Управление персоналом в кризисных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление предприятием включает в себя управление маркетингом, финансами, производством, персоналом и информацией.
Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так и зарубежные. Но если у западного бизнеса накоплен богатый опыт преодоления проблем, связанных с кризисом, то у нас такого опыта пока мало. Правда, в российских компаниях организуются меры по антикризисному управлению, но только по линии финансового менеджмента.

Содержание

Введение
Глава 1.
1. Кризисы, их сущность и причины……………………………………………
2. Сущность антикризисного управления организацией………………………
3. Антикризисная кадровая политика…………………………………………..
4. Мотивация персонала в условиях кризиса…………………………………..
5. Трудовые конфликты в условиях кризиса на предприятии……………..
6. Оценка эффективности управления персоналом в кризисных условиях….
Глава 2.
2.1 Анализ деятельности ИП «Солоха»………………………………………...
2.2. Методические рекомендации по улучшению
деятельности ИП «Солоха»……………………………………………………..
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач яна.docx

— 61.16 Кб (Скачать)

     С элитными работниками могут заключаться  дополнительные трудовые договоры на выполнение каких-либо дополнительных работ (может быть даже «фиктивных») с целью обеспечения возможности  дополнительной оплаты их труда как  мотивации к продолжению работы на кризисном предприятии. 
 

4. Мотивация персонала  в условиях кризиса 
 

     Стимулирование  труда работников является одной  из ключевых функций современных  систем управления персоналом. Под  стимулированием труда понимается комплекс мер по воздействию на сознание работников, имеющих целью формирования у них устойчивой мотивации к повышению производительности и качества труда.

     Стимулирование работника прошло длительный эволюционный путь. Вместе с изменениями воззрений на место и роль работника в производственном процессе менялись и формы и методы стимулирования. От введения норм и прямой сдельной оплаты труда в начале нашего века до изощренных систем стимулирования, учитывающих национальные, возрастные и профессиональные особенности сотрудников, иррациональность и парадоксальность человеческого поведения и т.п.

     Стимулирующий эффект воздействия на работников не будет достаточным, если не будет  найдено рациональное сочетание  экономических и неэкономических  стимулов. Действительно, значительная часть потребностей работника лежит  вне зоны прямого воздействия  экономических стимулов.

     Чем лучше система экономического стимулирования, тем более тонко она должна дифференцировать работников в зависимости  от их трудовой результативности, с  одной стороны, а с другой –  она должна быть достаточно гибкой, чтобы осуществлять эту дифференциацию и при условии серьезных структурных  изменений или при функциональной ротации, без которой невозможна организация современного производства.

     Значительный  рост эффективности деятельности организации  возможен за счет формирования у работников чувства сопричастности к происходящим изменениям.

     Резюмируя вышеизложенное, можно выделить следующие признаки эффективных систем стимулирования работников к производительному труду:

  • Опора на продуманные объективные критерии изменения и оценки трудового вклада работников.
  • Рациональное сочетание экономического и неэкономического стимулирования, позитивных и негативных стимулов, при преобладании позитивных.
  • Оперативность стимулирования. Работник должен получить те или иные блага в зависимости от своего трудового вклада без каких – либо серьезных временных задержек.
  • Простота и ясность системы для всех без исключения работников.
  • Признание работниками справедливости этой системы.
  • Открытость системы для контроля со стороны работников за нормативами и возможность их пересмотра.
 
 

    5. Трудовые конфликты  в условиях кризиса  на предприятии 
     

     Кризисные явления на предприятии отражаются на морально-психологическом климате как в подразделениях, так и в целом в организации. При этом отмечаются депрессивные состояния у рядовых работников и руководителей разных уровней, повышается степень конфликтности в трудовых коллективах.

     Под трудовыми конфликтами понимают существенные расхождения интересов  и норм поведения работников, которые  могут иметь место как в скрытой, так и явной форме.

     На  кризисном предприятии подавляющее  большинство наблюдаемых конфликтов принимает форму межличностных, однако, анализ их причин показывает, что  в основе конфликтов лежат, как правило, недостатки в организации трудового  процесса.

     К наиболее частым причинам конфликтов в трудовых коллективах предприятий, находящихся в состоянии системного кризиса, можно отнести:

  • отсутствие как в подразделениях, так и в масштабах всего предприятия четкого распределения функций, полномочий и ответственности;
  • неразработанность четких критериев результативности деятельности работников создает условия для произвола руководителей, порождая «вертикальные» конфликты между работниками разных уровней, одновременно снижая мотивацию к высокопроизводительному труду;
  • недостаточная информированность работников не позволяет им эффективно выполнять должностные обязанности, одновременно способствуя росту слухов, что влечет за собой стрессовые состояния у персонала;
  • нерациональное распределение работ в подразделениях. Это порождает хронические стрессовые состояния как у руководителей, так и у рядовых работников;
  • необоснованное нормирование, неритмичное снабжение производства комплектующими, несоответствие технической базы, нерациональность графиков рабочего времени, плохие условия труда и т.п. также порождают конфликты между рядовыми работниками и администрацией предприятия.

     В процессе развития конфликта выделяются следующие три фазы:

  1. фаза предконфликта – период накопления противоречий, «критическая масса» которых, однако, еще не достигнута;
  2. фаза конфликта, когда достигнутая «критическая масса» разногласий заставляет стороны конфликта рассматривать противоречия как непримиримые;
  3. фаза- постконфликтная ситуация. Ее параметры зависят от степени эффективности управления конфликтом и могут быть функциональными или дисфункциональными, что повлияет в свою очередь, на возможность возникновения новых конфликтов.
     Своевременное разрешение трудовых конфликтов на предприятии  должно стать одной из приоритетных задач антикризисных программ. В  противном случае разного рода затяжные конфликты в условиях кризисного предприятия перерастут в конфликт между трудовым коллективом и администрацией, что будет свидетельством глубокого кризиса системы управления персоналом.
 
 

6. Оценка эффективности  управления персоналом

  в кризисных условиях 
 

      Методы  управления персоналом в условиях кризиса  на предприятии направлены на преодоление  сопротивления изменениям со стороны  персонала. Рассмотрим наиболее распространенные методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.

      При использовании метода адаптивных изменений  конфликты решаются посредствам  компромиссов, сделок и перемещений  в руководящем составе. Этот метод  дает возможность осуществлять изменения  в условиях, когда у сторонников  изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация  к внедрению нововведений и сформирован  соответствующий образ мышление.

      Метод принудительных организационных изменений  предусматривает использование  силы. Этот процесс дорогостоящий  нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса  стратегического реагирования. Его  можно использовать в условиях острого  дефицита времени.

      При использовании метода управления сопротивлением предполагается,  что в момент наступления кризиса сопротивление  обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации задача руководства – не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.

      Кризисный метод предполагает, что в случае, когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, должны предпринять следующие действия:

    - постараться убедить работников  в неизбежности кризиса и принять  предупредительные меры;

    - не зацикливаться на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;

    - до наступления настоящего кризиса  создать искусственный, придумав  внешнего «врага», угрожающего  существованию предприятия; нужно  помнить, что искусственный кризис  необязательно должен превратиться  в реальный;

    - выбрать метод управления сопротивлением.

      Сопротивление контролируется по минимуму с помощью  «стартовой площадки», затем последовательно  применяется мотивация. Далее в  ходе планирования разрабатывается  процесс внедрения изменений. Сопротивление  находится под контролем в  течение всего процесса изменений . Сравнительная характеристика описанных методов приведена в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 – Сравнение методов преодоления  сопротивления

Метод Условия применения Преимущества Недостатки
Принудительный Большая срочность Быстрота изменений Большое сопротивление
Адаптивный Небольшая срочность Слабое сопротивление Медленность
Кризисный Угроза существования Слабое сопротивление Жесткий дефицит  времени. Риск неудачи
Управление  сопротивлением Средняя срочность Слабое сопротивление Сложность
Сочетание приемов Сочетание Адаптация к  условиям Сложность в  управлении

      В процессе диагностики состояния, выбирая  конкретный метод, кроме указанных  областей эффективного их применения необходимо учитывать два основных параметра:

    - временной горизонт (степень сложности  организационных изменений, имеющихся  временных ресурсов для их  успешной реализации);

    - профессиональную, психологическую,  техническую готовность персонала  к стратегически важным изменениям  на предприятии.

      Чрезвычайно важное значение имеет управление организационными изменениями в условиях кризиса. Практика реструктуризации бизнеса показывает, что внимание менеджеров должно быть сосредоточено на двух аспектах освоения нововведения:

    - управление изменениями;

    - снижение противодействия запланированным  изменениям.

      Любая организация находится в процессе непрерывных изменений, так как  в противном случае ее способность  к выживанию в динамичной обстановке ставится под угрозу. В одних организациях изменения происходят целенаправленно, на базе систематически разрабатываемых концепций запланированных усовершенствований, в других носят скорее неформальный и адаптивный характер.

      Высшее  звено управления инициирует решение  о внедрении новшеств, назначает  отдельных лиц или группы работников, ответственных за определенные аспекты  изменений. Желательно, чтобы процессами изменения руководили новые люди.

      Планирование  организационных изменений охватывает аналитическую и прогнозную деятельность, разработку возможных мер и выбор  соответствующей стратегии. Во внимание следует принимать разные уровни вмешательства в старую структуру (индивидуум, группа, подразделение, организация  в целом), а также многочисленные организационные параметры. Последовательность мероприятий по управлению изменениями  на предприятии приведена на рисунке 2.

Реализация  выбранной стратегии
- формирование благоприятной финансовой, социальной и психологической  атмосферы;

- реализация плана действий

 
 
Ресурсное обеспечение изменений
- определение источников финансирования;

- обучение  необходимого персонала;

- обеспечение  управленцам возможности влиять  на процесс принятия решений  по вопросам, относящимся к их  непосредственной деятельности 

 

Распределение ответственности
- документальное разделение текущих  и стратегических мероприятий;

- разделение  ответственности между структурными  подразделениями и работниками;

- определение  системы контроля;

- разработка  системы вознаграждения за успешную  работу

Информация о работе Управление персоналом в кризисных условиях