Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Одной из основополагающих целей любого современного государства является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и законных интересов его участников. На построение данной модели экономической инфраструктуры влияет целый ряд факторов, в их числе исторические, политические, национально-культурные, правовые и др. Вместе с тем, именно правовое регулирование экономических отношений является тем ключевым фактором, от уровня, развития которого напрямую зависит как экономический рост государства в целом, так и отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Совершенно очевидно, что далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества для удовлетворения требований всех кред

Содержание

Введение
4
1. Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур.

5
2.Особенности банкротства отдельных категорий должников.
11
3.Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде.
26
Заключение.
44
Список литературы.
46

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ  ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом  по месту нахождения предприятия  – должника. Обращение в арбитражный  суд возможно, если требования к  должнику – юридическому лицу в  совокупности составляют не менее 1000 минимальных  размеров труда (МРОТ), а также имеется признак банкротства, который в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» сформулирован следующим образом: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трёх месяцев с момента наступления даты их исполнения». В этом случае приостанавливаются текущие платежи предприятия – должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом. Правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Заявление должника подаётся на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, либо решение органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия.

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в письменном виде не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Не предъявление должником заявления в установленный срок влечёт субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока.

К заявлению  должника помимо документов, предусмотренных  ст.38 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (АПК  РФ), прилагаются    обосновывающие его документы (ст.39), и прежде всего форма №1 – бухгалтерский баланс на последнюю отчётную дату.

Для возбуждения  дела о несостоятельности (банкротстве) принимаются во внимание требования к должнику, если они признаны должником  не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве или подвержены вступившим в законную силу решением суда.

Все действия в  отношении должника от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов  осуществляются собранием кредиторов и комитетов кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы  и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работника должника, представитель учредителей (участников) должника – юридического лица, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Сообщение о  проведении собрания кредиторов представляется им не менее чем за пять дней до даты проведения. В сообщении должны содержаться следующие сведения: наименование; местонахождение должника и его почтовый адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов;   порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; дата рассылки сообщений о проведении собрания кредиторов;

порядок регистрации  участников собрания.

Собрание проводится арбитражным управляющим по месту  нахождения должника. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрание кредиторов. Реестр требований кредиторов ведёт арбитражный управляющий. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

Члены комитета кредиторов избираются собранием кредиторов из числа представителей конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведении финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.Дела о банкротстве юридических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются  арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, месту нахождения должника. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются пять процедур банкротства (рис.3.1).




 


 

Рис.3.1. Процедуры  банкротства

В случае проведения процедур банкротства обязательному  опубликования подлежат сообщения  о введении в отношении должника процедуры наблюдения, признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов должник - юридическое  лицо может объявить о своем банкротстве  и добровольной ликвидации.

Государственную политику в сфере финансового  оздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству, имеющий территориальные органы - Федеральная служба финансового оздоровления (ФСФО России).

В случае возникновения  признаков банкротства руководитель должника обязан сообщить об этом своим учредителям.

Предписание о  необходимости такого уведомления  направляет должнику ФСФО России. Все  соучастники до момента подачи в  арбитражный суд заявления о  признании должника банкротом обязаны  принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, т.е. меры, направленные на финансовое оздоровление. В этом случае должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Дела о банкротстве  в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным АПК  РФ, месту нахождения должника.

Заявление о  признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляет не менее 1000 МРОТ и указанные требования не погашены в течении трёх месяцев.

Дело о банкротстве  не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

1)должник;

2)арбитражный  управляющий;

3)конкурсные  кредиторы с момента предъявления  ими требования к должнику;

4) Уполномоченные  органы по требованиям по обязательным  платежам с момента предъявления ими требования к должнику;

5)органы местного  самоуправления по месту нахождения  должника, а также федеральные  органы исполнительной власти, органы  исполнительной власти субъектов  РФ по месту нахождения должника  в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

6)лица, предоставившие  обеспечение для проведения процедуры  финансового оздоровления.

В арбитражном  процессе по делу о банкротстве участвуют:

1)представитель  работников должника;

2)представитель  собственника имущества должника - унитарного предприятия;

3)представитель  учредителей (участников) должника  юридического лица;

4)представитель  собрания кредиторов;

5)представитель  комитета кредиторов;

6)саморегулируемые  организации.

Производство  по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом в течении пяти дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

Заявление уполномоченного  органа о признании должника банкротом  должно отвечать определённым требованиям. Порядок подачи заявления уполномоченного  органа определяется Правительством Российской Федерации.

К заявлению уполномоченного органа о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном Законом порядке.

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Законом. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательством производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Для определения финансового состояния должника при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по собственной инициативе.

Дело о банкротстве  должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

По результатам  рассмотрения дела о банкротстве  арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1)решение о  признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства;

2)решение об  отказе в признании должника  банкротом;

3)определение  о введении финансового оздоровления;

4)определение  о введении внешнего управления;

5)определение  о прекращении производства по делу о банкротстве;

6)определение  об оставлении заявления о  признании должника банкротом  без рассмотрения;

7)определение  об утверждении мирового соглашения.

Принятый судебный акт подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

В случаях предусмотренных  Законом по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынести  определение о прекращении конкурсного  производства и переходе к внешнему управлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производства выявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника - юридического лица.

Принятие арбитражным  судом решения об отказе в признании  должника банкротом является основанием для прекращения действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения в срок не позднее 30 дней со дня вынесения определения. В определении о введении наблюдения указывается, о назначении временного управляющего, который назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. Обязанности временного управляющего представлены на рис. 3.2.


 

 



 

 

 

 

Рис.3.2. Обязанности  временного управляющего

После назначения он определяет дату проведения первого собрания кредиторов. К компетенции собрания относится принятие решения о применении той или иной процедуры банкротства по отношению к должнику. С этого момента наблюдение прекращается.

Финансовое  оздоровление вводится арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов. К этому решению прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Вводится финансовое оздоровление на срок не более двух лет. Исполнение обязанностей руководителя должника в этом случае возлагается на административного управляющего, который действует до окончания финансового оздоровления или его досрочного прекращения. Административный управляющий назначается арбитражным судом для осуществления финансового оздоровления. В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженностей, до истечения установленного срока финансового оздоровления руководитель должника представляет в суд отчёт о досрочном окончании финансового оздоровления. Основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления являются неоднократное либо существенное (на срок более одного месяца) нарушение должником в ходе финансового оздоровления сроков погашения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия