Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:26, доклад

Описание работы

В данной работе изложено послание президента Республики Казахстан - на русском и казахском языках.

Работа содержит 1 файл

Послание Президента Республики Казахстан 2012.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

Важный вопрос – обеспечение возможности для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы.

 

Множество людей сегодня  мигрируют из села в город. Им тяжело устроиться на работу. Каждый молодой  человек должен иметь возможность, не отрываясь от работы, получить профессию и образование. Министерству образования необходимо проработать этот вопрос.

 

В-пятых, образование  должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

 

Поручаю Правительству  принять пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

 

В-шестых, важно усилить  воспитательный компонент процесса обучения.

 

Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное  согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание.

 

Эти ценности должны прививаться  во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности.

 

Одной из этих ценностей  и главным преимуществом нашей  страны является  многонациональность  и многоязычие. Государственным языком, согласно нашей Конституции, является казахский. Наравне с ним в государственных органах официально употребляется русский.

 

Это нормы нашей Конституции, которые никому не позволено нарушать.

 

Планомерное развитие казахского языка не будет происходить в ущерб русскому.

 

Бізге мемлекеттің келешегі, болашақ дамуы үшін не керек? Ол үшін мемлекеттің ең негізгі сыртқы саясаты  – көршілермен тату болуымыз керек. Онсыз мемлекеттің болашағы бұлыңғыр болады.

 

Қазақ тілі, біздің мемлекеттік  тіліміз өсіп-өркендеп келеді. 2020 жылға қарай мемлекеттік тілді меңгергендердің қатары 95 процентке дейін жететін болады.

 

Еліміздегі барлық мектептер  мен оқу орындарында қазақ  тілінде оқыту үрдісі жүріп жатыр. Осының бәріне депутаттар мен мемлекеттік  қызметтегілер өз үлестерін қосулары керек. Мәселені осылай шешу қажет.

 

Поручаю Правительству  разработать типовой Комплексный  план по обеспечению знаний молодежью  этих ценностей во всех образовательных  учреждениях.

 

У нас даже нет таких  учебников, таких преподавателей, которые  работают с молодежью именно по этим вопросам.

 

Нашей молодежи это жизненно необходимо.

 

Другим важным направлением повышения уровня человеческого  потенциала являются повышение доступности  и качества оказания медицинских  услуг, продвижение здорового образа жизни.

 

Сейчас реализуется  Госпрограмма «Саламатты Қазақстан - 2015».

 

Качественно развивается  система здравоохранения. Достигнута хорошая динамика показателей здоровья народа.

 

Увеличилась рождаемость и продолжительность  жизни.

 

В 1,7 раза снижен показатель смертности от болезней системы кровообращения.

 

Мы этим системно занимаемся. Сейчас операции на сердечнососудистой системе  проводятся не только в Астане, но и  практически во всех областях Казахстана.

 

В стране созданы передовые лечебно-диагностические  комплексы, десятки центров по основным направлениям медицины, в том числе новейшим, развивается транспортная медицина. У нас используются медицинские поезда, автотранспорт, медицинская авиация.

 

Локомотивом модернизации казахстанского здравоохранения станет Госпиталь будущего в Астане.

 

Теперь на первый план  выходит вопрос снижения заболеваемости и смертности от онкологии.

 

Поручаю Правительству  в двухмесячный срок разработать  Программу развития онкологической помощи в Казахстане, также как мы это делали по вопросу сердечнососудистых заболеваний.

 

Следует также проработать  вопрос о создании на базе Национального  медицинского холдинга мощного Национального  научного онкологического центра в  Астане.

 

Правительству необходимо до 1 июля текущего года внести предложения  по развитию системы здравоохранения  с учётом внедрения механизмов солидарной ответственности граждан за своё здоровье.

 

Человек должен понимать, что ему не выгодно болеть. У  нас бесплатное здравоохранение, но будущее – за страхованием в медицине, как это сейчас делается в пенсионных фондах. Сам человек несет ответственность, его работодатель и государство. Чем хуже здоровье у человека, тем меньше его будут страховать, чем лучше – тем больше будет сумма страховки. Сейчас люди выбирают те лечебные учреждения, где лучше медицинское обслуживание. Они определились с этим вопросом, теперь нужно продвигаться дальше.

 

Поручаю акимам решить вопрос о расширении доступности спортивной инфраструктуры для массового занятия населением физической культурой и спортом.

 

В последние годы построено  много спортивных объектов – и  в Астане, и в областях. Жалуются, что в них ни детям, ни взрослым невозможно попасть. Все эти спортивные сооружения нужно сделать доступными. Пусть люди занимаются спортом.

 

 

 

Восьмое. Совершенствование  пенсионной системы.

 

Казахстан первым на постсоветском  пространстве успешно внедрил накопительную  систему.

 

Число вкладчиков насчитывает 8 миллионов человек.

 

Объём накоплений превышает 17 миллиардов долларов.

 

В то же время сегодня  вкладчики не имеют возможности  влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов.

 

Поэтому и относятся  к пенсионным отчислениям как  к оброку.

 

А руководство отдельных  пенсионных фондов распоряжается ими  как своими собственными и обслуживает интересы акционеров, нередко покрывая их расходы.

 

Правительству совместно  с Национальным Банком до конца первого  полугодия необходимо выработать предложения  по совершенствованию пенсионной системы.

 

 

 

Девятое. Индустриально-инновационные проекты

 

Социальная значимость проектов в рамках индустриально - инновационного развития абсолютна.

 

Эта программа остаётся главным ориентиром модернизации экономики.

 

Все госорганы должны считать эту работу своей основной заботой.

 

Только в прошлом году введено в эксплуатацию 288 проектов на сумму более 970-ти миллиардов тенге.

 

В результате создано  более 30 тысяч постоянных качественных рабочих мест.

 

Мы продолжаем формировать  и развивать передовые кластеры нашей  экономики. Темпы этой работы не должны снижаться.

 

Поручаю Правительству  предусмотреть необходимые средства для развития инфраструктуры инновационных  кластеров.

 

 

 

Уважаемые казахстанцы!

 

Я сегодня хочу объявить о старте новых грандиозных проектов в сфере высокого передела наших сырьевых ресурсов и инфраструктуры, которая будет обслуживать этот передел.

 

Первое. Для решения  проблемы энергодефицита и освобождения от энергозависимости южных регионов поручаю Правительству обеспечить в текущем году начало строительства  первого модуля Балхашской ТЭС мощностью 1320 мегаватт, стоимостью 2,3 миллиарда долларов. Это очень важно. Бурно развивающийся южный регион имеет дефицит по электроэнергии. Мы не должны ни от кого зависеть. Этот вопрос решает очень многое. Все вопросы по Балхашской ТЭС решены. Необходимо ускорить и начать эту работу.

 

Важное значение имеет  завершение строительства  казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Это действительно народная стройка века. Где еще за три  года было построено 2700 км. качественной автомобильной дороги? Мы должны в следующем году эту работу закончить.

 

Важно приступить к строительству  двух новых железнодорожных линий - Жезказган-Бейнеу протяженностью 1200 километров и Аркалык-Шубарколь.

 

Эти проекты придадут мощный импульс развитию Жезгазган - Аркалыкского региона.

 

Второе. Поручаю Правительству  продолжить проект по созданию производства комплексных минеральных удобрений  в Жамбылской области стоимостью около 2-х миллиардов долларов. Эти  удобрения нужны для сельского хозяйства. Проект даст возможность поднять экономику Жамбылской области и юга в целом.

 

Третье. Необходимо обеспечить создание комплекса глубокой переработки  нефти на Атырауском НПЗ стоимостью 1,7 миллиарда долларов, что увеличит выпуск бензина почти в 3 раза – до 1,7 миллиона тонн, а дизтоплива – до 1,4 миллиона тонн и обеспечить Казахстан этими видами топлива.

 

Четвертое. Следует обеспечить вывод на проектную мощность Атырауского  газохимического комплекса стоимостью 6,3 миллиарда долларов, что предполагает ежегодный выпуск 500 тысяч тонн пропилена и 800 тысяч тонн полиэтилена. Такой продукции мы в Казахстане еще не производили.

 

Пятое. Надо завершить  проектирование и приступить к строительству  газоперерабатывающего завода мощностью 5 миллиардов кубических метров в год на Карачаганакском месторождении.

 

Шестое. Поручаю Правительству  запланировать и приступить к  реализации трубопроводной системы,  которая обеспечит газификацию  центрального региона страны, включая  столицу.

 

Это капиталоемкая, важная работа. Мы должны это сделать, чтобы уйти от зависимости по газу. Казахстан – страна, добывающая нефть и газ. Мы обязаны газифицировать нашу страну.

 

По многим из этих проектов решены все вопросы инвестирования, а по другим надо решать.

 

Вношу предложение Правительству и Парламенту пересмотреть бюджет, чтобы выделить необходимые средства для реализации вышеназванных проектов.

 

Нам придется позаимствовать кредиты у Национального фонда  на осуществление проектов. Я считаю, что это правильно. Эти деньги будем вкладывать в собственную экономику.

 

Все эти проекты совершенно изменят облик нашей экономики, нашей страны.

 

Всё сказанное выше будет  нашим ответом на возможные кризисы  в мире.

 

Мы превращаем весь Казахстан  в гигантскую стройплощадку и  создаём десятки тысяч рабочих мест.

 

Вокруг жилищного строительства, строительства крупных предприятий  будут развиваться строительная индустрия, металлургия, обрабатывающая промышленность. Создаются многочисленные возможности для появления новых, молодых бизнесменов. Они не должны упустить такой шанс.

 

Для контроля за расходованием  средств поручаю создать специальную  комиссию по аналогии с комиссией, которая  четко и эффективно работала в  период кризиса 2008-2009 годов и доказала свою эффективность.

 

Подчеркиваю, что все эти проекты мы начнем уже в этом году.

 

Правительству необходимо укреплять казахстанскую инновационную  систему.

 

Важно увеличить бюджетные  расходы на финансирование перспективных  научных исследований через выделение  инновационных грантов.

 

Новый закон «О науке» закладывает основу для системной государственной поддержки науки.

 

Необходимо поддержать отечественных ученых.

 

Вокруг Назарбаев Университета должен сложиться инновационно - интеллектуальный кластер, способствующий трансферту и  созданию новых технологий.

 

Создавая высокотехнологичные  предприятия в Астане, мы будем  распространять этот опыт на другие научно-образовательные  центры Казахстана. Законодательная  основа у нас есть.

 

Это принятый, по моему  поручению, новый закон «О государственной  поддержке индустриально - инновационной деятельности».

 

На его основе надо наращивать инновационный потенциал  взаимодействия государства, бизнеса  и науки.

 

Поручаю Правительству  разработать законопроект, предусматривающий  внедрение новых форм государственно - частного партнерства.

 

Одним из важных вопросов текущего развития является диверсификация потоков прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана.

 

Их нужно направлять в перспективные отрасли, например, сферу туризма.

 

В развитых странах на долю туристического кластера приходится до 10-ти процентов ВВП.

 

У нас - менее 1 процента.

 

Надо изучить в целом  по стране точки роста туризма, их немало.

 

В связи с этим важным проектом должно стать развитие горнолыжных  курортов мирового уровня близ Алматы.

 

Эксперты считают, что один турист, который посещают горнолыжный курорт, тратит в 6 раз больше, чем во время поездки на море. Это очень выгодно для государства.

 

Поручаю Правительству  разработать системный План развития этой уникальной зоны, а также Бурабайской  курортной зоны в Акмолинской области.

 

Как вы знаете, моя особая забота – это укрепление делового и инвестиционного климата.

 

В Казахстане успешно  реализуется «Дорожная карта  бизнеса - 2020».

 

Уже многие казахстанцы  убедились в ее эффективности.

 

Поручаю Правительству внести в неё изменения, касающиеся  дополнительных мер поддержки начинающих и молодых бизнесменов, внедряющих инновации.

 

Сегодня надо продолжать работу по декриминализации финансово-экономических  правонарушений, в том числе налоговых.

 

Таможенному и налоговому комитетам, финансовой полиции надо быть последовательными в своих действиях, применении правовых норм, в том числе в вопросе о двойном налогообложении.

 

Защита прав и поддержка  отечественных и иностранных  инвесторов, предсказуемость законодательства и транспарентность должны стать основой делового инвестиционного климата в Казахстане.

 

Я настоятельно требую, чтобы  наши чиновники всячески содействовали  инвесторам, а не чинили препятствия.

 

Мы должны укреплять  механизм проведения регулярных консультаций с отечественными и иностранными инвесторами в процессе разработки проектов нормативных правовых актов.

Информация о работе Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана