Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Одной из основополагающих целей любого современного государства является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и законных интересов его участников. На построение данной модели экономической инфраструктуры влияет целый ряд факторов, в их числе исторические, политические, национально-культурные, правовые и др. Вместе с тем, именно правовое регулирование экономических отношений является тем ключевым фактором, от уровня, развития которого напрямую зависит как экономический рост государства в целом, так и отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Совершенно очевидно, что далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества для удовлетворения требований всех кред

Содержание

Введение
4
1. Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур.

5
2.Особенности банкротства отдельных категорий должников.
11
3.Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде.
26
Заключение.
44
Список литературы.
46

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента  и бизнеса

 

 

 

                                                                                         Кафедра МТЭК

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Теория антикризисного управления предприятием

на тему: «Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия»

 

 

 

          Выполнила: 
                    ст. гр.  АКУ-08-1.

                                                                                           Гилёва К.С.

         Проверил:

                          Омельчук А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур.

 

5

2.Особенности  банкротства отдельных категорий  должников.

11

3.Порядок  рассмотрения дел о банкротстве  в арбитражном суде.

26

Заключение.

44

Список  литературы.

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основополагающих целей любого современного государства  является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной  защиты прав и законных интересов  его участников. На построение данной модели экономической инфраструктуры влияет целый ряд факторов, в их числе исторические, политические, национально-культурные, правовые и др. Вместе с тем, именно правовое регулирование экономических отношений является тем ключевым фактором, от уровня, развития которого напрямую зависит как экономический рост государства в целом, так и отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Совершенно очевидно, что далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества для удовлетворения требований всех кредиторов недостаточно, способен самостоятельно преодолеть кризис. В подобных ситуациях в действие вступает правовой механизм признания такого должника несостоятельным (банкротом).

Цель курсовой работы – изучить  природу процедур банкротства в  том числе и финансового оздоровление, а также правовое содержание данных процедур.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

а) в целом  собрать и обобщить информацию, касающуюся финансового оздоровления и банкротства  предприятий;

б) детально исследовать полученную информацию: ознакомиться с законодательством, регулирующим процедуры предупреждения банкротства и ликвидационных процедур, рассмотреть особенности банкротства отдельных категорий должников, а также порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде;

в) попытка сделать  выводы на основе изученного и собранного материала.

1. ЗАКОНОДАЕТЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА И ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР.

Одной из ведущих  идей всего российского законодательства в сфере экономики является идея недопущения, предупреждения случаев банкротства хозяйствующих субъектов. Федеральный закон 2002г. одновременно и обязывает, и рекомендует, и убеждает всех, кто имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом: самих должников, их кредиторов, компетентные государственные органы, не доводить дело до суда, найти пути отхода от края пропасти, за которым начинает свой отсчёт процесс банкротства. Интересам самих заявителей и целям эффективного проведения рыночных реформ отвечает использование малейшей возможности для возобновления нормальной безубыточной работы честного хозяйствующего субъекта. Соответствующие нормы права, обращенные законодателем к «своим» государственным органам, государственным коммерческим и некоммерческим организациям, носят непреклонный, императивный характер. Менее жестки они, когда адресуются частным организациям, что оправдано соображениями о невмешательстве государства в их внутрихозяйственную деятельность.

Так, согласно ст. 30 Федерального закона 2002 г. учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны постоянно принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Ещё более строгие предписания даются применительно к случаям, когда у хозяйствующего субъекта складывается непосредственно предбанкротная ситуация. Руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Наряду с  изложенными выше общими правилами  Федеральный закон 2002г. сохранил конкретную форму недопущения банкротства  – досудебную санацию. Ею охватываются меры по восстановлению платежеспособности должника с целью предупреждения банкротства. Учредителями (участниками должника), собственником имущества должника – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

 Наиболее распространенные  мероприятия, осуществляемыми в  рамках досудебной санации, рассмотрены  на рис.1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













 

Рис.1.1.Мероприятия, осуществляемые в рамках досудебной санации

В отношении  отдельных хозяйствующих субъектов  иногда предусматриваются специфические  меры предупреждения их банкротства. Так, в соответствии со ст.191 Федерального закона 2002г. в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство РФ в порядке, установленном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности: Организует проведение учёта и анализа финансового состояния  стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности; проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путём предоставления государственных гарантий; проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

22 мая 2006г.  Правительство РФ во исполнение  ст.191 Федерального закона 2002г. приняло  постановление №301 «О реализации  мер по предупреждению банкротства  стратегических предприятий и  организаций, а также организаций  оборонно – промышленного комплекса», которым образована соответствующая Правительственная комиссия – постоянно действующий координационный орган и утверждено Положение о ней. Постановлением, в частности, намечены пути преодоления застарелого порока, когда государство, с одной стороны, не перечисляет предприятиям и организациям деньги за продукцию, произведённую по его заказу, в результате чего они лишены возможности вносить платежи в государственные бюджеты и внебюджетные фонды, а с другой – жёстко наказывает их, в том числе посредством процедур банкротства, за нарушение платежной дисциплины. В Правительственной комиссии сейчас сконцентрированы все основные вопросы финансовой задолженности и юридической ответственности названных в постановлении Правительства РФ хозяйствующих субъектов:

  • Федеральная служба по оборонному заказу сообщает Комиссии о фактах несвоевременной оплаты им работ по государственному оборонному заказу; 
  • Орган, уполномоченный представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (таким органом в настоящее время является ФНС России), при получении информации о наличии у них просроченной задолженности обязан в трёхдневный срок сообщать об этом Комиссии;
  • Только на основании решения Комиссии указанный орган может подать в арбитражный суд заявлении о признании должника банкротом.

Согласно Федеральному закону 1999г. со дня лицензии на осуществление  банковских операций в отношении  кредитных организаций, при наличии к тому оснований, реализуются меры по предупреждению банкротства:

  • финансовое оздоровление;
  • назначение Банком России временной администрации;
  • реорганизация в форме слияния или присоединения.   

Иногда меры, служащие предупреждению банкротства  хозяйствующих субъектов в отдельных отраслях экономики, определяются особыми федеральными законами. Так, с 13 июля 2002г. вступил в силу Федеральный закон от 9 июля 2002г. №83 – ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который установил правовую основу и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. Пункт 5 ст. 42 Федерального закона от 8 декабря 1995г. №193 – ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ( в ред. Федерального закона от 11 июня 2003г. №73 – ФЗ) предписывает, что в случае возникновения установленных законодательством признаков банкротства кооператива правление кооператива должна нести за собой обязательства (рис.1.2.).

 


Рис.1.2. Обязательства  правления кооператива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ  БАНКРОТСВТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ  ДОЛЖНИКОВ

Одним из основных недостатков ранее действовавшего законодательства о банкротстве  следует считать одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства. Законодатель не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; между торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; между промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были и признаки банкротства таких должников, и применяемые к ним процедуры, и порядок рассмотрения дел арбитражными судами. 
              В новом Законе о банкротстве в полной мере учитывается специфика отдельных категорий должников и предусматриваются связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники — юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации; банки и иные кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (рис.2.1). Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников.

 

 

 

 

 

 


 



Рис.2.1. Категории  должников

Банкротство градообразующих  организаций. 
               Под градообразующими организациями в Законе о банкротстве понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (ст. 132). 
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признаётся соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власт соответствующего субъекта РФ.   По ходатайству названных органов арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами. 
              Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, и, стало быть, срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующие органы могут осуществить финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования ее деятельности, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен до 10 лет при условии, что должник и его поручитель купят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления (ст. 135 Закона о банкротстве). 
Российская Федерация, субъект Федерации либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управление рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам. 
             В процессе внешнего управления должник — градообразующая организация может продать предприятие как единый имущественный комплекс, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления предприятие должно продаваться по конкурсу, обязательными условиями которого являются сохранение рабочих мест не менее чем 70% работников предприятия и обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия провести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупателя, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия. 
Положение о банкротстве градообразующей организации применяется также и к иным организациям, численность работников которых превышает 5000 человек.

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия