Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является, разработка стратегии и тактики по управлению задолженностью страховых организациях на примере ОСАО « Ингосстрах».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций;
- определить теоретические основы формирования кредитной политики страховых организаций;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления задолженностью страховых организаций 7
1.1 Экономическая сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций 7
1.2 Принципы формирования кредитной политики страховых организаций 18
1.3 Методические разработки по задолженности страховых организаций 32
Глава 2. Анализ системы управления дебиторской задолженности страховой организации (на примере ОСАО « Ингосстрах») 44
2.1 Характеристика деятельности организации ОСАО «Ингосстрах» 44
2.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ОСАО «Ингосстрах» 50
2.3 Оценка управления дебиторской задолженности страховой организации 61
Глава 3. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью страховой организации ОСАО « Ингосстрах» 70
3.1 Формирование информационной базы и проведение оценки платежеспособности клиентов 70
3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в организации 78
Заключение 84
Список использованной литературы 87

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 654.50 Кб (Скачать)
style="font-size:14pt;font-weight:normal;line-height:150%;margin:0pt;text-align:justify;text-indent:35.45pt">1.2 Принципы формирования кредитной политики страховых организаций

 

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности страховых организаций.

Различают три принципиальных типа кредитной политики страховых организаций по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности страховых организаций.

Консервативный тип кредитной политики страховых организаций направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредитов и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики страховых организаций характеризует условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики страховых организаций приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита [29, с. 129].

Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.п.) и риском возможной неуплаты. В (приложении 1) представлены типы кредитной политики страховых организаций в зависимости от степени допустимого риска.

Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и на неформальных критериях:

- покупательская и платежная история покупателей. Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента;

- платежеспособность покупателей может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений покупателей и вашей организации;

- текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности покупателей. Для этого могут быть использованы те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации.

Осторожность при выборе кредитной политики страховых организаций обусловлена тем, что ведение предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с сохраняющейся политической и экономической нестабильностью, многочисленными коммерческим рисками, недобросовестностью партнеров по бизнесу. Именно в такой обстановке предприниматели должны принимать ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской деятельностью.

Основной хозяйственной единицей в экономике любого государства является страховых организаций, которое выступает в самых различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие. Общим для них является то, что в соответствии с действующим законодательством они обязаны подавать в государственные органы определенный законом набор информации о своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические показатели, как правило, скрываются фирмами под предлогом коммерческой тайны, доступ к которой возможен лишь оперативным путем.

Отсюда вытекает один из важных методологических выводов: хозяйственные показатели деятельности мелких фирм страдают неполнотой, получить их достаточно затруднительно. И только лишь акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью дают довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Очевидно, что в условиях большого количества неплатежей, чем меньше информации о своей коммерческой деятельности готово предоставить страховых организаций-покупатель, тем жестче будет по отношению к нему кредитная политика со стороны продавца.

Вместе с тем следует отметить, что и открытая информация при соответствующем применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать довольно точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы фирмы, которая выступает в роли покупателя.

При всем многообразии публикуемой информации можно получить довольно полную характеристику конкретного покупателя: полное и сокращенное наименование фирмы, адреса, телефоны и факсы, год создания фирмы, сфера ее деятельности и структура, включая дочерние страховых организаций, число работников страховых организаций, главные показатели экономической деятельности фирмы, корреспондентские отношения с банками и многие другие сведения. Кроме того, существуют и фирменные справочники, в которых содержится ряд технических характеристик выпускаемой продукции, рекламные материалы по другим товарам. Естественно, что в справочниках нельзя получить детальную информацию по всем фирмам. В них содержатся данные лишь о крупных и средних корпорациях, действующих в форме акционерных обществ.

Следует иметь в виду, что фирменные справочники по форме изложения сведений и группировкам материалов отличаются многообразием: адресные, отраслевые, директорские, биографические, справочник по акционерным компания, по финансовым связям.

Для российских бизнесменов при поиске выгодных деловых связей с потенциальными покупателями целесообразно использовать определенную последовательность в работе с разными видами справочников. В первую очередь следует знакомиться с адресными справочниками. Это позволяет сразу же обнаружить наличие той или иной фирмы, краткое и полное наименование, ее установочные данные (адрес, телефон, факс).

Для аналитической работы с потенциальными покупателями весьма важно умение пользоваться справочниками по финансовым связям. Они позволяют установить определенные связи и взаимозависимости через участие в акционерном капитале. С их помощью можно определить систему участия той иди иной фирмы в определенных объединениях капиталов, какой частью акций владеет та или иная материнская компания. При вступлении в деловой контакт следует детально определить положение фирмы - потенциального контрагента в той или иной схеме взаимоотношений между материнскими компаниями и их филиалами. Здесь сразу же решается вопрос - имеет право фирма-контрагент подписывать без ведома материнской организации какие-либо договорные документы. В случае отсутствия у дочерней фирмы генеральной доверенности материнской организации на право подписания контрактов установление с ней договорных отношений следует делать осторожно. Иначе это может нанести предприятию-продавцу весьма ощутимый материальный и моральный ущерб в связи с высокой долей вероятности прекращения поставок в одностороннем порядке [32, с. 99].

Фирменные справочники содержат неполную информацию и это обусловлено их предназначением: дать предпринимателям ориентиры в первичной рыночной информации (кто есть кто, кто и что производит и продает, кто, где находится).

Более обширную картину деятельности фирмы можно получить из публикуемых годовых отчетов, балансов и прочих публикаций, которые осуществляют сами фирмы. Следует иметь в виду, что такие публикации, как уже подчеркивалось выше, осуществляют регулярно только организации, действующие в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью [9, с. 112].

Помимо этого, в процессе выбора кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

- современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию страховых организаций;

- потенциальная способность страховых организаций наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

- финансовые возможности страховых организаций в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

- финансовый менталитет собственников и менеджеров страховых организаций, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности страховых организаций и формирование устойчивых коммерческий связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности страховых организаций, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных средств и используемого капитала [29, с. 93].

Дебиторская задолженность по своей сути являются непроизводительным активом, связывающим дефицитные финансовые ресурсы. Кроме того, с дебиторской задолженностью ассоциируется определенный элемент риска, и этот риск увеличивается с продолжительностью предоставляемого дебитору кредита. Следовательно, иногда бывает жизненно важно сводить количество дебиторов к абсолютному минимуму и, если возможно, совсем избегать его наличия. Некоторые организации, например, супермаркеты и некоторые другие страховых организаций розничной торговли, не должны иметь дебиторов. Все их продажи осуществляются за наличный расчет. Но большинство других организаций сходятся на том, что условия торговли в их конкретной области требуют некоторого элемента кредита. Кредит, и особенно предоставление особых условий кредита, также используется, как средство организации сбыта для увеличения продаж [26, с. 146].

В процессе управления дебиторской задолженностью страховых организаций необходимо четко определить возможную сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний срок предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции.

Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле (1) [29, с. 174]:

Идз = ОР х К х (ППК + ПР) / 360,                                                                                    (1)

где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

ОР - планируемый объем реализации продукции в кредит;

К - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППК - средний период предоставления кредита покупателям в днях;

ПР - средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту.

Данную формулу можно несколько упростить с помощью математических преобразований. Так как планируемый удельный вес себестоимости продукции в цене является, в сущности, отношением себестоимости реализованной продукции к выручке, следовательно, формула приобретет следующий вид:

Идз = ОР х К х ( ППК + ПР) / 360 = С/С х 360,                                                        (2)

где С/С - планируемая себестоимость продукции, реализованной в кредит;

ПО - средний период, в течение которого поступают платежи за реализованную продукцию, в днях.

Полученный вариант расчета данного показателя несколько проще, требует меньшего количества переменных величин, а следовательно, является менее трудоемким по сравнению с предыдущим, что в конечном итоге позволяет сократить время для расчета необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.

Таким образом, если финансовые возможности страховых организаций не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит. Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

Информация о работе Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)