Признаки и особенности антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

На сегодняшний день термин «антикризисное управление» стал одним из самых "популярных" в деловой жизни России. Это обусловлено тем, что многие предприятия находятся на пороге кризиса, который может быть вызван различными причинами как внешнего так и внутреннего характера. В связи с этим возникла потребность в новом типе управления. Такое управление получило название «антикризисного». Этот тип управления имеет свои признаки и особенности. Именно выявление этих признаков и особенностей является целью данного реферата.

Содержание

Введение
Содержание, цели и задачи антикризисного управления
Признаки и особенности антикризисного управления
Эффективность антикризисного управления
Заключение
Список литературных источников

Работа содержит 1 файл

признаки и особ антикр упр.rtf

— 163.01 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Признаки и особенности эффективности антикризисного управления» 

Дисциплина «Антикризисное управление»

 

      Содержание 

Введение

  1. Содержание, цели и задачи антикризисного управления
  2. Признаки и особенности антикризисного управления
  3. Эффективность антикризисного управления

Заключение

Список литературных источников

 

      Введение 

     На сегодняшний день термин «антикризисное управление» стал одним из самых "популярных" в деловой жизни России. Это обусловлено тем, что многие предприятия находятся на пороге кризиса, который может быть вызван различными причинами как внешнего так и внутреннего характера. В связи с этим возникла потребность в новом типе управления. Такое управление получило название «антикризисного». Этот тип управления имеет свои признаки и особенности. Именно выявление этих признаков и особенностей является целью данного реферата.

     Реферат состоит из трех частей:

     1. Содержание, цели и задачи антикризисного управления

     2. Признаки и особенности антикризисного управления

     3. Эффективность антикризисного управления

     В первой части, говорится о том, что представляет собой антикризисное управление, какие цели и задачи оно реализует. По моему мнению, раскрытие данных вопросов позволит перейти непосредственно к раскрытию двух последующих частей реферата и более глубокому пониманию актуальности выбранной темы.

     Во второй части работы происходит выявление признаков, которые отличают антикризисное управление от других видов управления. Существование отличительных признаков говорит о наличии особенностей данного вида управления, которые также будут раскрыты в этой части реферата.

     Третья часть работы позволит понять в чем заключается эффективность антикризисного управления, ознакомиться с факторами, которые ее определяют.

     Раскрытие указанных вопросов позволит в заключении сделать выводы о том насколько важным является изучение антикризисного управления и какую роль оно играет на современном этапе развития менеджмента.

 

      1. Содержание, цели и задачи антикризисного управления 

     Под антикризисным управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

     Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии организации, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала организации, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного "эффекта пустыни Тартари", деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.

     Таким образом, антикризисное управление - это:

     1. анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

     2. познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;

     3. стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

     4. оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

     5. разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

     6. постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

     Задачами антикризисного управления являются формирование такой системы управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.

     Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.

     Рассмотрев сущность антикризисного управления, его задачи и функции возникает вопрос: Что отличает антикризисное управление от других видов управления? Ответ на этот вопрос содержится в следующей части реферата. 

     2. Признаки и особенности антикризисного управления 

     Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией - это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека.

     Антикризисное управление имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

     Любое проявление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

     Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

  • гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
  • склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения уверенности;
  • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
  • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
  • усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

     Особенности антикризисного управления:

  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
  • осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
  • повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
  • усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
  • использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

     Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

     В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

  • мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и т.д.;
  • установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
  • интеграции по ценностям профессионализма;
  • инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
  • корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

     Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

     Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.

     1. Функции антикризисного управления -- это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений (рис. 1).

     Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.

     2. В развитии любого управления две его противоположности -- интеграция и дифференциация -- находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой. Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса -- изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

 

     

       

       

     

       

     

     

     

     

       

     Рисунок 1 -

     Причины кризиса и потребность в антикризисном управлении 

     3. Нет управления без ограничений, которые могут внутренними и внешними. И эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений.

     Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.

     4. Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

     5. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

     Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

  • предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
  • выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
  • противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • рассчитанного риска;
  • последовательного вывода из кризиса;
  • предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Информация о работе Признаки и особенности антикризисного управления