Разработка и реализация антикризисных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

По оценке Всемирного банка настоящий мировой финансовый кризис является сильнейшим с момента Большой депрессии экономики США. Мир столкнулся со сложнейшей рецессией на кредитных рынках. Мировая экономика буквально остановила свой рост уже во второй половине 2008 года. За один год рост мирового ВВП снизился до 2 % в сравнении со средним ростом в 5 % за 2003-2007 годы.

Работа содержит 1 файл

Антикриз.срс.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Сокращение  объёмов финансирования на внешних  рынках привело к снижению кредитной  деятельности казахстанских банков. В сложившейся ситуации получение  кредитов стало затруднительным  для большинства заёмщиков. Это коснулось, в частности, рынка долевого строительства. Строительные компании традиционно использовали банковский кредит как основной источник финансирования. В прошедшем году многие из них были вынуждены приостановить работы в связи с финансовыми трудностями. Для защиты прав дольщиков, а также с целью создания дополнительных рабочих мест, Правительство обеспечило целевое финансирование строительных компаний через институты развития. Пилотный проект был запущен в 2007 году для города Астаны с планируемым расширением на другие регионы в 2008 году.

Обеспечение стабильного роста занятости  населения и поддержка малого и среднего бизнеса являются одной  из приоритетных задач 2008 года. Правительство  будет осуществлять программу государственно-частного партнёрства, для чего в настоящее время совершенствуется нормативно-правовая база. Объединение ресурсов частного бизнеса и государства позволит достичь реальных, ощутимых результатов устойчивого экономического роста страны.

Правительство также разработало ряд мер, направленных на защиту наиболее социально уязвимых слоев населения. Мы будем придерживаться сбалансированной фискальной политики, что позволит обеспечить достойный прожиточный уровень населения.

Ситуация  на международных финансовых рынках остается нестабильной и это окажет определенное влияние на экономику Казахстана. Сложившиеся обстоятельства дают возможность Правительству совместно с Национальным Банком и АФН провести структурные реформы. Это позволит сохранить нам устойчивый экономический рост Казахстана и добиться повышения благосостояния для каждого гражданина республики. 

В целях смягчения  негативных последствий глобального  кризиса на социально-экономическую  ситуацию в Казахстане и обеспечение  необходимой основы для будущего качественного экономического роста Правительством по поручению Главы государства реализуется антикризисная программа, которая состоит из нескольких этапов.

Общая сумма  средств, направленных на реализацию антикризисных  мер на сегодняшний день составляет 2,9 триллиона тенге.

План первоочередных действий по обеспечению социально-экономического развития Республики Казахстан – 421,1 млрд. тенге, включая:

    - 204,3 млрд. –  защита прав дольщиков строящегося  жилья и недопущение снижения  стабильности ипотечного рынка 

    - 142 млрд. – продолжение финансирования проектов малого и среднего бизнеса, кроме того, банки выделили дополнительно 59 млрд. тенге.

    - 74,8 млрд. –  обеспечение стабильности на  продовольственном рынке страны  

План совместных действий Правительства, Нац. Банка  и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы – 1 270 млрд. тенге, в том числе:

    - 480 млрд. тенге  – стабилизация финансового сектора 

    - 360 млрд. тенге  – решение проблем на рынке  недвижимости 

    - 120 млрд. тенге  – поддержка МСБ, банки дополнительно выделили 10 млрд. тенге.

    - 120 млрд. тенге  – развитие агропромышленного  комплекса 

    - 120 млрд. тенге  – реализация индустриальных, инновационных  и инфраструктурных проектов 

Реализация нового плана дальнейшей модернизации экономики  и реализации стратегии занятости – 347,9 млрд. тенге, в том числе 240 млрд. тенге на Дорожную карту (140 млрд. тенге в 2009 году и 100 млрд. тенге на 2010 год).

Поддержание ликвидности  за счет снижения минимальных резервных  требований Национального Банка  – 350 млрд. тенге

Высвобождение средств за счет снижения налоговой  нагрузки – 500 млрд. тенге.

Стабилизация  финансового сектора.

Правительством  на еженедельной основе осуществляется мониторинг социально-экономического развития страны в целях оперативного реагирования на возможные негативные изменения в экономике и принятия соответствующих адекватных мер.

Необходимо отметить, что отчет о реализации антикризисной  программы предоставляется на ежемесячной  основе в Администрацию Президента и Канцелярию Премьер-Министра.

В целях стабилизации финансового сектора Национальным Банком и АФН приняты ряд нормативно-правовых актов направленных на усиление регуляторной и надзорной функции государства  в финансовом секторе.

С прошлого года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 % до 1,5 %, по иным обязательствам – с 7 % до 2,5 %. Это позволило банкам существенно увеличить их ресурсную базу.

В целях сохранения доверия к банкам законодательством  увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 5 млн. тенге (в течение 3 лет до 2012 года).

На сегодня  создана необходимая законодательная  база и практическое применение инструментов исламского финансирования, которая  позволит развивать стратегически важный на сегодняшний день фондовый рынок, через планируемый выпуск и ввод в обращение исламских ценных бумаг.

С 1 января 2009 года введен в действие новый Налоговый  кодекс, в рамках которого предусмотрено  существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики.

Четыре банка  второго уровня получили государственные  средства в общей сумме 476,09 млрд. тенге:

    - БТА Банк  – 212,09 млрд. тенге, 

    - Казкоммерцбанк  – 120 млрд. тенге, 

    - Народный  банк – 120 млрд. тенге,

    - Альянс банк  – 24 млрд. тенге.  

Часть средств  направлена на выкуп акций банков, часть на кредитование экономики. рамках выделенных средств банками второго уровня профинансировано 391 заемщика на сумму более 159 млрд. тенге.  

В целях решения  проблем на рынке недвижимости осуществляется ряд мероприятий.

Казахстанской ипотечной компанией выкуплены  права требования по ипотечным займам у банков-партнеров на общую сумму 13,5 млрд. тенге.  

Банки второго  уровня рефинансировали более 30 тыс. заемщиков на сумму более 120 млрд. тенге.

Продолжается  работа по завершению строительства  ранее начатых объектов жилищного  строительства.

Если в 4 квартале 2007 года в республике строилось 450 жилых  комплексов с 62-мя тысячами дольщиков. То за прошедшее время, завершено 228 объектов и решены проблемы около 33 тыс. дольщиков.

В городе Алматы на начало года было 64 объекта с 12441 дольщиками (5 объектов исключили в связи с отсутствием дольщиков), 3 объектов с 2001 дольщиками уже завершены с начала текущего года. На сегодняшний день, в Алматы осталось достроить 46 объектов с 9963дольщиками, из них 16 объектов планируется завершить до конца текущего года, а оставшиеся 30 объектов будут завершены в 2010-2011 годах. В г. Алматы уполномоченной организацией ведется работа по завершению 8-х объектов с участием 1 420 дольщиков.

По Алматинской области на начало года было 17 объектов с 3829 дольщиками, из них введены 5 объектов с 999 дольщиками. В период с 1 января 2009 года по 1 ноября 2009 года решены в общем количестве проблемы 999 дольщиков на 5 жилых комплексах, из них 4 комплекса (711 дольщика) введены в эксплуатацию. Таким образом, на сегодняшний день насчитывается 12 объектов с 2830 дольщиками, из них увеличение объемов строительства наблюдается на 4 объектах (771 дольщика). В 4 квартале 2009 года планируется решить вопросы 1059 дольщиков на 4 жилых комплексах и 1 очереди, а также в 2010 году 1606 дольщиков на 7 объектах и 1 очереди. 

В целом же, по республике за 10 месяцев ввод объектов увеличился на 10 объектов (1155 дольщиков) по сравнению к 9 месяцам текущего года, и в целом составил за январь – октябрь 69 объектов с 11095 дольщиками. В 2009 году планируется завершить 108 объектов с 15842 дольщиками и в 2010 году – 72 объекта и с 17962 дольщиками.  

В рамках поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в банки второго уровня направлены средства для финансирования и рефинансирования займов субъектов МСБ.

Всего в рамках реализации антикризисных мер направлено на поддержку МСБ 254,2 млрд. тенге. В  рамках данных средств в настоящее время профинансировано около 9 тыс. проектов МСБ на сумму 344,9 млрд. тенге.

Поддержка субъектов агропромышленного  комплекса.

В целях обеспечения  стабильности на продовольственном  рынке страныФондом «Самрук-Қазына»  в 2008 году размещены целевые депозиты в БВУ на сумму более 20 млрд. тенге. Данные средства направлены на производство и переработку белого сахара, растительного масла, молока и мяса. Нац. холдингом «КазАгро» выпущены облигации оплаченные из средств Национального фонда на общую сумму 120 млрд. тенге. В рамках данных средств, в настоящее время, профинансировано 12 инвестиционных проектов АПК на сумму 10 млрд. тенге. За счет временно свободных денежных средств, не вовлеченных в реализацию инвестиционных проектов, 68,7 млрд. тенге направлено на проведение весенне-полевых работ и 27,6 млрд. тенге на закуп зерна у субъектов АПК.

По реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов из 29 инвестиционных проектов, утвержденных Государственной комиссией, через Банк развития Казахстана уже начато финансирование трех проектов на сумму более 27,2 млрд. тенге. Следует отметить, что инвестиционные проекты будут финансироваться как за счет средств Нацфонда в размере 120 млрд. тенге, так и за счет частных инвесторов и заемных средств, привлекаемых как с внутренних, так и внешних рынков.

В целях обеспечения  диверсификации и повышения конкурентоспособности  экономики Казахстана в долгосрочном периоде ведется разработка Государственной  программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (далее – Госпрограмма) в рамках приоритетных направлений, озвученных Главой госдуарства.

Госпрограмма  сохраняет последовательность и  преемственность государственной  экономической политики. Она станет органичным инструментом реализации разрабатываемого Стратегического Плана развития страны до 2020 года.

В рамках Госпрограммы ведется разработка Карты индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы, которая состоит  из 83 инвестиционных проектов на общую  стоимость 6,4 трлн. тенге, включаемые в республиканскую Карту индустриализации.

Таким образом, антикризисные меры Правительства  страны оказались действенными и  эффективными. Меры по оказанию поддержки  экономике явились некой «подушкой  безопасности» и смягчили последствия  низких цен на экспортируемые товары на мировых товарных рынках, дефицита ликвидности и снижения кредитования банками экономики и сокращения потребления товаров и услуг населением. Определенный положительный эффект антикризисных средств можно наблюдать уже сегодня.

По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования без государственной финансовой поддержки секторам экономики падение  реального ВВП в 2009 году составило  бы 3,1%.

Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, АПК и строительства позволила замедлить темпы падения и стабилизировать производство.

Если до конца  года наблюдаемое оживление экономики  упрочится и обретет уверенность, то восстановление утраченных производственных мощностей будет способствовать дальнейшему росту экономической активности и предоставит возможность вступить в фазу роста.

Несмотря на снижение реального ВВП в январе-сентябре т.г. на 2,2%, рост ВВП в 2009 году ожидается  на уровне 0,1%, в том числе за счет получения основного эффекта  от реализации антикризисных мер во 2-ом полугодии.

Деятельность  фонда «Самрук Казына»

В 2010 году фонд «Самрук-Казына»  фактически выполнил функцию оператора  антикризисной программы. 91 процент  средств, выделенных из Национального  фонда, был освоен, и без нарушений  со стороны организаций фонда средства доведены до конечных получателей.

В трудный период банкам была оказана финансовая поддержка, проведена уникальная реструктуризация трех банков, в результате чего уже  сейчас их кредитные рейтинги повышены.

Удалось сдержать и стабилизировать ситуацию на рынке недвижимости. Решаются проблемы дольщиков. Оказана помощь людям, взявшим жилье в ипотеку. Внедрены новые стандарты жилья. Начал функционировать рынок арендного жилья. Более 10 процентов от общего количества незавершенных объектов введено при помощи различных финансовых инструментов фонда «Самрук-Казына». 10436 дольщиков получили жилье за счет средств фонда в достроенных объектах.

Информация о работе Разработка и реализация антикризисных программ государства