Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы состоит в рассмотрении вопросов связанных с государственным регулированием кризисных ситуаций:
Возможно ли государственное регулирование кризисных ситуаций? Как оно осуществляется?
Каковы приоритеты и ограничения государственного регулирования кризисных ситуаций?
Каковы средства и механизмы государственного регулирования кризисных ситуаций?
Может ли государство предотвратить кризис?

Содержание

1 Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
2 Роль государства в антикризисном управлении.
3 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
4 Заключение.

Работа содержит 1 файл

антикризис управление контрольная.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

2

Глава 1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.

4

Глава 2.  Роль государства в антикризисном управлении.

11

Глава 3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

19

Заключение

38

Список использованной  литературы

39

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Спады и подъемы, финансовый крах и  возрождение — непременные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов  экономического развития находятся  предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества.

Предприятие с позиции менеджмента  — объект управления, в котором  осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции. С позиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег.

Для государства предприятие —  это микроэкономический потенциал  страны. Через домохозяйства реализуются  социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той  части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.

Общими для предприятия и  для домохозяйства выступает  стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего  образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

В этой связи, естественно, возникают  вопросы о том, можно ли предсказать  экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство  от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

Целью данной контрольной работы состоит в рассмотрении вопросов связанных с государственным регулированием кризисных ситуаций:

    1. Возможно ли государственное регулирование кризисных ситуаций? Как оно осуществляется?
    2. Каковы приоритеты и ограничения государственного регулирования кризисных ситуаций?
    3. Каковы средства и механизмы государственного регулирования кризисных ситуаций?
    4. Может ли государство предотвратить кризис?

В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства — к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.

Каждое из этих явлений может  происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может произойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений — обострение социальной обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.

Итак, что же может служить причиной нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка? Ответ на этот вопрос состоит в следующем: во-первых, наличие монополии; во-вторых, вмешательство государства; в-третьих, инфляция и, наконец, внешние факторы. Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции. С позиции теории регуляции* кризисы можно классифицировать следующим образом:

*Главная мысль теории регуляции состоит в том, что происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, открытыми столкновениями между классами или социальными группами. В общественные науки категорию регуляции одними из первых внесли М. Агльетта, Ж. Дестан де Бернис, Р. Буайе, А. Бертран, Б. Бийодо, А. Липец и другие западные ученые, считавшие экономический рост и кризисы, их изменчивость во времени и пространстве центральной проблемой экономического анализа и тесно увязывающие эти явления с существующими социальными формами.

• кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение  экономического развития той или  иной географической общности оказывается  заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

• циклический кризис. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических  механизмах и социальных процессах;

• структурный (большой) кризис. Любой случай, когда экономическая и общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придает ей постоянный импульс, т. е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства системы в целом;

• кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

• кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм - форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Известный французский экономист  Робер Буайе в своей типологии кризисов указывает на их четыре типа: кризис 1-го типа «нарушение характера», 2-го - «частичное нарушение в системе регуляции» 3-го - «кризис системы регуляции» и 4-го - «кризис режима накопления и системы регуляции». Применительно к этой типологии из указанных выше кризисов кризис «внешнего шока» будет относиться к 1-му типу, циклический и структурный - ко 2-му, а перечисленные далее соответственно к 3-му и 4-му. Взаимосвязь институциональных форм, режима накопления, механизмов регуляции и кризисов показана на схеме, воспроизведенной из книги Р. Буайе «Теория регуляции» (рис 3.2.).

Выявить и обозначить причины подъема  производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуации.

Проблемы регулирования развития народного хозяйства широко обсуждались  и в СССР. Однако само понятие  «регулирование» применялось больше для обозначения государственной экономической политики. Например, государственное регулирование заработной платы выражалось в утверждении тарифных ставок и должностных окладов работникам, введении тех или иных систем оплаты труда. В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении социально-экономической политики КПСС. Но государственное регулирование в директивно-плановой экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как понятия имеют различия.

В дальнейшем я буду исходить из следующею рабочего определения: регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.

Требует определенного переосмысления понятие «экономическая эффективность». Экономическая эффективность определяется комплексом понятий, а именно:

• эффективность производства, означающая, что достигается такое сочетание  ресурсов, которое обеспечивает максимальный выпуск при данном объеме затрат. Это  эффективность в понимании инженера-технолога.

• эффективность структуры продукции, т. е. производство товаров в оптимальном сочетании.

• эффективность потребления. Она  характеризуется тем, что потребители  распределяют свои доходы таким образом, чтобы добиться максимального удовлетворения своих потребностей с учетом уровня дохода и цен на приобретаемые товары.

Все рассмотренное выше обеспечивает эффективное использование ресурсов в данный момент времени. Динамическая эффективность требует оптимизации  роста производства или потребления. Стремление к динамической эффективности (в отличие от статической) ставит труднейшую задачу — распределение средств между текущим потреблением и инвестированием.

Отмеченные особенности имеют  важное значение в предотвращении и  регулировании кризисных ситуаций, так как в этом процессе особое место принадлежит стратегии, предусматривающей осознание надвигающейся нежелательной критической ситуации; выявление причин возникновения такой ситуации и направленности ее составляющих; количественную и качественную оценку возможного ущерба; разработку тактических вариантов деятельности предприятий в условиях критических ситуаций и выхода из них.

Однако на практике такие стратегии  разрабатываются чрезвычайно редко, что объясняется неподготовленностью  руководителей и менеджеров к  принятию обоснованных стратегических решений, отсутствием в хозяйствующих структурах технологических схем разработки, реализации и контроля стратегических планов, т. е. систем стратегического управления.

Серьезной помехой выступает, во-первых, устаревшее мышление. Его корни лежат  глубоко и их решение невозможно без эффективной системы образования и открытости внешнему миру. Большинство наших специалистов и руководителей не имели и не имеют представления, например, о том, что редкие ресурсы обладают альтернативной стоимостью, т. е. ценность ресурсов, используемых для достижения данной цели, определяется возможностями их альтернативного применения при реализации всех остальных целей. Когда такого понимания нет, не может быть выработан адекватный подход к различным компромиссам, становится трудным выбор приоритетов.

Во-вторых, довлеет груз старых приоритетов. Как известно, в советское время  экономическая система строилась  на приоритете общественных интересов  перед правами личности, а также  на стремлении добиться достижения цели любой ценой, даже если приходилось лгать. Это въелось в поведение людей: подчиненные скрывают неприятные известия от начальников, нередко приукрашивают сделанное.

В-третьих, старые страхи ведут к  оборонительной реакции. Раньше экономические  трудности решались проведением  реорганизации, которая маскировала провалы. Издержки этой меры ложились на трудовой коллектив предприятия, членами которого распоряжались, как неодушевленными предметами, как «винтиками». В итоге многие люди продолжают опасаться реформ, не верят в возможность достижения их целей.

В сумме все названные обстоятельства и предпосылки играют существенную роль в деятельности по регулированию  кризисных ситуаций. Но возникает  вопрос границы определения этой деятельности, т. е. «осязаемых» признаков  выхода из кризиса. Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций.

1. Поиск инноваций, содействующих  изменениям в способе экономического  роста. Это преобразования в  области отношений найма, которые  могут способствовать попыткам  выхода за пределы прежнего способа экономического роста. Это и определение форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия. Это и выявление того, происходит ли заметное изменение образа жизни, нарушения или изменения в сфере материального потребления и какое влияние это может оказать на отношения найма и организацию производства? каким образом восстанавливаются каналы государственного регулирования? какое влияние оказывает финансовая дерегламентация на связи между промышленностью и банками, на отношения между деньгами, кредитом и накоплением?

2. Поиск условий распространения  инноваций. Дело в том, что  инновации могут быть не только  полезными, но и бесполезными, а также преждевременными, когда  условия на микро- или макроуровне  не приспособлены к их восприятию. Поэтому становится очень важным вопрос о факторах, которые в условиях кризиса определяют распространение инноваций.

3. Определение различий между  локальными и глобальными изменениями.  Необходимо уметь проводить различие  между дополнительными инновациями в рамках существующей логики нововведений и структурными изменениями, затрагивающими саму эту логику. При этом следует подчеркнуть, что новое часто накладывается на старое. В этом случае переход от одного способа регулирования к другому совершается путем смены поколений и это относится как к занятому кадровому персоналу, так и к используемым зданиям, сооружениям, оборудованию.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций