Механизмы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:56, контрольная работа

Описание работы

Дисциплина «Антикризисное управление» на всем постсоветском пространстве является новой и недостаточно разработанной областью экономического знания как в теоретико-методологическом, так и в практическом аспектах его использования.
В настоящее время в республике проводится активная работа по поиску путей и методов финансового оздоровления и эффективных форм антикризисного управления субъектов предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 54.02 Кб (Скачать)

Спорная практика:

  • создание дочерних предприятий;
  • финансирование реструктуризации за счет собственных средств.

Нестандартные методы: 
– диверсификация;

– финансовое планирование;

– реструктуризация задолженности;

– реструктуризация предприятия;

– инновации и модернизация производства.

Система антикризисного (управления) регулирования включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются:

  • мониторинг состояния предприятий;
  • исследование изменения отраслевой структуры хозяйства;
  • прогнозирование и планирование;
  • принятие управленческих решений и распоряжений;
  • координирование и организация их выполнения;
  • введение системы стимулов;
  • учет и контроль результатов функционирования хозяйства.

Все они находятся в  тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг.

Механизмами, приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются:

  • выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников;
  • наработка законодательной и нормативно-методической базы;
  • технология контроля, включающая мониторинг;
  • изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия;
  • принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

Основная задача института  несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, то эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются:

  • создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;
  • ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
  • предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;
  • сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;
  • введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;
  • защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;
  • защита интересов всех участников банкротства, с предоставлением приоритета интересам кредиторов;
  • справедливое распределение имущества должника, подлежащего распродаже.

Участниками антикризисного управления (регулирования) являются различные службы и организации:

  1. Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси. В настоящее время заместителем министра экономики, который отвечает за это направление экономики, является Мирониченко Александр Иванович. В состав  Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси входят следующие структурные подразделения:

1) Управление государственной политики в сфере имущественных отношений.

2) Управление совершенствования  организационных форм управления;

3) Территориальные отделы  по санации и банкротству в  областях и в г. Минске.

Основными задачами Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси являются:

  • разработка и реализация государственной политики по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);
  • разработка и осуществление мер по финансовому оздоровлению и предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по процедурам банкротства в соответствии с законодательством;
  • осуществление в установленном порядке лицензирования деятельности антикризисного управляющего в производстве об экономической несостоятельности (банкротстве), а также контроль за деятельностью лиц, осуществляющих данный вид деятельности;
  • обеспечение проведения процедур экономически несостоятельности (банкротства) отсутствующих должников;
  • организация подготовки и проведение аттестации на соответствие физических лиц профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющим в производстве по делам об экономической не состоятельности (банкротстве), лицензирование их деятельности.
  1. Высший Хозяйственный Суд Беларуси и хозяйственные суды областей, города Минска (являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Беларуси в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.

Основными задачами хозяйственных судов являются:

  • обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;
  • обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
  1. Белорусское общественное объединение специалистов по антикризисному управлению и банкротству (БООСАУБ). 
  1. В Беларуси выпускается газета под названием «Антикризисное Управление». С анонсами статей можно ознакомиться на сайте www.anticrisis.by.
  2. В Беларуси имеется Корпорация Антикризисного Управления (была создана в 2000 году). У этой корпорации имеется очень информативный портал, который называется «Банкротство в Республике Беларусь.  На этом портале можно найти информацию следующего характера: новости; управляющие (помещен список антикризисных управляющих в Беларуси, имеющих лицензии, приводится их рейтинг, составленный исходя из количества проведенных ими дел о банкротстве); законодательство (в том числе и российское); опыт и анализ (приводятся электронные версии публикаций и статей, посвященных теме банкротства). Согласно данным этого источника в Беларуси в настоящее время есть 162 антикризисных управляющих, которые имеют действующие лицензии.
  3. Властные структуры и профильные ведомства, в том числе фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, внебюджетные, консалтинговые фирмы, страховые компании, антикризисные управляющие [3, c. 245].

 

Механизмы антикризисного управления

 

Диагностика финансово-экономического состояния предприятия позволяет  определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в зону неплатежеспособности.

К общим причинам неплатежеспособности предприятий можно отнести следующие:

1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;

2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;

5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;

6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку.

Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем):

1.     Диагностика  финансового состояния.

2.     Оценка бизнеса  предприятия.

3.     Маркетинг.

4.     Организационно-производственный  менеджмент.

5.     Управление  персоналом.

6.     Финансовый  менеджмент.

7.     Антикризисная  инвестиционная политика.

8.     Антикризисное бизнес-планирование.

9.     Организация  ликвидации предприятия.

К правовым механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности  имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При наблюдении временный управляющий  обязан: принимать меры по обеспечению  сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния  должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и  проводить первое собрание кредиторов.

      Главная цель внешнего управления – финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий [4, c.145].

 

    Работа предприятий в рыночных условиях, усиление конкурентной борьбы, возникновение кризисных ситуаций и рост количества банкротств вызывают необходимость придания традиционным приемам и методам управления антикризисный характер.

    Суть такого  управления выражается в возможности  предвидения, ускорения, замедления  и смягчения кризиса; в возможности  управлять процессами выхода  из кризиса с уменьшением негативных последствий. Управление в условиях кризиса требует особых подходов и введения специфических механизмов планирования, организации, мотивации, анализа и контроля.

    Системное представление  о содержании работ по антикризисному  управлению предприятием на основных  этапах развития кризиса дает  структурная схема (рис. 1).

    Начало антикризисного  управления предприятием – обнаружение ранних признаков наступающего кризиса и идентификация финансовых состояний предприятия: нормальное, предкризисное, кризисное и несостоятельное (судебные процедуры банкротства). Традиционный финансовый анализ в цикле управления предприятием дополняется мониторингом выбранных показателей – индикаторов безопасности, изменение которых дает возможность обнаружить ранние признаки наступающего кризиса и осуществить его диагностику. В зависимости от степени изменения индикаторов безопасности относительно их планово-нормативных значений по разным моделям идентифицируются финансовые состояния предприятия и вычисляются уровни вероятности банкротства. Результат идентификации финансового состояния предприятия очень важен, так как он не только дает обобщающую оценку текущего состояния предприятия, но и указывает на принятие управленческих мер в планировании, организации и мотивации.

    Нормальное финансовое  состояние идентифицируется как  состояние, при котором не нарушаются  основные экономические законы  производства, а экономические показатели  не выходят за пределы планово-нормативных значений. Развитие предприятия соответствует стратегиям роста или стабильности. Планирование, организация и мотивация осуществляются по традиционным схемам управления с принятием превентивных мер, направленных на устранение выявленных единичных отклонений. Цель принятия превентивных мер – придание управлению предприятием антикризисного характера, для предотвращения возможного перехода предприятия в предкризисное финансовое состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. «Структурная схема системы механизмов, используемых в антикризисном управлении предприятием».

    Предкризисное  финансовое состояние, соответствующее  начинающемуся скрытому кризису,  характеризуется проявлением проблем  в разных областях деятельности  предприятия и ухудшением отдельных  экономических показателей. При  идентификации предкризисного финансового  состояния планирование, организация  и мотивация направлены на  реализацию мер финансовой стабилизации  предприятия. В основе этих  мер лежат меры по устранению  неплатежеспособности, использующие  принцип «отсечение лишнего»  и меры по восстановлению финансовой  устойчивости, в числе которых  оптимизация структуры капитала, активов, денежных источников, инвестиций. Предприятие в предкризисном финансовом состоянии находится как бы в граничной области между стратегиями роста или стабильности и стратегией сокращения. В зависимости от действий менеджмента предприятие может вернуться в нормальное финансовое состояние, либо перейти в кризисное финансовое состояние, либо остаться в предкризисном состоянии. Цель антикризисного управления предприятием в данной ситуации – вернуться в нормальное финансовое состояние (максимум) или остаться в предкризисном финансовом состоянии (минимум).

    Кризисное финансовое  состояние предприятия – это  состояние, при котором произошло  серьезное нарушение финансовой  устойчивости, препятствующее нормальному  осуществлению его хозяйственной  деятельности, и имеет место продолжительная  неплатежеспособность предприятия,  вызванная низкой ликвидностью его активов. Такое состояние предприятия может соответствовать его развитию по стратегии сокращения. При этом текущие значения экономических показателей ухудшаются относительно своих пороговых (граничных) значений. При идентификации кризисного финансового состояния в планировании, организации и мотивации используют меры санации, в числе которых реструктуризация задолженности, экономия постоянных оперативных расходов, особая работа с заказчиками и поставщиками, санация кадрового потенциала, санация инвестиционного потенциала, реорганизация предприятия и другие меры. Цель антикризисного управления предприятием в кризисном финансовом состоянии – вернуться в предкризисное финансовое состояние (максимум) или остаться в кризисном финансовом состоянии, не допуская банкротства предприятия (минимум).

Информация о работе Механизмы антикризисного управления