Система повышения квалификации: вчера, сегодня, завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть различные формы и виды повышения квалификации работников на разных этапах развития современного мира, сравнить их плюсы и минусы, выявить наиболее эффективные способы обучения сотрудников.

Вопросы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность.

Содержание

1. Введение
2. Система повышения квалификации
3. Кадровая политика. Положения, документы (примеры)
4. Тенденции подготовки и переподготовки кадров в зарубежных странах.
США, Германия, Япония
5. Система повышения квалификации работников в сфере автомобильного бизнеса и технического сервиса.
5.1.
5.2.
5.3. Повышение квалификации водителей в компании Scania
5.4. Вопрос переподготовки кадров в автодилерских компаниях
5.5. Примеры программ переподготовки кадров для сотрудников дилерских и сервисных центров
5.5.1. Учебные центры BOSCH
5.5.2. Учебные центры Peugeot
5.5.3. Опыт переподготовки кадров в сети дилерских центров Major
6. Обучение менеджеров в России. Результаты маркетингового исследования.
7. Заключение
8. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат_СПК.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

« … С внедрением комплексных междисциплинарных проектов по созданию высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерных кадров, в том числе через механизмы повышения квалификации и стажировок.
       Актуальность решения задачи по организации повышения квалификации инженерных кадров диктует необходимость разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала специалистов инженерно-технического профиля, направляемых на повышение квалификации, выбора адекватных подходов и методик с использованием специализированных образовательных программ по повышению квалификации различной категории специалистов. …»

« Проектом указа утверждается Программа, в рамках которой планируется повысить квалификацию не менее 15000 специалистов инженерно-технического профиля, включая прохождение ими различного вида практики и стажировок в ведущих российских и иностранных организациях, в том числе в инжиниринговых и исследовательских центрах в течение 2012 - 2014 годов. …

Ключевыми особенностями настоящей программы являются:
       - ориентация на текущие и перспективные потребности предприятий и организаций реального сектора экономики в повышении квалификации и получении дополнительных профессиональных компетенций специалистами инженерно-технического профиля;
       - стимулирование взаимодействия российских вузов с предприятиями и организациями реального сектора экономики в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки через использование механизмов государственно-частного партнерства;
       - поддержка и продвижение лучших программ повышения квалификации и стажировок специалистов инженерно-технического профиля, разработанных российскими вузами по заказам и в сотрудничестве с профильными предприятиями и организациями реального сектора экономики.
       Финансовое обеспечение повышения квалификации, стажировки специалистов инженерно-технического профиля будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки России.
       Организации будут обеспечивать оплату проезда к месту обучения и обратно, выплату суточных и командировочных обучающимся по программам повышения квалификации, включая стажировки. (Заместитель директора Департамента стратегического развития М.С. Попов)

 


4. Тенденции подготовки и переподготовки кадров в зарубежных странах.

США:

В современных условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм. Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.

Данная черта американского стиля управления находит выражение в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развитии ее обучающих технологий. В    эту   систему    входят   четыре    вида     организаций –   школы     управления    (школы бизнеса);       факультеты   и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы.                         
Главная    задача     всех    форм    и    видов     подготовки и повышения квалификации - это «сделать знания производительными».
Школы управления (школы бизнеса) занимаются вопросами подготовки и повышения квалификации специалистов и менеджеров по различным направлениям. В настоящее время насчитывается свыше трехсот школ бизнеса, школ администрации и экономики, школ промышленного управления, в которых используется двух- и четырехгодичное обучение, имеются доктурантура и краткосрочные курсы совершенствования.
Факультеты и отделения в высших учебных заведениях. США были первой страной, в которой началось обучение руководителей в системе высшего образования. Первые факультеты по управлению при вузах появились здесь в конце ХIХ века. В настоящее время имеется несколько сот факультетов и отделений делового администрирования и коммерции, десятки отделений по управлению предприятием при технических факультетах, которые выпускают дипломированных специалистов по развитию производства и труда.
В начале 70-х годов ХХ века получили распространение курсы совершенствования при школах управления и университетах. Наиболее «ходовыми» считаются учебные программы, рассчитанные на 2, 4 и 6 недель обучения с отрывом от производства. Курсы большей продолжительности имеются при крупных университетах, располагающих высококвалифицированными преподавателями и необходимой технической базой. Профессиональные общества также занимаются вопросами повышения квалификации персонала. К этим обществам относятся следующие:
Американская ассоциация менеджмента (АМА) - одна из крупнейших организаций, занимающихся популяризацией проблем организации и управления. АМА организует многочисленные курсы, семинары и конференции, обеспечивает информационное обслуживание и издает собственные журналы.
Ассоциация развития менеджмента (SАМ) организует конференции, семинары, дискуссии и курсы для персонала небольших предприятий. Она оказывает также и консультативные услуги.
Национальный совет по вопросам НИР и использованию их результатов (NIСВ) занимается вопросами НИР в институтах, являющихся членами этого общества, а также информирует своих членов – промышленные предприятия, вузы, торговые фирмы, государственные органы и профсоюзы – о новейших достижениях и методах в области организации и управления.
Американская ассоциация подготовки и совершенствования персонала (АSТД) объединяет индивидуальных и коллективных членов, деятельность которых связана с соответствующими вопросами.

 

Германия:

В современной практике повышения квалификации руководящих кадров в России и Германии наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), деловые и ролевые игры.

В Германии, начиная с 90-х годов XX века, приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров являются интерактивные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков.

 

Тренинги

              Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

              В 70–80-е годы XX века в Германии широкое распространение получили тренинги навыков делового общения для руководителей разных уровней, у которых успех в выполнении должностных обязанностей определяется высоким уровнем сформированных навыков межличностного взаимодействия с другими людьми. Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

В настоящее время в Германии в учреждениях повышения квалификации все большее распространение получают тренинги лидерских навыков руководителей, в ходе которых они осваивают различные аспекты управления, например, мотивация подчиненных, принятие решений, организация работы в командах и т. д.

 

Программированное обучение

Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком обучающийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала.

Преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку материала происходит только после того, как усвоен предыдущий.

Вариантом программированного обучения является компьютерное обучение. Компьютер оценивает ответы обучающихся и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим.

Учебная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Case-study

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Те ситуации, которые в большинстве своем предлагаются преподавателями из Германии, не в полной мере отвечают потребностям российской экономики и культуры, сложившимся в нашей стране. Слушатели намного более заинтересованы в анализе практических ситуаций, учитывающих специфику нашей страны.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д.

 

Япония:

Особенности японской системы подготовки кадров.

Мощной движущей силой развития японской экономики после второй мировой войны явилась японская система подготовки кадров, особенность которой — внутрифирменное обучение. В качестве четырех главных причин, приведших к успеху системы внутрифирменного обучения, можно назвать следующие:

•         высокий образовательный уровень японцев, базирующийся на фундаментальных знаниях, полученных в школе;

•         традиционная  практика  "внутренней  подготовки",  когда  предприятие  само готовит кадры, которые считает необходимыми;

•         система управления кадрами на предприятиях, повышающая воспитательный эффект обучения во время работы (ОВР);

•         государственная   политика,   направленная   на   развитие   внутрифирменного обучения.

Наряду с внутрифирменным обучением японская система подготовки кадров включает и государственно-муниципальное профобучение (ГМПО), которое выполняет вспомогательную функцию при внутрифирменном обучении.

Подготовка и обучение внутри предприятий в Японии производятся на основе ОВР, обучения вне работы (ОHP ) и самообразования, однако наибольшее внимание уделяется ОВР.


5. Системы повышения квалификации работников в сфере автомобильного бизнеса и технического сервиса

             

              5.1. Материалы конференции

              17 апреля 2011 года в Москве состоялась информационно-тематическая конференция по теме: «Проблемные вопросы профессиональной подготовки и переподготовки водительских кадров»

              В конференции приняло участие более 150 человек из 48 регионов страны. Среди них были представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, комиссий БДД субъектов Российской Федерации, подразделений ГИБДД по субъектам РФ, научная общественность, коммерческие участники и другие организации. Также своим опытом с российскими коллегами приехали поделиться специалисты из Южной Кореи.

              На конференции были рассмотрены следующие темы:

- разработка стандартов, типовых положений и других нормативных актов об образовательном учреждении, осуществляющем подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, об автодромах для обучения навыкам вождения и приема квалификационных экзаменов;

- формирование требований к обучению и повышению квалификации специалистов по подготовке водителей транспортных средств;

- совершенствование материально- технической базы, используемой для обучения и приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами;

- требования к системе профессионального отбора водителей автомототранспортных средств для обеспечения пассажирских перевозок, опасных и крупногабаритных грузов;

- требования к разработке современных программ, учебно-методических материалов для подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств различных категорий в условиях резкого повышения интенсивности и плотности транспортных и пешеходных потоков;

- основные направления в решении проблем подготовки водителей транспортных средств с ограниченными физическими возможностями;

- создание системы, направленной на максимальный охват всех категорий населения по обучению ПДД, основам безопасного поведения на дорогах с целью формирования их правового сознания.

              В результате продуктивного обсуждения проблемы участники конференции выступили со следующими рекомендациями;

- подготовить предложения по созданию единой системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, а также повышения квалификации руководящего состава образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водительских кадровж;

- рекомендовать провести корректировку НИОКР с учетом требований и рекомендаций принятых поправок к Венской конвенции о введении подкатегорий транспортных средств и обеспечить адаптацию программ подготовки водителей к современным условиям дорожного движения;

Информация о работе Система повышения квалификации: вчера, сегодня, завтра