Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Работа содержит 1 файл

олеська.docx

— 681.06 Кб (Скачать)

5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени.

Корпоративность –  это понимание и принятие всеми  работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для  их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических  и организационных отношений, это  внутренний патриотизм и энтузиазм. Корпоративность является надежной опорой антикризисного управления. Но она не возникает сама по себе, а  является результатом управления и  элементом его цели, и, кроме того, средством в механизме управления.

6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Существует множество оттенков и модификаций лидерства, которое определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.

Опора на лидерство  может сыграть решающую роль в  преодолении кризиса или его  смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. Это звучит необычно, но будет понятным, если иметь в виду, что лидерство  – это не только личность менеджера, но и характеристика всей системы  и организации управления.

7. Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возникает потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление.

9. Человеческий фактор в определенной мере отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Но необходимо иметь в виду, что в антикризисном управлении существует понятие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления. Совокупность непредсказуемых экстремальных ситуаций могут преодолеть только те люди, которые верны общей идее и общему замыслу и безоговорочно доверяют друг другу. Так же работает человеческий фактор и в антикризисном управлении.

10. Значительным фактором эффективности антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для своевременного его обнаружения и распознавания.

Например, работа атомных  электростанций раньше контролировалась по многим показателям, которые характеризовали  противоречивые процессы работы реактора. Оценивать его состояние, так  же, как и устанавливать необходимые  дисциплинарные требования к персоналу  было сложно. Момент возникновения  кризисной ситуации был размытым, и опасные режимы возникали неожиданно и зачастую непредвиденно. Сегодня  разработана новая система мониторинга  работы атомного реактора, которая  построена на сравнительно простой  визуальной оценке его состояния: оператор наблюдает за симметрией картинки на экране компьютера, которая отражает соотношение основных показателей  антикризисного функционирования атомной  электростанции. Нарушение симметрии  – это признак возникновения  ситуаций, опасных с точки зрения возможного кризиса.

Аналогичный мониторинг кризисных ситуаций возможен и в  системе антикризисного управления. Причем весьма эффективными здесь могут  быть использование компьютеров  и привлечение к работе специализированных операторов.

Вопросы

1. Что такое относительно управляемые и неуправляемые процессы? Приведите примеры.

2. Что представляет собой антикризисное развитие?

3. Чем определяется возможность и необходимость антикризисного управления?

4. Каковы основные черты антикризисного управления?

5. Какие факторы влияют на эффективность антикризисного управления?

6. В чем проявляется эффективность антикризисного управления?

Глава 7 
Диагностика кризисов в процессах управления

Проблематика. Какова роль диагностики в исследовании перспектив развития организации? Необходима ли постановка диагноза кризисного состояния предприятия для его стратегии? Каковы особенности структурно-содержательного аспекта диагностирования организации?

7.1. Основные параметры  диагностирования

Употребляя слово  «диагноз» (от греч. diagnostikos – способный распознавать; учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза), мы имеем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т. д.

Формы диагноза всегда конкретны. Это могут быть относительные  или абсолютные коэффициенты. Они, как  правило, фиксированы по времени  и имеют адресную привязку. Возможность  установить диагноз нам позволяет  такая исследовательская категория, как диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т. п.) посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика – представляет собой одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики – это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т. е. диагностика – это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Прежде чем подробнее рассмотреть процесс диагностики, необходимо определить объект, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие понятия.

Объектом  диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).

Основу  управления объектом диагноза составляют конкретные управленческие процедуры.

Цель  диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

Задачи  диагностики – определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы. Профессиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагностики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.

Исследование  процесса развития объекта  помогает лучше уяснить  его существующее состояние. В экономической  диагностике очень  часто прогноз  позволяет уточнить диагноз. Делая вывод, что прогноз является неутешительным, мы имеем в виду, что  дела в организации  идут не так, как нам  хотелось бы и, таким  образом, выходим  на постановку ее диагноза. И наоборот, определив  диагноз, можем сделать  прогноз. В то же время  диагностика является исходным пунктом  прогноза, так как  без четкой и достоверной  констатации сложившегося положения нельзя оценить возможности  развития объекта. Отсюда можно сделать  вывод, что проведение диагностических  исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях  управления. Поскольку  диагностирование является исследовательским  процессом, на него автоматически  переносятся все  основные требования, предъявляемые к  научному исследованию:

1) аутентичность, т. е. основанность на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления);

2) объективность: перед началом диагностирования его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Данная процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследование; где оно проводится; четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза;

3) точность – необходимое требование к правильности диагноза.

Существует  и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хронометраж, не фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести «один к одному» проведенное исследование невозможно – хотя бы в силу того, что с течением времени обязательно изменятся один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.

Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым  к процессу диагностирования, осуществимы, если все  исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза.

Базовые параметры – это система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т. д.). Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев. Это прежде всего создание системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных характеристик и количественных показателей, шкал для измерения определенных значений и т. п.

Диагностика также предусматривает  классификацию возможных  отклонений основных параметров исследуемых  явлений, объектов, их проявлений, процедуры  сбора и обработки  диагностической  информации. В общем  виде проведение диагностических  исследований обычно предполагает сравнение  состояния выбранного объекта с нормой или эталоном с  целью выявить  наличие отклонений и определить их характер – положительный  или отрицательный. Этот первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или деформацию развития. Он применим в тех случаях, когда необходимо получить заключение о соответствии технико-экономических и других параметров диагностируемого объекта имеющимся отечественным аналогам.

Второй  тип диагноза дает возможность определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, конкретной группе или совокупности. Применение этого типа диагноза позволяет упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в результате проведения конкретных исследований. Пример – деление результатов на принципиально новые и модифицирующие. Проведение диагностических исследований предполагает получение выводов о положительном или отрицательном состоянии объекта.

Третий  тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда невозможно провести сравнительные оценки и сопоставление изза отсутствия базовых параметров. Его отличительной чертой является отсутствие необходимости в статистической или иной информации для доказательства предпочтительности объекта диагноза. Исследуя состояние объекта как уникальное сочетание признаков, достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику. Итогом любого исследования является результат – диагноз состояния объекта.

Результат – это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза – необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.

Особое  место в деятельности менеджера занимает проблема управления кризисными ситуациями, решение которой  позволяет избежать непредвиденных тенденций  и минимизировать негативные последствия. В условиях рынка  при развитии конкуренции  и возникновении  непредсказуемых  ситуаций любые виды деятельности предприятия  сопряжены с проблемами. Одна из основных целей  менеджмента –  минимизировать их количество путем выбора соответствующих  форм, методов и  средств управления, которые позволят получать определенные гарантии от вероятных  ошибок и просчетов. При диагностике  кризиса объектом может быть вся  экономика страны, ее отдельная отрасль  или сложная проблема. Диагностика проблемы – первый шаг на пути ее решения или  локализации. Диагноз  проблемы в ряде случаев  становится процедурой состоящей из нескольких этапов, предусматривающих  принятие промежуточных  решений. Диагностирование напрямую связано  с такими понятиями, как «прибыль», «анализ», «прогнозирование»  и «принятие решения».

Информация о работе Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития