Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Работа содержит 1 файл

олеська.docx

— 681.06 Кб (Скачать)

• гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

• склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

• снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

•усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать  усилия и более  эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет  особенности и  в части его  технологий:

• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

• осуществление програмно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

 

Рис. 6.3. Антикризисное управление: требования к системе, механизму и процессу управления 

• усиление внимания к  предварительным  и последующим  оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения  и деятельности;

• использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

Механизм  управления, характеризующий  средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной  или кризисной  ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

• мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок («семь раз отмерь…»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

•установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую  стабильность деятельности;

• интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

• инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

• корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение  в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего  управления. Стиль  антикризисного управления должен характеризоваться  профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским  подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Некоторые из характеристик  антикризисного управления требуют более  подробного рассмотрения.

1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в предверии кризиса, в процессе кризиса и при наличии его последствий? В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, регулирование времени принятия и исполнения решений (рис. 6.4).

Причины кризисов:

1) финансово-экономическая ситуация в стране;

2) острая конкуренция;

3) непрофессиональное управление (ошибочные решения);

4) рискованное развитие (стратегии);

5) кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

6) сложная социально-политическая обстановка;

7) природные катаклизмы.

Функции и факторы антикризисного управления 

Рис. 6.4. Причины кризиса и потребность в антикризисном управлении 

Каждая  из функций управления имеет свои особенности, но в общей совокупности они характеризуют  основные черты антикризисного управления.

2. В развитии любого управления сосуществуют две его противоположности – интеграция и дифференциация, которые находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации, и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой (рис. 6.5). Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует возникновение новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии существуют точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса – изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

 

Рис. 6.5. Динамика воздействия основных факторов организации управления:

С – точка кризиса  организации;

А, В – переход  и формирование новой  организации (типа). 

3. Управление имеет ограничения – внутренние и внешние, которые находятся в определенном, но изменяющемся соотношении. В зависимости от этого соотношения изменяется и вероятность кризисных явлений (рис. 6.6).

 

Рис. 6.6. Ограничения в решении проблем 

Ограничения – неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями.

Всегда  существуют внешние  и внутренние ограничения. Их обнаружение и  учет – задача антикризисного управления.

В менеджменте ограничения  существуют в качестве факторов развития и  эффективности управления.

Но  ограничения можно  регулировать, и в  этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются  посредством или  отбора персонала, его  ротации, обучения, или  совершенствования  системы мотивации. Информационное обеспечение  управления также  способствует снятию внутренних ограничений  эффективного управления.

Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, паблик рилейшнз.

4. Одна из важнейших характеристик антикризисного управления – сочетание формального и неформального управления. Разнообразные виды такого сочетания определяют зону рациональной организации антикризисного управления (рис. 6.7), которая может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

 

Рис. 6.7. Сочетание формального и неформального управления: анализ сочетания и зависимости

Вопросы для размышления

1. Чем определяется сочетание и соотношение формального и неформального управления?

2. В чем выражается это соотношение и сочетание?

3. Где критическая зона соотношения?

4. Возможно ли сознательное установление и регулирование необходимого соотношения формального и неформального управления?

5. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют  разные стратегии  антикризисного управления:

• предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

• выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

• противодействие кризисным явлениям, замедление его процессов;

• стабилизация позитивных ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

• рассчитанный риск;

• последовательный вывод из кризиса;

• предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии  определяется характером и глубиной кризиса, а также возможностями  управления (рис. 6.8).

 

Рис. 6.8. Антикризисное управление: альтернативы стратегий

Эффективность антикризисного управления

Развитие управления всегда должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т. е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования (рис. 6.9). В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.

 

Рис. 6.9. Тенденция развития управления 

Антикризисное управление, так же как и любое другое, может  быть менее или более эффективным. Эфективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или  позитивного использования кризиса  в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить  такую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует  предполагать и видеть при анализе  и общей оценке управления, его  успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность  антикризисного управления – их понимание  и дифференциация помогают его анализировать  и успешно осуществлять (рис. 6.10).

1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае имеются в виду не только общий профессионализм управления, который, безусловно, необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.

В последние годы в России уделяется большое внимание специализированной подготовке антикризисных  управляющих, которые способны вывести  предприятие из кризиса с наименьшими  потерями. Их профессиональная подготовка ориентирована на кризисные ситуации.

Но и при подготовке обычных менеджеров следует большое  внимание уделять развитию их способностей к управлению в критических ситуациях. Антикризисное управление должно быть необходимым элементом любого управления – стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки, следует особо выделить в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать из них тех, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять организацией в экстремальных ситуациях.

3. Методология разработки рискованных решений. Подобная методология должна быть создана и освоена, потому что в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.

 

Рис. 6.10. Принципы эффективности антикризисного управления

Вопросы для размышления

1. Как учитывать совокупность этих принципов в конкретных условиях антикризисного управления?

2. Как осуществить оценку эффективности антикризисного управления?

3. Как фактор времени влияет на эффективность антикризисного управления?

4. Как учитываются эти принципы в разработке программы антикризисного управления?

5. Можно ли расширить состав принципов антикризисного управления?

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего – не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе – позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

Информация о работе Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития