Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В современной литературе еще не установилось общепризнанное представление о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста».

Содержание

Введение Стр. 3

Глава 1. Кризис. Стр. 4

Понятие кризиса. Виды кризисов. Предпосылки возникновения. Стр. 4-5
Роль государства в антикризисном управлении Стр. 6-12
Глава 2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций Стр. 13

2.1.Нормативно законодательная деятельность Стр. 13-15

2.2. Финансовое регулирование Стр. 15-30

Выводы Стр. 31

Список использованной литературы Стр.32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по антикризисному пр.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

      Обеспечить  решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

      До  последнего времени политика государства  сводилась к следующему. Предполагалось, что промышленная политика в 1999 г. и в период до 2001 г. будет нацелена на обеспечение активного роста промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Такая политика возможна при условии резкого ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако у государства таких возможностей нет. Другого способа поддержки и развития современных эффективных и конкурентоспособных производств просто не существует. Тем не менее, государство выступает за дальнейшее сокращение и свертывание неэффективных производств. Причем это делается несмотря на то, что во многих отраслях производство уже сократилось в несколько раз. Динамику этого процесса иллюстрируют данные таблицы 1. 

      Таблица 1 - Использование производственных мощностей по выпуску отдельных  видов продукции, в %

Промышленная  и сельскохозяйственная продукция 1990 г. 1996 г.
Чугун 94 70
Сталь 94 68
Готовый прокат 92 65
Металлорежущие  станки 81 18
Кузнечно-прессовое  оборудование 83 7,8
Тракторы  81 10
Древесно-стружечные плиты  92 39
Целлюлоза 88 52
Сборные железобетонные конструкции и изделия  78 24
Хлопчатобумажные ткани (суровьё) 91 24
Обувь 87 18
Мясо  76 25
Цельномолочная  продукция  76 24
Плодоовощные  консервы 72 15
 

      С одной стороны, среди простаивающих  мощностей, безусловно, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса.

      С другой стороны, производственные мощности металлургии, текстильной, химической, пищевой промышленности СССР в период 1986—1990 гг. в значительной мере были укомплектованы импортным оборудованием и могли выпускать конкурентоспособную продукцию (таблица 2). 

      Таблица 2 - Удельный вес импорта оборудования, в % от общего объема его поставок в отрасли

Импортное оборудование Годы
1986 1987 1988 1989 1990
Прокатное 44,5 54,1 53,1 51,3 45,3
Для пищевой  промышленности 46,7 41,5 40,6 39,4 51,4
Для текстильной  промышленности 53,1 57,5 56,6 57,8 68,3
Для химической промышленности 49,9 47,3 54,8 61,4 63,3
 

      Однако  произошло иначе. Когда эти мощности стали бездействовать, часть персонала  переквалифицировалась и в результате лишилась профессиональных навыков. Утрачен  был и оборотный капитал. Поэтому  процесс реанимации потребует серьезных организационных усилий и времени. По расчетам ученых Института экономики РАН, эффект реанимации может составить за период 1998-2001 гг. 22-23% прироста продукции отраслей обрабатывающей промышленности (в среднем 7% в год). По промышленности в целом, с учетом позитивного влияния данного эффекта на добывающую промышленность, — не менее 6% в год в среднем (табл. 3). 
 
 

      Таблица 3 - Возможное увеличение использования  простаивающих производственных мощностей

Отрасли Возможный прирост использования  мощностей, %
Черная  металлургия  12-14
Цветная металлургия 15-17
Машиностроение 30-32
Деревообрабатывающая  и целлюлозно-бумажная промышленность 20-22
Промышленность  стройматериалов 37-44
Легкая  промышленность 35-50
Пищевая промышленность 20-25
 

      В социальном аспекте загрузка простаивающих мощностей означает увеличение занятости, смягчение социальной напряженности и криминогенной обстановки в стране. Незагруженные мощности не только являются важнейшим фактором экономического роста на начальном этапе выхода экономики из кризиса, но и важнейшей предпосылкой последующей значительной активизации инвестиционной деятельности.

      С учетом сказанного, государственное  регулирование в этой области  сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие  принципы:

  • обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
  • социально-экономическая направленность;
  • сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
  • создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;
  • адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;
  • система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;
  • обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;
  • широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
  • развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

      Ключевым  звеном промышленной политики выступает  повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое™.

      Падение престижа науки ускорило отставание в применении новых технологий и наукоемкой продукции, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. За 1991-1996 гг. физический объем продукции добывающей промышленности сократился на 33%, а в обрабатывающей -на 56%, легкой промышленности - на 85%, пищевой - на 42%. Продукция машиностроения упала на 62%, и том числе производство персональных ЭВМ - в 2,6 раза, телевизоров — в 15 раз, видеомагнитофонов — в 70 раз, стиральных машин — в 7 раз, холодильников — в 3,5 раза. (Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 1997. С. 330, 358, 359). Из этих отраслей произошел и самый значительный отток рабочих.

      Анализ  работы предприятий различных форм собственности и отраслей показывает, что самые низкие показатели хозяйственной деятельности имеют предприятия федеральной собственности. Так, на этих предприятиях в промышленности, строительстве, на транспорте и особенно в торговле было произведено продукции и выполнено работ в расчете на одного работника в 2-3 раза меньше, чем на предприятиях других форм собственности.

      Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных  условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

  • попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
  • антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
  • в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

      Среди таких предприятий оказалось  много широко известных не только у нас в стране. К их числу  относится Завод имени И.А.Лихачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие  из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:

  • развитие маркетинговой службы предприятия, способной обеспечить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
  • совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся международными связями для расширения сбыта продукции за рубежом;
  • расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;
  • совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.

      Эти меры подкреплены антикризисным  бизнес-планом, в котором предусмотрено  увеличение выпуска конкурентоспособной  продукции, отвечающей современным  потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков.

      Правительство Москвы взяло на себя финансирование разработки проекта детальной планировки территории предприятия, предусмотрев при этом возможность размещения на ее периферийной части некоторых производств, подлежащих выводу из центра города; оказание финансовой помощи для организации переподготовки и сохранения квалифицированных кадров, создания дополнительных рабочих мест; решение ряда крупных вопросов с Правительством России, министерствами и ведомствами, банковскими учреждениями. Кроме того, Правительство Москвы:

  • установило, что при реализации Москомземом на земельных торгах прав аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО ЗИЛ на реконструкцию производства;
  • разрешило предприятию перевод объектов его жилищного
  • фонда, малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компенсационных платежей с целью их последующей продажи или сдачи в аренду; оказало содействие в совершенствовании организационной структуры и системы управления предприятием, привлечении средств для реализации перспективных инвестиционных проектов, а также в
  • использовании оптимальных схем погашения кредиторской и дебиторской задолженности;
  • утвердило программы мероприятий по передаче объектов социальной сферы АМО ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для нужд городского хозяйства, а также план мероприятий по его информационной и рекламной поддержке.

      В ряде регионов страны по инициативе местных  органов власти объединяются кредитные  ресурсы, которые аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой поддержки  промышленности региона и выдаются предприятиям с компенсацией части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих функционированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:

  • реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, внебюджетными фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;
  • выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;
  • защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной продукции российских товаропроизводителей;
  • введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся технологией производства и потребления товаров; другие — на разовые перевозки грузов в связи с реализацией в основном инвестиционных процессов;
  • эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных товаров.

Информация о работе Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике