Механизмы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:56, контрольная работа

Описание работы

Дисциплина «Антикризисное управление» на всем постсоветском пространстве является новой и недостаточно разработанной областью экономического знания как в теоретико-методологическом, так и в практическом аспектах его использования.
В настоящее время в республике проводится активная работа по поиску путей и методов финансового оздоровления и эффективных форм антикризисного управления субъектов предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 54.02 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Дисциплина «Антикризисное управление» на всем постсоветском  пространстве является новой и недостаточно разработанной областью экономического знания как в теоретико-методологическом, так и в практическом аспектах его использования.

В настоящее время в  республике проводится активная работа по поиску путей и методов финансового  оздоровления и эффективных форм антикризисного управления субъектов  предпринимательской деятельности. При этом руководителям и специалистам приходится учитывать особенности  переходной экономики и складывающейся экономической ситуации (кризис платежей, инфляционные процессы, недостаточная  развитость рыночных институтов и рыночных отношений, нерешенность вопросов санации  и банкротства, непоследовательность в проведении мероприятий по финансовому оздоровления). В этих условиях разработка, изучение и использование на практике функций, принципов, задач и методов курса «Антикризисное управление» представляется актуальным, имеющим практическую ценность.

В обстановке, когда большинство  компаний испытывают затруднения, находятся  зачастую в состоянии глубокого  кризиса, важны поиск и внедрение  в широкую практику таких форм и методов управления, использование  которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия. Если речь уже идет о банкротстве, нужны методы, позволяющие подготовить  и реализовать программу оздоровления предприятия.

Главной задачей антикризисного управления является: обеспечение такого положения  предприятия на рынке, когда о  банкротстве речи идти не должно, а  упор делается на преодоление временных  трудностей. В том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной  программы, имеющей стратегический характер, которая бы позволила предприятию  оставаться на плаву. Этим и характеризуется  эффективность антикризисного управления [1, c. 77].

Эффективность управления складывается из эффективности антикризисного, стратегического  управления, финансового менеджмента  и т.д.

Антикризисное управление так  же, как и любое другое, может  быть малоэффективным или более  эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации  или позитивного использования  кризиса в сопоставлении с  затраченными на это ресурсами.

Любое управление должно быть антикризисным. Эффективность антикризисного управления во многом зависит от действий арбитражного управляющего, который  назначается арбитражным судом, направленных на восстановление платежеспособности предприятия с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

Именно, необходимо уметь  увидеть кризис еще на начальной  стадии его появления и вовремя  суметь его предотвратить, используя  различные приемы и методы как  экономического, так и организационного характера, для того чтобы помочь предприятию оставаться конкурентоспособным. Этим и объясняется актуальность темы данной контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антикризисное управление.  Механизмы антикризисного управления.

 

Государственное антикризисное управление – содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Особенно государство  отслеживает ситуацию на валообразующих и/или градообразующих предприятиях, так как ухудшение экономической ситуации на них, может привести к дестабилизации экономики отдельного города, региона или все страны. Обычно в таких крупных компаниях есть доля государства. Но даже без доли государства в уставном фонде или без пакета акций, государство через нормативно-правовое регулирование имеет рычаги воздействия на крупные компании в стране.

Государственное антикризисное управление – это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

Система антикризисного управление (регулирования) экономики – это комплекс мер, направленных на предотвращение массовых банкротств на макроэкономическом уровне. Антикризисное регулирование по масштабам охватывает отдельные отрасли или экономику государства в целом и включает конкретные механизмы государственного воздействия и проявляется в сглаживании амплитуд циклического развития.

Сглаживание циклов может  достигаться различными методами – проведением соответствующей кредитно-денежной политики (регулированием ставки рефинансирования, налоговые льготы для отдельных предприятий или наоборот – создание резервных фондов и увеличение сборов с предприятий), бюджетно-налоговой политик (изменением расходов госбюджета и регулирование спроса в экономике), изменением амортизационной политики (изменение требований к  амортизационной политике предприятий со стороны государства).

Основными задачами антикризисного управления являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

Термин «антикризисное управление», равно как и «антикризисное регулирование», возникли в Беларуси сравнительно недавно. Считается, что причина их появления – это реформирование экономики Беларуси и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.

В настоящее время существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под  термином «антикризисное управление»:

  • управление фирмой в условиях общего кризиса экономики;
  • управление фирмой в преддверии банкротства;
  • деятельность в рамках судебных процедур банкротства;
  • системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

  • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
  • предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально-значимых сферах, таких как, например, банковская сфера или сфера общественного транспорта;
  • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

Можно выделить основные функции антикризисного (управление) регулирования:

– предкризисное управление;

– управление в условиях кризиса;

– управление процессами выхода из кризиса;

– стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);

– минимизация потерь и  упущенных возможностей;

– своевременное принятие решений [2, c. 133].

 

Специфическими  мерами государственного антикризисного регулирования могут стать:

– создание благоприятных  условий для объединения и  слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной  системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых. Примеры из новейшей экономической истории Беларуси.

1). Присоединения убыточных  колхозов к промышленным предприятиям.

2) Создание концернов  в различных отраслях экономики  Беларуси, видимо, для отстаивания  интересов входящих в них предприятий  в органах государственной власти, а также для защиты отечественных  предприятий от конкуренции со  стороны иностранных предприятий.

– выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;

– рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства.

Важнейшим элементом концепции  антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых организация признается банкротом.

Выделим основные выгоды от антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.

Для экономической  системы общества – это:

  • формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;
  • переориентация экономических отношений, стимулирующих формирование рынка;
  • разгосударствление и приватизация имущества предприятий;
  • создание стимула для развития предпринимательской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повышению культуры производства;
  • высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;
  • сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;
  • рациональное и экономное использование природных ресурсов;
  • формирование новой культуры делового общения.

Для государства – это:

– погашение задолженности  по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;

– возвращение предприятия  в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;

– повышение экспортного  потенциала страны;

– лучшее использование  местных сырьевых ресурсов;

– формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;

– совершенствование законодательной  и нормативно-методической основы в  свете рыночных отношений;

– возможность учиться  жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.

Для населения – это:

– расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;

– повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;

– формирование новых ценностей  и идеалов;

– влияние развития системы  банкротства на создание рабочих  мест для специалистов в этой области;

– создание условий для  повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;

– развитие благотворительной  деятельности.

Для кредиторов – это:

– получение шанса спасти свои деньги;

– снижение риска от невозвращения долга.

Для персонала  предприятия-должника – это:

– создание новых рабочих  мест или получение полезной и ценимой работы;

– повышение культуры труда, улучшение его условий;

– усиление ответственности  работников и повышение их деловой  активности;

– защита работников от невыплаты  им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.

Для предприятия-должника – это:

– влияние жесткой конкуренции  на развитие производства, деловую предприимчивость;

– создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;

–  повышение эффективности  использования всех его ресурсов;

– защита от неблагополучных  последствий конкуренции;

– предоставление возможности  освободиться от бремени долгов;

– формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;

– возможность реорганизации  производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;

– предоставление шанса  взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность. 

 

Антикризисные меры. Важнейшим элементом антикризисного управления является принятие решений. Решения, принимаемые с целью преодоления либо предотвращения кризиса на предприятии, называют антикризисными мерами.

Антикризисные меры, принимаемые при угрозе банкротства предприятия, включают в себя следующие категории: предупредительные меры;  экстренные меры;  последующие меры.

Антикризисные мероприятия  можно условно объединить в следующие группы:

  1. Наиболее «популярные» антикризисные мероприятия:
  • снижение себестоимости (всесторонняя экономия затрат);
  • реорганизация управленческих структур;
  • маркетинговые программы;
  • новые методы работы с кадрами.

Информация о работе Механизмы антикризисного управления