Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика России является относительно молодой, не имеет богатого опыта выхода из кризисных ситуаций, такого как, например у США, переживших ни один финансовый кризис.
Поэтому возникла практическая необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления предприятием в современных экономических условиях.

Содержание

Введение 2
1. Сущность маркетинга и процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии. 4
1.1. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия. Комплекс маркетинга. 5
1.2. Планирование и организация маркетинговой деятельности предприятия. 8
1.3. Контроль маркетинговой деятельности предприятия. 9
2. Кризис. Причины возникновения. Виды. 10
2.1. Общее понятие кризиса и причины его возникновения. 10
2.2. Виды кризисов 13
3. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. 17
3.1. Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия 17
3.2. Сущность антикризисной политики предприятия 19
3.3. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятия. 21
3.4. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях. 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

         Оглавление

Введение 2

1. Сущность маркетинга и процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии. 4

    1.1. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия. Комплекс маркетинга. 5

    1.2. Планирование и организация маркетинговой деятельности предприятия. 8

    1.3. Контроль маркетинговой деятельности предприятия. 9

2. Кризис. Причины возникновения. Виды. 10

    2.1. Общее понятие кризиса и причины его возникновения. 10

    2.2. Виды кризисов 13

3. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. 17

    3.1. Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия 17

    3.2. Сущность антикризисной политики предприятия 19

    3.3. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятия. 21

    3.4. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях. 28

Заключение 32

Список использованной литературы 34 
 
 

 

     

         Введение

 

     Вступление  экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для  товаров зарубежных предприятий, мировой  финансовый кризис, затронувший мировую  экономику в 2008 – 2010 годах, поставили  большинство российских организаций  в сложное финансовое и экономическое  положение. Результатом этого явились  рост неплатежеспособности и последующее  банкротство организаций.

     В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной  деятельности не испытала на себе кризисные  явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

     Рыночная  экономика России является относительно молодой, не имеет богатого опыта  выхода из кризисных ситуаций, такого как, например у США, переживших ни один финансовый кризис.

     Поэтому возникла практическая необходимость  написания данной работы, посвященной  обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления предприятием в современных  экономических условиях.

     Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является выявление  особенностей функционирования российских предприятий в условиях экономического кризиса.

     Исходя  из поставленной цели, можно определить следующие задачи, которые необходимо решить:

  • рассмотреть экономический кризис как элемент внешней среды деятельности предприятия;
  • выявить сущность антикризисного управления предприятием;
  • проанализировать антикризисную политику предприятия и влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятий.
 

 

     

  1. Сущность  маркетинга и процесс  управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
 

     Маркетинг - это система организации и  управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и  удовлетворения спроса на продукцию  и услуги и получение прибыли.

     В термин «маркетинг» специалисты  вкладывают двоякий смысл: это и  одна из функций управления, и цельная  концепция управления в условиях рыночных отношений.

     В качестве функции управления маркетинг  имеет не меньшее значение, чем  любая деятельность, связанная с  финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.

     В качестве концепции управления (философии  бизнеса) маркетинг требует, чтобы  компания рассматривала потребление  как «демократический» процесс, при котором потребители имеют  право «голосовать» за нужный им продукт  своими деньгами. Это определяет успех  компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.[1]

     Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:

  • Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений.
  • Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров.
  • Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и\или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта.
  • Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей.
  • Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов.
  • Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.
  • Удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара.
  • Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

     1.1. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия. Комплекс маркетинга.

     Каждая  фирма, предприятие или компания заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как  анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.[2]

     В условиях рынка недостаточно опираться  на интуицию, суждения руководителей  и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает  влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в труднопредсказуемости  большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки  традиционных схем. Ситуация усложняется  тем, что система управления маркетингом  функционирует в реальном масштабе времени.

     Для уменьшения степени неопределенности и риска предприятие должно располагать, надежной, в достаточных объемах  и своевременной информацией.

     Под маркетинговой информацией понимается информация, получаемая в ходе исследования процесса обмена результатами общественно  полезной деятельности и взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов  рыночной системы, используемую во всех сферах (уровнях) предпринимательства, включая маркетинговую деятельность.

     Одна  из основных целей маркетингового исследования – определение рыночных возможностей компании. Необходимо правильно оценить  и предсказать размер рынка, потенциал  его роста и возможную прибыль. Прогнозы продаж будут использованы финансовым отделом для привлечения  оборотных средств или инвестиций, производственным отделом – для  определения мощностей и планируемой  производительности, отделом поставок – для выполнения закупок в  соответствии с потребностями, а  отделом кадров – для найма  необходимой рабочей силы. Ведь если прогноз оказывается далеким  от реальности, компания затратит денежные средства на формирование избыточных запасов и производственных мощностей  либо, не сумев удовлетворить потребности  рынка, упустит прибыль.

     Одно  из условий разработки грамотного маркетингового плана – изучение потребительских  рынков и поведение потребителей.

     Для того чтобы получить конкурентное преимущество, каждая компания должна найти свои собственные способы дифференцирования  продукции.

     Дифференцирование – процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров – конкурентов.[3]

     Рыночное  предложение может быть дифференцировано по пяти направлениям: продукт, услуги, персонал, каналы распределения, имидж.

     После определения целевого сегмента рынка  предприятие должно изучить свойства и образ продуктов конкурентов  и оценить положение своего товара на рынке. Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение  о позиционировании своего товара. Позиционирование товара – это способ, в соответствии с которым потребители  идентифицируют тот или иной товар  по важнейшим характеристикам.

     Правильно организованное позиционирование рынка  является предпосылкой эффективной  разработки комплекса маркетинга.

     Комплекс  маркетинга является связующим звеном между производителями и потребителями, образующими рыночные сегменты и  включает: товар, цена, средства продвижения товара на рынок и каналы распределения. По существу, любой продукт - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него. Разумеется, характеристики продукта - его размер, цвет, упаковка также очень важны. Но решающее значение имеют другие факторы. При покупке потребитель руководствуется в первую очередь теми благами, которые им может предоставить данный продукт, например, покупателя в большинстве случаев интересует не конкретные химические соединения, входящие в состав стирального порошка, а то, как он отстирывает одежду. Следовательно, конечной целью производителей является  не выпуск конкретных изделий, а предоставление с их помощью возможности качественно выполнять определенные функции.

     Цена, как и продукт, является элементом  комплекса маркетинга. Компания, проводящая определенную политику в области  ценообразования, активно воздействует как на объем продаж на рынке, так  и на величину получаемой прибыли. От того, насколько правильно и продуманно построена ценовая политика, зависят  коммерческие результаты, степень эффективности  всей производственно-сбытовой деятельности фирмы, предприятия.

Информация о работе Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса