Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика России является относительно молодой, не имеет богатого опыта выхода из кризисных ситуаций, такого как, например у США, переживших ни один финансовый кризис.
Поэтому возникла практическая необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления предприятием в современных экономических условиях.

Содержание

Введение 2
1. Сущность маркетинга и процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии. 4
1.1. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия. Комплекс маркетинга. 5
1.2. Планирование и организация маркетинговой деятельности предприятия. 8
1.3. Контроль маркетинговой деятельности предприятия. 9
2. Кризис. Причины возникновения. Виды. 10
2.1. Общее понятие кризиса и причины его возникновения. 10
2.2. Виды кризисов 13
3. Особенности деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. 17
3.1. Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия 17
3.2. Сущность антикризисной политики предприятия 19
3.3. Влияние экономического кризиса на результаты деятельности предприятия. 21
3.4. Разработка антикризисной политики на российских предприятиях. 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

     Технологический кризис возникает как кризис новых  технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых  технологиях.

     Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности  и т.д. Это кризисы в социально-психологическом  климате общества, коллектива или отдельной группы. [7, с.125]

     По  непосредственным причинам возникновения  кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны  природными условиями жизни и  деятельности человека, вторые - общественными  отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают  при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

     Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими.

     В зависимости от характера экономических  спадов, охвата ими различных сфер или отраслей народного хозяйства  необходимо различать следующие  виды экономических кризисов: циклический, промежуточный, структурный, частичный, отраслевой.

     Циклические кризисы - это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

     Промежуточные кризисы - это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, носят локальный характер и непродолжительны.

     Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства.

     Ярким примером мирового структурного кризиса  может служить энергетический кризис, развившийся в середине 70-х гг., который потребовал более 5 лет для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к новой структуре цен на энергоносители (скачок цен превысил 4-5-кратный рост). В результате и технологически, и финансово, и экономически национальные экономики вынуждены были ориентировать и приспосабливать отрасли и производства к энергосберегающим технологиям и изменениям в структуре потребляемых энергоносителей.

     Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. В частности, речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках. Мировой валютный кризис 70-х гг., как известно, обусловил переход от Бреттон-Вудской валютной системы к Ямайскому соглашению 1976 г., в соответствии с которым золото перестало выполнять роль мировых денег и превратилось в один из товаров. Хорошо известен и крупнейший кризис банковской системы Германии 1932 г.

     Отраслевые  кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности, народного хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в угольной, сталелитейной, текстильной, судостроительной промышленности.

     Сезонные  кризисы обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива.

     Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

     Рассмотрим  краткую характеристику кризисов

     Экономический кризис (др. - греч. krisis - поворотный пункт) - нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

     Основные  виды - кризис недопроизводства и кризис перепроизводства. Результатом экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения

     Финансовый кризис (financial crisis) - состояние экономики, при котором стоимость каких-либо финансовых инструментов неожиданно и резко уменьшается, в бытовом смысле - недостаток денег.

     Энергетический кризис - явление, возникающее когда спрос на энергоносители значительно выше их предложения, ограниченность ресурсов, повышение технологической сложности разработки новых месторождений, рост рисков вызывающее повышение цен на топливо и энергию. Демографический кризис - нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение.

     Политический кризис - кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Ситуация, когда нарушен баланс сил в стране или регионе и оппоненты обостряют конфликт, надеясь улучшить собственное положение.

     Экологический кризис (экологическая катастрофа) происходит когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.

 

     

  1. Особенности деятельности российских предприятий в  условиях экономического кризиса.
    1. Экономический кризис как элемент внешней среды  предприятия

     В жизни предприятия кризисы или  угроза кризисов – постоянное явление. Первопричиной, то есть возможностью возникновения  экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров.

     В условиях постоянно меняющихся факторов внешней среды и внутренних условий  осуществления экономической деятельности увеличивается вероятность периодического возникновения кризиса предприятия, который может приобретать различные  формы. Одной из таких форм является кризис предприятия, несущий наибольшие угрозы его функционированию и развитию.

     Кризис  предприятия представляет собой  процесс, протекание которого детерминировано  во времени. Как процесс экономический  кризис имеет свое начало и конечен  во времени. Кроме того, экономический  кризис характеризуется не просто как  процесс, а как многостадийный процесс, определяющий дифференциацию механизмов антикризисного управления в разрезе  отдельных стадий его протекания на предприятии. Общие временные  границы этого процесса характеризуются  периодом времени от начала экономического кризиса до его разрешения.

     Кризис  предприятия является объективным  экономическим процессом. Кризисы  неизбежны в деятельности любого предприятия и получают повсеместное проявление. Более того, кризис рассматривается  не только как объективно неизбежный, но и как объективно необходимый  процесс, несущий импульс интенсификации развития предприятия. Объективная  природа кризиса предприятия  отражает не только закономерность его  наступления, но и возможность его  разрешения. [8]

     Сущность  экономического кризиса проявляется  в перепроизводстве товаров по отношению  к платежеспособному совокупному  спросу, в нарушении условий воспроизводства  общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.[9]

     Существуют  основные факторы, обуславливающие  кризисное развитие предприятия. В  процессе изучения и оценки эти факторы  подразделяются на две основные группы:

  • не зависящие от деятельности предприятия (внешние или экзогенные факторы);
  • зависящие от деятельности предприятия (внутренние или эндогенные факторы). Подробнее в таблице 1 приложения 1.

     Особенностью  кризиса предприятий является его  высокая зависимость от внешних  факторов — уровня регулирования  финансовой деятельности предприятия, конъюнктуры финансового рынка, степени развития его инфраструктуры и т.п., колеблемость которых в  динамике носит наиболее интенсивный  характер. Вместе с тем, этот кризис довольно часто возникает и под  воздействием негативных внутренних факторов. Часть их этих внутренних факторов может носить субъективный характер. Как правило, такой кризис может  быть относительно быстро разрешен за счет внутренних механизмов антикризисного управления. Кризис, генерируемый как  внутренними, так и внешними факторами  является наиболее сложным по возможностям разрешения и носит более длительный характер.

     У России, как страны, расположенной  на огромной территории, есть специфические  внешние факторы кризиса, связанные  с различием уровней политического, экономического развития, различием  климата регионов. Это – региональные факторы, указанные на рисунке 1 приложения 2. [10, 11]

     Политическая, экономическая и финансовая нестабильность в России вызывает неуверенность  у предпринимателей в успешности и даже возможности деятельности, отражается на всех составляющих организации  производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции.

     Несмотря  на замедление высоких темпов инфляции в последнее время, постоянные инфляционные ожидания не способствуют реализации предприятием стратегических целей  и сопряжены с недостаточно гибкой, а часто разорительной налоговой  системой государства, кредитной политикой. Высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение. Эти цены, назначаемые предприятием на свою продукцию, часто имеют своей причиной не столько необоснованную ценовую политику, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет, в свою очередь, к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса.

     Высокая степень монополизации экономики, которая наряду со сложившимися устойчивыми  хозяйственными связями и региональным разделением труда затрудняет формирование действительно конкурентной среды. Отсюда сильное влияние естественных монополий, рост тарифов и цен  на продукцию, которая недостаточно контролируется государством.

     Из-за кризиса платежей, коснувшегося как  самого бюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства  предприятий, все большее число  предприятий попадает в зону признаков  банкротства, установленных Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. [12]

     У большего числа предприятий основные средства имеют очень высокую  степень физического и морального износа. Такое состояние активов  наряду с большими затратами на их содержание приводит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числа неплатежеспособных предприятий. [13]

     Решение задач по предотвращению кризисных  явлений или смягчения их влияния  на результаты деятельности организаций  возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в России — «антикризисное управление».

    1. Сущность  антикризисной политики предприятия

     Под антикризисным управлением часто  понимают «либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится». (Градов А.П.)

     Антикризисный менеджмент подразумевает два направления  антикризисных мероприятий на предприятии: во-первых, мероприятия по недопущению кризисной ситуации, по ее предотвращению, во-вторых, мероприятия по выходу из уже создавшейся кризисной ситуации. (Уткин Э.А)

     В общем понимании управлять –  значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических  системах является функцией системы, так  как без управления такие системы  не могут существовать. Эта функция:

  • обеспечивает сохранение структуры системы;
  • поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;
  • обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.[8]

Информация о работе Особенности мркетинговой деятельности предприятия в условиях кризиса