Механизмы финансовой стабильности предприятия в период кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время в период мирового финансового кризиса многие предприятия не смогли справиться с финансовыми трудностями и были вынуждены прекратить свою деятельность.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение существующих в настоящее время механизмов финансовой стабилизации предприятия в период кризиса.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

   Введение

   Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде» должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых предприятий. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.

   Актуальность  проблемы заключается в том, что  в настоящее время в период мирового финансового кризиса многие предприятия не смогли справиться с  финансовыми трудностями и были вынуждены прекратить свою деятельность.

   Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение существующих в настоящее  время механизмов финансовой стабилизации предприятия в период кризиса.

   Данная  курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе приведено понятие  антикризисного управления, факторы экономической стабильности предприятия, основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии, а также описаны основные механизмы финансовой стабилизации предприятия. Во второй главе описано применение финансовых механизмов стабилизации финансового состояния предприятия на примере туристической фирмы ЗАО "Туристический центр "Золотое яблоко" (Golden Apple). 
 
 

   Глава I.Экономическая стабильность предприятия и особенности управления в условиях кризиса 
1.1.Понятие антикризисного управления

   Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на «лечение» кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым.

     «Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы»[4].

   Рассмотрим  на каких принципах базируется система  антикризисного управления. К числу  основных принципов относятся:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

   Вышеперечисленные принципы являются основой организации  антикризисного управления предприятием.

   Итак, можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление - это  целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. 

   1.2.Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии

   Кризис  предприятия вызывается несоответствием  его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных  причинах разразившегося кризиса лежит  много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы[8]:

  1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
  2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

   Внешние факторы возникновения  кризиса можно в свою очередь подразделить на:

    • Социально-экономические факторы общего развития страны
      • Рост инфляции;
      • Нестабильность налоговой системы;
      • Нестабильность регулирующего законодательства;
      • Снижение уровня реальных доходов населения;
      • Рост безработицы.
    • Рыночные факторы
      • Снижение емкости внутреннего рынка;
      • Усиление монополизма на рынке;
      • Нестабильность валютного рынка;
      • Рост предложения товаров-субститутов.
    • Прочие внешние факторы
      • Политическая нестабильность;
      • Стихийные бедствия;
      • Ухудшение криминогенной ситуации.

   Внутренние  факторы возникновения  кризиса:

    • Управленческие:
      • высокий уровень коммерческого риска;
      • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
      • неэффективный финансовый менеджмент
      • плохое управление издержками производства;
      • отсутствие гибкости в управлении;
      • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
    • Производственные:
      • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
      • Устаревшие и изношенные основные фонды;
      • Низкая производительность труда;
      • Высокие энергозатраты;
      • Перегруженность объектами социальной сферы.
    • Рыночные:
      • Низкая конкурентоспособность продукции;
      • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

   Конечно все вышеперечисленные факторы  могут лежать в основе кризиса  предприятия, но большее влияние  на состояние предприятия оказывают  управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

   Именно  неэффективность управления следует  отнести к наиболее характерной  для современных предприятий  проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений[6].

   Итак, можно сделать следующий вывод, что несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису  на предприятии в большинстве  случаев такими факторами являются недостатки управления  

   1.3.Факторы экономической стабильности предприятия

   Успехи  и неудачи деятельности предприятия  следует рассматривать, как взаимодействие целого ряда факторов, которые условно  можно разделить на внешние (на них  предприятие не может влиять или  его влияние может быть слабым) и внутренние (как правило, эти факторы зависят от организации работы самого предприятия). Экономическая нестабильность и его следствие – банкротство предприятия, является результатом совместного и одновременного негативного действия и тех и других факторов, доля "вклада" которых может быть различной. В развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 – внутренние. 

   1.3.1.Антикризисное управление как основной фактор финансовой стабилизации предприятия

   Кризис – это событие, способное угрожать жизнедеятельности организации, характеризующееся неопределенными причинами и трудно предсказуемыми последствиями, требующее немедленных решений[3].

   Антикризисное управление – заключается в минимизации  потенциального риска нормальной работе организации.

   Таким образом, антикризисное управление направлено на предотвращение кризиса  путем проведения организационных  изменений, обеспечивающих единство действий основных стейкхолдеров (группы лиц, заинтересованные в достижении целей организации), членов организации и ее руководства для предотвращения кризиса, а в случае его наступления – выхода из кризиса с минимальным ущербом для организации. 

   1.3.2.Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства

   Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:

  • Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
  • Определение масштабов кризисного состояния предприятия;
  • Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;
  • Создание и реализация плана антикризисного управления.

   Финансовое  состояние, как известно, - это комплексное  понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности предприятия. Таким образом именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления.

   Анализ  финансового состояния компании включает в себя следующие важнейшие  разделы:

  • структура активов и пассивов;
  • анализ имущественного положения;
  • экспресс-анализ финансового состояния;
  • ликвидность;
  • финансовая устойчивость;
  • анализ деловой активности, а также оборачиваемости средств предприятия;
  • рентабельность капитала и продаж;
  • эффект финансового рычага;
  • эффект производственного рычага.

Информация о работе Механизмы финансовой стабильности предприятия в период кризиса