Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является, разработка стратегии и тактики по управлению задолженностью страховых организациях на примере ОСАО « Ингосстрах».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций;
- определить теоретические основы формирования кредитной политики страховых организаций;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления задолженностью страховых организаций 7
1.1 Экономическая сущность и роль задолженности в управлении финансами страховых организаций 7
1.2 Принципы формирования кредитной политики страховых организаций 18
1.3 Методические разработки по задолженности страховых организаций 32
Глава 2. Анализ системы управления дебиторской задолженности страховой организации (на примере ОСАО « Ингосстрах») 44
2.1 Характеристика деятельности организации ОСАО «Ингосстрах» 44
2.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ОСАО «Ингосстрах» 50
2.3 Оценка управления дебиторской задолженности страховой организации 61
Глава 3. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью страховой организации ОСАО « Ингосстрах» 70
3.1 Формирование информационной базы и проведение оценки платежеспособности клиентов 70
3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в организации 78
Заключение 84
Список использованной литературы 87

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 654.50 Кб (Скачать)
ustify">- срок предоставления кредита;

- размер предоставляемого кредита;

- стоимость предоставления кредита;

- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления коммерческого кредита характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного циклов страховых организаций.

Поэтому, устанавливая продолжительность кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности страховых организаций.

На продолжительность кредита, предоставляемого по продажам в кредит, влияют следующие факторы:

1. Обычные условия торговли в конкретной организации. Если, например, обычные условия торговли составляли бы 60-дневный кредит, то для одного поставщика было бы трудно настаивать на оплате в 30-дневный срок, если только он не предложит какие-нибудь другие компенсирующие льготы клиенту, такие как повышенное качество или улучшенное обслуживание.

2. Чувствительность продаж к увеличению или уменьшению продолжительности кредита. Если, например, увеличение продолжительности кредита с 60 до 90 дней принесло бы пропорциональное или большее увеличение уровней продаж, то оно было бы оправдано. В зависимости от вида организации и профиля клиентов реакции на корректировки продолжительности кредита будут варьироваться. Эти чувствительные моменты важно определить, потому что есть точка, за которой затраты и риски увеличения продолжительности кредита будут превышать выгоды от увеличенных продаж. Определение оптимальной продолжительности кредита требует выявления точки, в которой затраты на увеличенную продолжительность кредита точно покрываются прибылью, получаемой от увеличенных продаж, произведенных с помощью дополнительного кредита.

Однако для страховых организаций-продавца вполне возможно сократить сроки оплаты поставленной продукции (работ, услуг). Это может быть достигнуто за счет применения различных скидок за досрочную оплату продукции.

Скидки могут значительно улучшить поток денежных средств путем сокращения сроков получения платы с клиентов, что сокращает инвестиции в дебиторскую задолженность и риск возникновения безнадежных долгов. Также они могут привести к увеличению объема продаж имеющимся и новым клиентам, которые способны платить в течение определенного периода времени и которых привлекает возможность получения увеличенной скидки с цены.

Следует тщательно учитывать условия затраты на предоставление скидки при срочной оплате. Часто оказывается, что для того, чтобы она была привлекательной, затраты, при полной проработке, перевешивают выгоды.

Допустим, что условия торговли для организации представлены формулой "2/10 нетто 30", то есть 2%-ная скидка будет представляться компанией по всем счетам, оплаченным в течение 10 дней, при этом полная сумма должна быть выплачена в течение 30 дней, если предложенная скидка не используется. Это означает, что клиент может выбирать, заплатить ли 98 центов за $1 на 10-й день, или вложить куда-нибудь эти 98 центов на дополнительные 20 дней, и в конце концов заплатить организации $1 за 51. Хотя это может показаться разумной ценой за получение более ранней оплаты, в действительности это очень дорого, потому что целых 2% выплачивается за оплату на 20 дней вперед. В годовом исчислении это составляет огромную цифру 37.24%. Она рассчитывается с помощью следующей формулы (3):

Z = S / ( 100 – S) х 365 / ( Т – Р ),                                                                                    (3)

где Z - затраты страховых организаций от предоставления скидок;

S - размер скидки, %;

Т - дата окончательного расчета;

Р - период действия скидки.

В примере, который мы рассмотрели, она работает следующим образом:

Z = 2/ ( 100 -2) х 365 / (30 -10) = 0,0202 х 18,25 = 37,24%

Следовательно, согласно приведенным расчетам можно сделать вывод, что если в качестве условий реализации продукции страховых организаций используется формула "2/10 нетто 30", когда 2%-ная скидка будет представляться страховых организаций по всем счетам, оплаченным в течение 10 дней, и полная сумма должна быть выплачена в течение 30 дней, за год сумма потерь страховых организаций от предоставления скидок будет равняться 37,24 % от объема выручки страховых организаций по данным счетам.

Размер предоставляемого кредита характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите - средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния страховых организаций - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой (4) [29, с 180]:

ПС = ЦС х 360 / СП,                                                                                                                (4)

где ПС - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦС - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию;

СП - срок предоставления кредита, в днях.

Устанавливая стоимость товарного или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери страховых организаций - кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их платежеспособность. Платежеспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

- определение системы характеристик, оценивающих платежеспособность отдельных групп покупателей;

- формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки платежеспособности покупателей;

- выбор методов оценки отдельных характеристик платежеспособности покупателей;

- группировку покупателей продукции по уровню платежеспособности;

- дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем платежеспособности покупателей;

- выбор методов инкассации дебиторской задолженности.

Определение системы характеристик, оценивающих платежеспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки. Такая обычно оценка осуществляется по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о банкротстве.

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки платежеспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемо из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя, других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Выбор методов оценки отдельных характеристик платежеспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик платежеспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, бальный и другие методы.

Группировка покупателей продукции по уровню платежеспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Таким образом, злоупотребление скидками при срочной оплате продукции страховых организации-продавца может привести к недоплате значительных сумм. Следовательно, можно заключить, что скидки при срочной оплате продукции эффективны в течение короткого периода времени для достижения определенных задач, например, восполнить недостаток денежных средств на конкретный момент. Следовательно дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем платежеспособности покупателя, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п. Выбор методов инкассации дебиторской задолженности определяется отдельно по каждому покупателю в зависимости от уровня его платежеспособности и экономической выгоды от применения того или иного метода.

 

1.3 Методические разработки по задолженности страховых организаций

 

Комплекс мер по взысканию дебиторской задолженности на предприятии является завершающим этапом всей кредитной политики организации в то же время ее неотъемлемой частью. Многообразие различных экономических ситуаций привело к тому, что помимо традиционного отслеживания состояния дебиторской задолженности и непосредственного контакта с покупателями по поводу оплаты счетов за поставленную продукцию, существует несколько способов инкассации дебиторской задолженности, позволяющих вернуть денежные средства за поставленную продукцию.

Сгруппировать используемые российскими и зарубежными страховыми организациями методы инкассации дебиторской задолженности можно по признаку их эффективности, которая характеризуется частотой их применения на практике:

1. Коммерческие переговоры с покупателями о сроках оплаты предоставленных товаров или услуг; взаимозачетные операции.

Взыскание дебиторской задолженности путем переговоров. Из всех перечисленных способов инкассации дебиторской задолженности путем переговоров с покупателями является одним из наиболее дешевых и удобных для страховых организации-продавца. В процессе переговоров, в особенности, если они проходят при непосредственном посещении покупателя, можно получить важную информацию о финансовом положении покупателя, о его отношении к соблюдению платежной дисциплины и договорных отношений вообще, чего нельзя получить из официальных источников информации.

Однако здесь со стороны представителей страховых организации-кредитора требуется достаточно высокая квалификация для правильной оценки финансового состояния страховых организации-должника и анализа той экономической ситуации, в которой находится должник. В результате переговоров могут быть определены новые сроки погашения задолженности, передана часть имущества страховых организации-должника предприятию-кредитору в счет погашения задолженности либо проведены операции по зачету взаимных обязательств.

Безусловно, зачет взаимных требований приносит ощутимые преимущества обеим сторонам сделки, а при проведении многосторонних взаимозачетов и другим участникам.

Однако, необходимо отметить, операции по взаимозачету, несмотря на их широкое распространение, не способствуют уменьшению количества случаев неплатежей, так как в результате взаимозачета страховых организаций не получают денежные средства, необходимы для обеспечения нормальной работы страховых организаций [67, с. 154].

Информация о работе Управление задолженностью страховых организаций (на материалах ОСАО «Ингосстрах»)