Совершенствования по оздоровлению предприятия с помощью антикризисного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 09:10, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является исследование процедур банкротства, их особенностей в России и за рубежом, разработка рекомендаций по оздоровлению предприятия с помощью процедуры банкротства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общие положения банкротства и его юридическая процедура ………….6

1.1 Понятие, сущность и механизм процедуры банкротства………………...6

1.2 Процедура банкротства как способ оздоровления предприятия……….13

2. Российская и зарубежная практика банкротства предприятий в условиях финансово- экономического кризиса………………………………………………...20

2.1 Зарубежный опыт банкротств…………………………………………….20

2.2 Российский опыт банкротств……………………………………………….34

3. Разработка рекомендаций по оздоровлению предприятия с помощью антикризисного проекта………………………………………………………………40

Заключение………………………………………………………………………46

Список использованных источников…………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

Диплом Банкротство и его регулирование.doc

— 654.00 Кб (Скачать)

     - связаны с приобретением, отчуждением  или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

     - влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

     Важную  роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и  график погашения задолженности.

     Меры  по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления Закон № 127-ФЗ ввел новые меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:

     1) увеличение уставного капитала  должника за счет взносов участников  и третьих лиц;

     2) размещение дополнительных обыкновенных  акций должника;

     3) замещение активов должника.

     Интересы  должника и кредиторов как участников процесса о несостоятельности не всегда по своей правовой природе  и сути материальных требований являются противоположными. Интересы должника и кредиторов не совпадают только на первый взгляд, ведь кредитор заинтересован в получении как можно более полного удовлетворения своих требований, а это возможно только при том условии, что должник восстановит свою платежеспособность, что, в свою очередь, безусловно, соответствует интересам должника.

     Санация  заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для  погашения денежных обязательств и  обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника [17, с.57].

     Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

     1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

     2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;

     3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

     В зависимости от глубины кризиса  предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают  два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.

     1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

     – погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;      

     – погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

     – перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

     – выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

     2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы  собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, , передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

     В связи с этим, цель процедуры санации  заключаются в предотвращении ликвидации несостоятельного должника путем восстановления его платежеспособности с передачей  полномочий по управлению должником  временному управляющему. Данные мероприятия выгодны экономике государства, покоящейся на началах частной собственности, которая может пошатнуться в случае ликвидации крупного участника предпринимательских отношений; они выгодны государству еще и потому, что сохраняются налогоплательщик; выгодны работникам несостоятельной организации, которые в противном случае рискуют остаться без работы; и, наконец, самим кредиторам, которые всегда были и будут заинтересованы в погашении как можно большей части своих требований, а не в частичном  моральном и материальном удовлетворении от ликвидации организации- должника и ареста его имущества [17, с.70]. Ведь при восстановлении экономической дееспособности должника возможно либо полное удовлетворение кредиторских требований, либо частичное удовлетворение, но на более льготных условиях. Однако, как показывает практика применения положений законодательства о финансовом оздоровлении, многие вопросы, связанные с процедурой санации, требует дальнейшего разрешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Российская и зарубежная  практика банкротства  предприятий в  условиях финансово-  экономического кризиса 

2.1  Зарубежный опыт банкротств 

     Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов  современной системы банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области.

     Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству [41].

     В Великобритании эту роль выполняет  Служба несостоятельности, входящая в  систему Министерства торговли и  промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы [26]:

     - лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи этих лицензий и за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих;

     - осуществление функций конкурсного  управляющего в случае нехватки  активов подвергаемого процедуре  банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;

     - выявление вероятных причин банкротства  должника и понесения им убытков; 

     - выявление причин незаявления  о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что  спасение бизнеса невозможно;

     - проверка документации любой  компании в случае поступления  жалоб от клиентов, партнеров  или общественности;

     - предписание неблагополучным компаниям  пройти аудиторскую проверку  и назначение определенных аудиторов  за счет компании;

     - добиваться ликвидации любой  компании в случае, если Служба  несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам  общества (на такие случаи приходится  примерно 1% всех банкротств в  Великобритании — несколько сотен  случаев в год);

     - возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.

     Многолетний богатый опыт государственного регулирования  банкротств существует в Соединенных  Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала  выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции [26]:

     - выступать в суде и быть  заслушанной по любому вопросу  дела о банкротстве, в частности,  по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;

     - контролировать и обеспечивать  адекватность заявления предприятия-должника  о своем финансовом состоянии и наличии активов;

     - возражать против утверждения  судом плана реорганизации по  мотивам злоупотреблений со стороны  должника.

     В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в  условия продажи действующих  неплатежеспособных предприятий, настаивая  и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.

     Государственный орган по банкротству Швеции находится  в единой системе с налоговой  службой и органами судебного  исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности [26].

     В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры  несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования [26].

     В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и  кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в  коем случае не навязывается. Использование  процедуры добровольного признания  несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.

     Английский  закон содержит множество различных  процедур признания несостоятельности  должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы  ликвидируют компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия  по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75%), и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов.

     В этой же стране некоторые функции  органа по банкротству в части  осуществления внесудебных процедур выполняют также банки. По закону любой английский банк, в том случае если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции его руководства. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию [21, с.9].

     Законодательством Канады предусмотрено наличие превентивных реорганизационных мер, применяемых к должнику с целью недопущения его банкротства, причем проведение таких мероприятий может прямо указываться в договоре, из которого вытекают обязательства должника (судебные же процедуры возникают только с момента появления предмета спора по реализации указанных процедур).

     По  мнению ведущих западных специалистов, при существующем положении вещей  в странах с переходной экономикой (к которым относится и Россия), целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности  только в самых крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства. Поскольку в развивающихся странах не всегда хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам. 
Рассмотрим систему процедуры банкротства в некоторых странах более подробно.

Информация о работе Совершенствования по оздоровлению предприятия с помощью антикризисного проекта