Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В современной литературе еще не установилось общепризнанное представление о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста».

Содержание

Введение Стр. 3

Глава 1. Кризис. Стр. 4

Понятие кризиса. Виды кризисов. Предпосылки возникновения. Стр. 4-5
Роль государства в антикризисном управлении Стр. 6-12
Глава 2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций Стр. 13

2.1.Нормативно законодательная деятельность Стр. 13-15

2.2. Финансовое регулирование Стр. 15-30

Выводы Стр. 31

Список использованной литературы Стр.32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по антикризисному пр.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

      Во  многих регионах созданы советы по антикризисным программам, которые:

  • разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому оздоровлению предприятий;
  • анализируют ход выполнения антикризисных программ, со действуют осуществлению мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;
  • ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;
  • заслушивают сообщения территориальных органов по делам о
  • несостоятельности (банкротстве), о применении предусмотренных законодательством процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.

      На  смягчение последствий кризиса  и оживление экономики направлены региональные программы государственной  поддержки и развития малого предпринимательства. На 1 января 1998 г. в стране насчитывалось около 2,7 млн. хозяйствующих субъектов, из них 1,98 млн. имели частную форму собственности и более половины учреждены отдельными гражданами. В октябре 1997 г. было 844 тыс. малых предприятий. В них было занято 8,3 млн. человек, в том числе на постоянной основе — 6,2 млн. Они произвели 7% общего объема продукции, работ и услуг в стране (Социально-экономическое положение России, XII, 1997. С. 9-11, 13).

      Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

      В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

      Пока  длится налогово-бюджетный кризис, задача борьбы с бедностью получает приоритет перед другими функциями, обеспечиваемыми выплатой денежных пособий, такими, как страхование  и выравнивание доходов. Улучшение  состояния государственного бюджета послужит основанием активизировать другие функции денежных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, то тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.

      Известно, что действенным стимулом к поиску работы является голод. Однако голодные работники редко действуют производительно, не говоря уже об изобретательстве, ноу-хау и других нововведениях. А ведь все это крайне необходимо, чтобы выбраться из кризиса. Если дети не могут продолжать учиться по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.

      Таким образом, если не будет действенной  политика выравнивания доходов, могут  возникнуть необратимые последствия  на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.

      Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

  • государственные мероприятия в области здравоохранения, на пример, такие, как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;
  • престарелые и другая экономически неактивная часть мало имущего населения также нуждается в субсидиях;
  • потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;
  • финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.

      Между тем деятельность государства в социальной сфере явно не соответствует ее целям. В основе социально-психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения — значительное снижение жизненного уровня. Как подтверждают результаты общероссийского социологического опроса, проведенного в июне 1999 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, резкое обнищание населения в результате августовского 1998 г. кризиса остается таковым и поныне (таблица 4). Число россиян, которые относят себя к среднеобеспеченным слоям общества в сравнении с докризисным периодом стало меньше в полтора раза. В два раза больше, чем до кризиса, стало тех, кто вынужден признать, что живет за чертой бедности. 

      Таблица 4 - Доли разных имущественных групп в составе населения, %

Имущественные группы 1998 г. июнь 1999 г. январь 1999 г. июнь
Материально высокообеспеченные 0,9 0,2 0,5
Материально среднеобеспеченные 34,3 19,6 19,7
Материально малообеспеченные 53,2 55,4 57,3
Живут за чертой бедности 10,3 20,6 20,2
Затруднились  определить 1,3 4,2 2,3
 

      Российское  государство не считает себя обязанным  обеспечивать элементарные социально-экономические  права граждан, имеющие для них  жизненно важное значение. Более того, оно само выступает I! роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государственными органами отвергается даже такая рутинная мера, как оформление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

      В то же время государство распродает финансовым группам по заниженным ценам  уникальные объекты. К началу 1997 г. в  государственной собственности  было всего 9,3% предприятий. Наряду с  этим, государственные органы предоставляют  в распоряжение уполномоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура.

      Таким образом, направление изменений  социально-экономической ситуации в стране в последние годы находится  в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически  утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса.

      Среднемесячный  доход на одного члена семьи у  тех, кто причисляет себя к материально  высокообеспеченным, составляет 5940 руб., к среднеобеспеченным — 1275 руб., малообеспеченным — 600 руб., к живущим за чертой бедности — 400 руб. Если пересчитать приведенные показатели двух последних малоимущих категорий в доллары, то получится, что в России 3/4 населения имеют душевой доход в месяц 16-24 дол., т.е. на один день от 50 до 80 центов.

      В периоды экономических рецессии в развитых странах мира снижение реальной заработной платы также  имеет место, однако, не столь глубокое. Например, в США в кризисном 1980 г. реальная заработная плата снизилась на 4,3%, а в 1991 г. — на 1%. Небольшие колебания реальной заработной платы предопределяют малые колебания потребительского спроса. Они не позволяют, тем самым, экономике страны «провалиться» в глубокий кризис, поддерживают в условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества. 

 

       Вывод 

      Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение  кризиса, а также эффективное  его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к  кризисным ситуациям и иметь  план по их преодолению. Природа кризиса  и причина его возникновения  может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров.

      Существует  большое количество методов оценки финансового состояния организации, которые могут дать представление  о ее слабых местах и даже оценить  вероятность ее банкротства. Методы горизонтального и вертикального анализов позволяют судить о структуре и динамике основных показателей баланса предприятия, метод коэффициентов непосредственно указывает на проблемные места, многофакторные модели оценивают финансовое состояние компании в целом, а сравнительный анализ позволяет учесть показатели работы других предприятий рынка.

      Суть  механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы  методов предварительной диагностики  угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.

      Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных  кризисов на рынках и обеспечении  гарантий максимального возврата средств  кредиторам обанкротившегося предприятия. Новый закон о банкротстве детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей – на его ликвидацию.

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

  • Абалкин Л. К цели через кризис. М.: Луч, 1992.
  • Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ: Пер. с фр. М.:РГГУ, 1997.
  • Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М., 1996.
  • Воркуев Б.Л. Ценность, стоимость и цена. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997.
  • Медведев В. А. Социальные императивы современной экономики и российские реалии. М.: ИЭ РАН,1998.
  • Российская экономика в 1996 году: тенденции и перспективы. М.: ИЭППП, 1996.
  • Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе/Под ред. Николаса Барра. М., 1997.
  • Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Прогресс, 1993.
  • Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999.

Информация о работе Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике