Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

При осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что происходит на рынке, чтобы вовремя реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.
Основные направления изучения фирмы
Понятие и характеристики производственного потенциала предприятия
Система оценочных показателей производственного потенциала
Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций
Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа
2.2 Анализ баланса предприятия
2.3 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
2.3.1 Понятие и классификация основных фондов
2.3.2 Анализ показателей эффективности использования основных фондов
2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Глава 3. Изучение конкурентоспособности фирмы
3.1 Понятие и общие положения конкуренции
3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и определение приоритетных конкурентов
Изучение конкурентоспособности продукции
Изучение конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности фирмы
Изучение конкурентоспособности фирмы в целом
3.3 Концепция конкурентоспособности Портера
3.3.1 Схема исследования конкурентов в концепции Портера
Цепочка создания ценности Портера
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

104174.rtf

— 2.43 Мб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный Университет»

Экономический факультет

Кафедра маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Э-041

Шелковникова А.В.

Научный руководитель: доцент

Поликарпов В.А.

 

 

 

 

 

Кемерово, 2006

 

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.

Основные направления изучения фирмы

Понятие и характеристики производственного потенциала предприятия

Система оценочных показателей производственного потенциала

Потенциал фирмы в контексте концепции ключевых компетенций

Глава 2. Анализ финансово-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия

2.1 Понятие и цели финансово-экономического анализа

2.2 Анализ баланса предприятия

2.3 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов

2.3.1 Понятие и классификация основных фондов

2.3.2 Анализ показателей эффективности использования основных фондов

2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Глава 3. Изучение конкурентоспособности фирмы

3.1 Понятие и общие положения конкуренции

3.2 Анализ конкурентоспособности фирмы и определение приоритетных конкурентов

Изучение конкурентоспособности продукции

Изучение конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности фирмы

Изучение конкурентоспособности фирмы в целом

3.3 Концепция конкурентоспособности Портера

3.3.1 Схема исследования конкурентов в концепции Портера

Цепочка создания ценности Портера

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

При осуществлении хозяйственной деятельности предпринимателю необходимо иметь по возможности полное представление о том, что происходит на рынке, чтобы вовремя реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни. Полная и достоверная информация о рынках, на которых действует фирма (внешние факторы), и самой компании (внутренние факторы) является основой эффективного планирования и управления.

Для поддержания своего развития и конкурентоспособности руководителям предприятий прежде всего необходимо непрерывно производить анализ собственных средств и перспектив хозяйственной деятельности, что становится возможным благодаря анализу фнинансово-экономической эффективности и оценке производственного потенциала как объективному отражению состояния фирмы и опоре в дальнейшем планировании.

Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Предприятия анализируют свою работу для улучшения показателей своей деятельности. Источниками анализа являются стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности.

Исходными материалами для анализа служат месячные и квартальные планы, суточные и сменные задания.

 Анализ рынка является важнейшим компонентом маркетингового подхода в компании. В задачи исследования входит сбор, анализ и обработка информации о товарах, клиентах, конкурентах и рынках.

Осуществления экономического анализа обуславливает высокую конкурентоспособность предприятия. В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов.

Данная курсовая работа посвящена основным направлениям изучения фирмы, методам оценки ее производственного потенциала, анализу экономической эффективности посредством применения показателей использования основных фондов, производственных площадей, внедрения нововведений, прибыли и рентабельности деятельности фирмы. Отдельная глава посвящена анализу конкурентоспособности фирмы, включающему методы классификации конкурентов, оценки продукции и маркетинговой деятельности фирмы в данном контексте, а также концепции одного из самых известных исследователей конкурентоспособности фирмы. Цель курсовой работы - освятить с теоретической точки зрения вышеперечисленные вопросы, чтобы проникнуть в суть исследования фирмы для успешного функционирования последней в качестве малого звена в бесконечной цепи устанавливающихся рыночных отношений в России.

 

 

Глава 1. Изучение фирмы и ее экономического потенциала.

 

1.1 Основные направления изучения фирмы.

 

Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условии позволяет определить возможности фирмы для достижения ее маркетинговых целей. На основе анализа производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов фирма выясняет, какие ресурсы у нее имеются в наличии, какие требуется приобрести и за какую цену, а также сможет ли производство обеспечить надлежащее количество и качество товара. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Определяются области деятельности и функций, в которых предприятие имеет достижения, и те, которые нуждаются в улучшении по рыночным показателям. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих и перспективных рыночных потребностей.

Анализ возможностей предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:

Производство.

Объем, структура, темпы производства.

Ассортиментная номенклатура продукции предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента.

Обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования.

Наличный парк оборудования и степень его использования. Резервные мощности. Технологическая новизна.

Местонахождение производства и наличие инфрастуктуры.

Экология производства.

Распределение и сбыт продукции

Транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов.

Хранение товарных запасов. Уровень запасов, их размещение и скорость обращения. Наличие и емкость складских помещений и хранилищ.

Возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров.

Продажа. По отдельным товарам, сбытовым территориям, стоимости, типам покупателей, посредников и каналов сбыта.

Организационная структура и менеджмент

Организация и система управления.

Количественный и профессиональный состав работников.

Стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда.

Уровень менеджмента.

Фирменная культура.

Маркетинг

Исследования рынка, товара, каналов сбыта.

Стимулирование сбыта и реклама, ценообразование.

Нововведения.

Коммуникационные связи и информация.

Маркетинговый бюджет и его исполнение.

Маркетинговые планы и программы.

Финансы

Финансовая устойчивость и платежеспособность.

Прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам).

Собственные и заемные средства и их соотношение.1

Внутрифирменная информация представляется более достоверной, надежной, легко получаемой и поддающейся систематизации. Перечисленные выше показатели в процессе экспертной оценки для наглядности могут быть оформлены в виде таблиц и графиков.

Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по следующим конкретным направлениям:

  • по продукции
  • по рынкам
  • по отраслям
  • по потребителям2

Кабинетные исследования на основе внутрифирменной информации целесообразно дополнить методом «изучения предприятия со стороны», используя для этого опросы конечных потребителей, торговцев, экспертов и других специалистов. В опросный лист следует включать наиболее значимые для рынка показатели предприятия:

  • местонахождение предприятия;
  • степень известности (имидж);
  • фирменный стиль;
  • отзывы, рекомендации, процент рекламаций;
  • новизна и обновляемость продукции;
  • производственный потенциал;
  • гибкость производства;
  • технологическое оборудование;
  • длительность изготовления;
  • качество продукции;
  • конструкторский потенциал;
  • уровень и объем НИОКР;
  • использование «ноу-хау»,
  • приоритет в патентовании,
  • методы и организация сбыта;
  • квалификация партнеров по сбыту,
  • сервисные услуги и обеспечение запасными частями,
  • уровень и объем доходности (оборота),
  • программа производства и сбыта,
  • покупательский потенциал,
  • персонал,
  • система руководства,
  • уровень расходов,
  • производительность,
  • финансовый потенциал.3

 

1.2 Понятие и характеристики производственного потенциала.

 

Слово «потенциал» переводится с латинского как «мощь, сила». Потенциал разделяют на части:

1) Рыночный потенциал - потенциальный спрос на продукцию и доля рынка, занимаемая предприятием, потенциальный объем спроса на продукцию, отношения предприятия с рынком труда и факторами производства.

2) Производственный потенциал - потенциальный объем произведенной продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров.

3) Финансовый потенциал - потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности, эффективности инвестиций).4

Под производственным потенциалом понимается объем работ в приведенных единицах измерения затрат труда (нормо-часы), который может быть выполнен в определенный период времени (например, в течение года) основными производственными рабочими на основе основных производственных фондов при двух-трех сменном режиме работы и оптимальной организации труда и производства.

Система экономических оценок производственного потенциала предприятия включает:

1) Потенциальна годовая производственная мощность предприятия в расчетных единицах, развернутая по видам основной и побочной продукции.

2) Потенциальный годовой валовой объем выпускаемой продукции, услуг, в рублях.

3) Потенциальная величина добавленной стоимости, условно-чистой или конечной продукции, в рублях.

4) Потенциальный чистый годовой доход/объем произведенной чистой продукции.

5) Потенциальная годовая балансовая прибыль от произведенной деятельности при возможных стратегиях предприятия, в рублях.

6) Потенциальная чистая прибыль после уплаты налогов в рублях.

Таким образом, под производственным потенциалом предприятия следует понимать отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании:

1) Интеллектуального капитала предприятия для поиска наиболее передовых форм организации;

2) Имеющейся техники для использования передовых технологий;

3) Материальных ресурсов для обеспечения максимальной экономии и оборачиваемости.5

Характер этих отношений определяется трансформациями внутренней и внешней среды предприятия, при которых роль производственного потенциала заключается в поисках и реализации внутренних источников саморазвития в целях обеспечения стабильности работы предприятия.6

Одним из свойств производственного потенциала должно быть его самовоспроизводство. На практике оно может выражаться в наличии систем ремонта, модернизаций основных фондов, в увеличении структуры комплексных предприятий (включающих непрофильные отрасли), техническом перевооружении и реконструкции производства.

Выделяют несколько особенностей производственного потенциала:

1) Целостность.

2) Сложность.

Информация о работе Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей