в частности с помощью  нормирования их обязательных  резервов и стимулирования или  ограничения тем самым выдачи  кредитов организациям;

-  осуществление   операций государства на рынке  ценных бумаг (покупка и продажа  ценных бумаг государства влияет  на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению  денежной массы, продажа - к  ее снижению).

4. Научно-техническая  политика состоит в обеспечении  комплексного развития науки  и техники. Она выполняет следующие  функции:

-  выбор приоритетных  направлений в развитии науки  и техники; 

- государственную  поддержку приоритетных направлений  в развитии науки и техники  путем финансирования;

- осуществление    прогрессивной    амортизационной    и инвестиционной политики;

-  совершенствование  системы оплаты труда научных  работников;

- участие в  международном научно-техническом  сотрудничестве и др.

5.  Промышленная  политика направлена на выполнение  следующих функций:

-  преобразование  отраслевой структуры промышленности  в ходе государственного регулирования  промышленности региона, в том  числе на реструктуризацию предприятий;

- создание системы  стратегического корпоративного  планирования и финансового мониторинга;

-    формирование   системы    информационной    поддержки промышленности.

В настоящее  время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и  финансово-ощутимой поддержки национальной экономики.

6.  Амортизационная  политика - это оптимизация формирования  затрат по использованию основных  фондов путем выбора наилучшего  варианта исчисления амортизации.

7.  Инвестиционная  политика нацелена на выполнение  следующих функций:

-  регулирование  темпов роста производства;

- ускорение НТП;

-  изменение  отраслевой структуры экономики.

Главная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного  инвестора и создании условий  для привлечения частных инвестиций в экономику.

8.  Прогнозирование  и планирование занимают не  последнее место в системе  государственного регулирования.  Индикативное планирование, основанное  на анализе развития экономики,  осуществляется в соответствии  с    имеющимися    ресурсами.    Результатом    являются    основные макроэкономические показатели  в плановом периоде: темпы роста  валового национального продукта  и национального дохода, уровень  инфляции, безработицы, МРОТ, дефицит  бюджета, процентные ставки и  др. Определяются способы их достижения  и регулирования в случае их  невыполнения.

9.  Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

10.  Внешнеэкономическая  политика предполагает обеспечение  условий для притока иностранных  инвестиций и свободного выхода  отечественных предпринимателей  на мировой рынок с помощью  таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная  политика является одним из  важнейших направлений государственного  регулирования.

В процессе антикризисного регулирования должны разрешаться  и такие проблемы, как неприятие  руководителями предприятий давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и  производственную информацию о своем  бизнесе, убежденность в том, что  в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

Таким образом, антикризисное регулирование - многогранная функция государственного управления, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его  распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.

2.  Система антикризисного  регулирования

Система антикризисного регулирования представляет собой  совокупность элементов, находящихся  в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий  от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг  изменения отраслевой структуры  хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и  распоряжений, координирование и  организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит  степень реактивности работы всей системы.

Механизмами антикризисного регулирования, приводящими данную систему в действие и обеспечивающими  ее функционирование, являются: выработка  стратегии, политики и принципов  антикризисного регулирования и  учреждение его участников; наработка  законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие  на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

Стратегия антикризисного регулирования - генеральное направление  стабилизации экономического развития с целью реализации стратегии преобразования общественной жизни страны.

Политика антикризисного регулирования - это направление  деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на стабилизацию кризисной экономической ситуации, на формирование механизма регулирования, способного своевременно влиять на рыночную конъюнктуру с учетом стратегии  антикризисного регулирования.

Принципами антикризисного регулирования являются:

•   создание правовой основы цивилизованных предпринимательских  отношений в условиях несостоятельности  предприятий;

•   ограничение  до разумных пределов государственного и административного влияния  на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике