Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Одной из основополагающих целей любого современного государства является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и законных интересов его участников. На построение данной модели экономической инфраструктуры влияет целый ряд факторов, в их числе исторические, политические, национально-культурные, правовые и др. Вместе с тем, именно правовое регулирование экономических отношений является тем ключевым фактором, от уровня, развития которого напрямую зависит как экономический рост государства в целом, так и отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Совершенно очевидно, что далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества для удовлетворения требований всех кред

Содержание

Введение
4
1. Законодательное регулирование процедур предупреждения банкротства и ликвидационных процедур.

5
2.Особенности банкротства отдельных категорий должников.
11
3.Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде.
26
Заключение.
44
Список литературы.
46

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Банкротство сельскохозяйственных организаций. 
             Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения), и, во-вторых, сезонным характером работы. Согласно Федеральному закону 2002г. о банкротстве, сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки (ст. 139). 
Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделяются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Земельные участки могут отчуждаться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством. 
Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы и необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до одного года и девяти месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией — должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить два года и девять месяцев. 
В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правилам.

Банкротство кредитных  организаций. 
Процедуры банкротства кредитных организаций осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил. 
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует их на изъятие денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк теряет и свою платежеспособность. 
              Другой путь, предусмотренный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»,— введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. 
               Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком Российской Федерации заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка. Таким образом, финансовое состояние банка-должника определяется Банком России с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Банк России отказывает в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Банку России представляется возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

Банкротство страховых организаций.

Страховой организацией (страховщиком) признаются юридические  лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, созданные для  осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации (ст.6 Закона Российской Федерации "О страховании").

В настоящее  время, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, являясь правопреемником упраздненной Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, соответственно является государственным органом Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью. Таким образом, Министерство финансов РФ является лицом, участвующим в арбитражном процессе при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации в дополнение к перечню лиц, изложенному в ст.35 Закона о банкротстве.

Заявление в арбитражный суд о признании страховой организации банкротом может быть подано самой страховой организацией, конкурсным кредитором, также уполномоченным в соответствии с федеральным законом государственным органом. В случае введения в отношении должника – страховой организации процедур банкротства, должник или конкурсный управляющий должны в течение десяти дней с даты введения соответствующей процедуры уведомить об этом орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

В ходе внешнего управления, если это предусмотрено  планом внешнего управления, внешний  управляющий вправе осуществить  продажу имущественного комплекса (предприятия) должника страховой организации  по правилам, предусмотренным Законом  о банкротстве. При этом следует учитывать, что продажа предприятия будет производиться только на закрытых торгах, т.к. покупателем имущественного комплекса страховой организации должника в силу п.2 ст. 184 Закона о банковской деятельности может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществления соответствующего вида страхования и обладает достаточными активами для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. В ходе конкурсного производства обязательным условием закрытых торгов является согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

При продаже  предприятия с закрытых торгов в  ходе внешнего управления к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил. Требования страхователей по договорам, по которым страховой случай наступил до даты продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления, признаются денежными требованиями третей очереди и удовлетворяются в порядке, предусмотренном гл.VI Закона о банкротстве с учетом требований 186 Закона.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных страховой организацией договоров страхования, по которым не наступил страховой случай и, следовательно, не возникло обязательство по уплате суммы страхового возмещения.

Договоры, заключенные  такой организацией, можно разделить  на четыре группы:

    • договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом.
    • договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до даты принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом, но при осуществлении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации был продан при наличии согласия покупателя принять на себя указанные договоры.
    • договоры страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
    • прочие договоры, не связанные со страховой деятельностью. Срок исполнения денежных обязательств по таким договорам считается наступившим.

В случае принятия арбитражным судом решения о  признании страховой организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке рис. 2.2.








Рис.2.2. Требования кредиторов

Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг.

          Особенности процедур банкротства, установленные ст. 187 Закона о банкротстве, подлежат применению в том случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено арбитражным судом в отношении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг, т.е. лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, на основании лицензий, выданных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ). В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве  профессионального участника рынка  ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. Порядок выдачи таких аттестатов должен быть установлен ФКЦБ.

Арбитражный управляющий  направляет клиентам профессионального участника, в котором предлагает дать распоряжения о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничение совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги при  применении процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на ценные бумаги его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника профессионального участника  рынка ценных бумаг банкротом  влечет открытие в отношении его  конкурсного производства. Последствия  открытия конкурсного производства изложены в гл.VI Закона о банкротстве. Имущество, хотя и находящееся в распоряжении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (деньги, ценные бумаги), но принадлежащее на праве собственности его клиентам, не включается в конкурсную массу и не может быть использовано для расчетов с кредиторами. Принадлежность указанного имущества клиентам определяется конкурсным управляющим: во-первых, по заявлениям клиентов на основании документов, подтверждающих права собственности, во-вторых, на основе данных внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг, который обязан вести раздельный учет собственного имущества и имущества, принадлежащего его клиентам.

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий  с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении или во владении должника, на хранении и /или учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированные организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Внешний управляющий  либо конкурсный управляющий в процессе исполнения ими своих обязанностей устанавливают принадлежность ценных бумаг и иного имущества, хотя и находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, но принадлежащих его клиентам, и, по общему правилу, осуществляют возврат этих ценных бумаг и иного имущества клиентам. Однако поскольку бизнес профессионального участника зачастую зависит от наличия клиентуры, Закон позволяет внешнему либо конкурсному управляющему попытаться договориться с клиентами, с тем, чтобы сохранить бизнес. Особенно это актуально во внешнем управлении. В том числе возможна ситуация, когда внешний управляющий с согласия клиентов передает ценные бумаги и иное имущество клиентов в управление другой организации - профессионального участника рынка ценных бумаг.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Если внешнему либо конкурсному управляющему не удалось  договориться с клиентами и имеющихся  в наличии у должника ценных бумаг  одного вида недостаточно для удовлетворения требований клиентов, такие ценные бумаги возвращаются клиентам пропорционально требованиям последних. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами, которые погашаются в числе требований пятой очереди в порядке, установленном гл.VI Закона о банкротстве.

Банкротство стратегических предприятий и организаций, а  также   субъектов естественной монополии.

Под стратегическими  предприятиями и организациями  понимаются: федеральные государственные  унитарные предприятия и ОАО, чьи акции находятся в федеральной собственности, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др. организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Под субъектом  естественной монополии понимается Организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Стратегическое  предприятие и организация, а  также субъект естественной монополии считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения дела об их банкротстве принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 тыс. руб..  

Краткая характеристика всех категорий должников приведена  в таблице 2.1..

                   Таблица 2.1.

Характеристика  отдельных категорий должников

Категории должников

Характеристика  должников

Градообразующие организации 

Юридические лица, численность работников которых  составляет не менее 25% численности  работающего населения соответствующего населённого пункта

Сельскохозяйственные  организации 

Юридические лица, основными видами деятельности которых  являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой  составляет не менее 50% общей суммы выручки

Страховые организации 

обособленная структура любой общественно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, осуществляющую на ее территории страховую деятельность (заключение договоров страхования; формирование страховых резервов и фондов; инвестирование временно свободных денежных средств в доходные объекты, ценные бумаги, облигации; кредитование определенных сфер человеческой деятельности и т.п.)

Кредитные организации 

юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг

Юридические лица, основной целью которых является повышение эффективности системы регулирования рынка ценных бумаг и контроля деятельности профессиональных его участников, а также снижение государственных расходов на регулирование этого рынка

Стратегические  предприятия и организации

Федеральные государственные  унитарные предприятия и ОАО, чьи акции находятся в федеральной собственности, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др. организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа

Субъект естественной монополии

Организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии

Информация о работе Правовое содержание процедур финансового оздоровления и банкротства предприятия