Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

При осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что происходит на рынке, чтобы вовремя реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.
Основные направления изучения фирмы
Понятие и характеристики производственного потенциала предприятия
Система оценочных показателей производственного потенциала
Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций
Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа
2.2 Анализ баланса предприятия
2.3 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
2.3.1 Понятие и классификация основных фондов
2.3.2 Анализ показателей эффективности использования основных фондов
2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Глава 3. Изучение конкурентоспособности фирмы
3.1 Понятие и общие положения конкуренции
3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и определение приоритетных конкурентов
Изучение конкурентоспособности продукции
Изучение конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности фирмы
Изучение конкурентоспособности фирмы в целом
3.3 Концепция конкурентоспособности Портера
3.3.1 Схема исследования конкурентов в концепции Портера
Цепочка создания ценности Портера
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

104174.rtf

— 2.43 Мб (Скачать)
y">3) Взаимозаменяемость (альтернативность) элементов.

4) Взаимосвязи и взаимодействие элементов.

5) Возможность восприятия в качестве новых элементов новейших достижений НТП.

6) Гибкость.

7) классовый характер.

8) Мощность.

Все особенности производственного потенциала можно классифицировать по признакам: внутренние средства и особенности структуры, качественные характеристики, социально-экономические отличия.

Элементами производственного потенциала можно назвать все ресурсы, которые каким-либо образом связаны с функционированием и развитие предприятия. В их число прежде всего входят: рабочая сила, орудия труда, технология. Некоторые исследователи выделяют также материальные ресурсы и информацию. 7

 

1.3 Система оценочных показателей производственного

потенциала.

 

Существует несколько систем показателей производственного потенциала. Рассмотрим наиболее распространенную из них, включающую как экспресс-оценку, так и детальный многокритериальный анализ.

При анализе движения составляющих производственного потенциала предприятий рассматривают показатели:

◙ Коэффициент обновления ОФ

◙ Коэффициент выбытия ОФ

◙ Коэффициент прироста ОФ

◙ Коэффициент неравномерности поставок материалов

◙ Коэффициент вариации

◙ Коэффициент выбытия по приему

◙ Коэффициент приема по выбытию

◙ Коэффициент текучести кадров

◙ Коэффициент постоянных кадров

При анализе текущего состояния производственного потенциала предприятия рассматривают показатели:

◙ Коэффициент износа ОФ

◙ Коэффициент годности ОФ

◙ Коэффициент использования наличного, установленного, сданного в эксплуатацию оборудования

◙ Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования

◙ Коэффициенты использования производственных мощностей

◙ Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами, фактический

◙ Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами, плановый

◙ Среднегодовая выработка продукции одним работником

◙ Показатели баланса рабочего времени.

При анализе эффективности использования составляющих производственного потенциала предприятия используют показатели:

◙ Фондоотдача

◙ Фондоемкость

◙ Рентабельность по ОФ

◙ Коэффициент нагрузки оборудования

◙ Коэффициент сменности

◙ Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования

◙ Показатель интегральной нагрузки

◙ Материалоотдача продукции

◙ материалоемкость продукции

◙ Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции

◙ Коэффициент использования материалов

◙ Изменение среднего заработка работающих за период

◙ Изменения среднегодовой выработки

◙ Непроизводительные затраты рабочего времени

◙ Сравнение средних тарифов разрядов работ и рабочих

◙ Экономия (перерасход) фонда заработной платы.8

 

 

Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций.

 

Важное место в процессе стратегического анализа занимает особый вид конкурентных преимуществ фирмы - ключевые компетенции. Под ключевыми компетенциями понимают оригинальное, особо эффективное сочетание дефицитных и специфических ресурсов которые предприятие использует более умело, нежели его конкуренты.9

В реальной конкурентной борьбе надо всегда учитывать возможность воспроизведения конкурентами любой, самой удачной комбинации ресурсов и обесценивания тем самым ее оригинальности. Поэтому ключевая компетенция стратегически сомнительна, если не может быть сохранена фирмой в долгосрочной перспективе.

Данный подход, основанный на определении возможностей фирмы, приобрел большую значимость в настоящее время в силу быстрого развития некоторых отраслей требующих больших вложений в разработку и усовершенствование продукта. Толчком к развитию концепции ключевых компетенций послужили в основном технические возможности предприятий. Сюда относятся высокоспециализированные машины и оборудование, организационные процессы, банки данных, патенты, лицензии и концессии, а также специальные знания персонала, особые связи с клиентурой, банками, поставщиками и властями, имидж предприятия, репутация его продукции на рынке и в обществе. Особенно сильно недооцениваются "неосязаемые" компетенции, такие, как особо лояльные рыночные отношения, своеобразная фирменная культура, хорошая репутация предприятия, его продукции и персонала.

Необходимо указать также на наличие так называемой метакомпетенции, т.е. способности предприятия к формированию ключевых компетенций. К ней относят взаимодействия социального плана, в частности реакция на критику, способность к обучению, коммуникации и поддержании связей с кругом лиц, заинтересованных в успехе предприятия. 10

Практически любое предприятие имеет возможность разработать свои ключевые комбинации ресурсов. Рыночная система с ее явной ориентацией на конкуренцию ведет к тому, что фирменные преимущества любого вида становятся вызовом для соперников и со временем "разъедаются". Это справедливо и по отношению к ключевым компетенциям, которые в принципе всегда подвержены такой эрозии.

В этом отношении с позиции отдельного предпринимателя следует выделить три категории ключевых компетенций:

  1. "Отработавшие", которые уже взяты на вооружение основными конкурентами и превратились в своего рода отраслевые "стандарты".
  2. Ключевые компетенции, которые в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широко доступными.
  3. Стратегическое значение имеют только те ключевые компетенции, которые фирма может защитить на протяжении длительного времени, т.е. которые являются устойчивыми.11

Важно выяснить, что представляет собой надежная защита ключевой компетенции. Некоторые авторитетные исследователи считают, что для этого надо обеспечить следующее:

  • сложность ключевой компетенции, которая должна быть достаточно высокой, чтобы конкурент не мог понять и легко ее использовать (сложные технологии, сети общественной связи, фирменная культура и т.п.)
  • секретность или скрытность ресурсов
  • величину предприятия. Конкурент должен опасаться финансовых, политических и рыночных санкций со стороны крупного соперника
  • издержки перехода клиента от одного поставщика к другому. Если эти издержки достаточно высоки, то клиент не решится воспользоваться услугами конкурента.
  • фактор времени, связанный со скоростью разработок и продвижения продукта на рынок. Динамичная фирма имеет возможность первой захватить каналы распределения и ключевые рынки, завоевать доверие клиента, что и означает надежную защиту своих достижений.

Ключевые компетенции, пребывающие в форме ресурсов и способностей, являются лишь потенциалом успеха. Повлиять на положение предприятия в конкурентной борьбе они могут только в том случае, если будут трансформированы и выражены в конечном продукте и затронут параметры, имеющие решающее значение для покупателя. При разработке фирменной стратегии менеджеры должны определиться каким образом имеющиеся компетенции могут быть защищены, развиты и использованы в рамках фирменной стратегии; может ли фирма на базе имеющихся ресурсов создавать новые, оригинальные комбинации ресурсов, которые в будущем могут быть трансформированы в ключевые компетенции; на какие хозяйственные, отраслевые и конкурентные изменения и в этой связи на какую стратегию должны быть сориентированы ключевые компетенции фирмы.12

 

 

Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности

хозяйственной деятельности предприятия.

 

2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа.

 

Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность, характеризущаяся обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.13

Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

◙ структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;

◙ эффективности и интенсивности его использования;

◙ платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

◙ запаса его финансовой устойчивости.

Основные задачи финансового анализа:

◙ своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности;

◙ прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности;

◙ разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод. В ходе такого анализа воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия. 

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1) анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2) анализа финансового состояния;

3) анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.14

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности). 15

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются хозяйственные процессы и конечные результаты работы предприятия.

Субъектами анализа как непосредственно, так и опосредованно являются заинтересованные пользователи информации (учредители, инвесторы, банки, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т. д.).

Хозяйственная деятельность характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. (Рис. 1)


Рисунок 1. Формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

Условные обозначения:

F - основные производственные средства (фонда);

N - продукция;

l1 - фондоотдача (N/F);

А - амортизация;

l2 - материалоотдача (N/М);

R - производственный персонал;

l3 - производительность труда (N/R);

U - оплата труда персонала;

S - себестоимость продукции;

К - авансированный капитал;

Р - прибыль;

Е - оборотные средства;

С - источники формирования оборотных средств16

 

От условий производства зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда (блок 2), предметов труда (блок 3), и самого живого труда (блок 4). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельность продукции (блок 8),. Сопоставление объема продукции и величины авансированных основных оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала (блок 9), т.е. фондоотдачу основных производственных функций и оборачиваемость оборотных средств.

От выполнения плана по прибыли и в целом финансового плана, с одной стороны и от оборачиваемости оборотных средств - с другой, зависят финансовое состояние и платежеспособность предприятия (блок 11). Такова общая принципиальная схема формирования экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия.17

 

2.2 Анализ баланса предприятий

 

Баланс предприятия - система показателей, характеризующая поступление и расходование средств путем их сравнения.

Бухгалтерский баланс - сводная ведомость отражающая в денежной форме средства предприятия по их состоянию, размещению, использованию и источникам образования . Состоит из актива и пассива .18

Информация о работе Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей