Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Работа содержит 1 файл

олеська.docx

— 681.06 Кб (Скачать)

Диагностированию  предшествует формулировка проблемы, которую  фиксирует функция  контроля. После этого  начинается анализ проблемы, цель которого –  установить диагноз, т. е. выявить реальные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров жизненно значимых в конкретной ситуации. После постановки диагноза принимается управленческое решение относительно устранения проблемы, следствием чего является предотвращение кризиса в организации. Исследовательский процесс диагностирования представлен на рис. 7.1.

 

Рис 7.1. Алгоритм процесса диагностирования 

Как видно из рисунка, контроль может зафиксировать  несколько проблем  негативного свойства. Задача аналитиков –  проанализировать все  проблемы, чтобы выявить  ту из них, которая  наиболее отрицательно воздействует на деятельность организации. После  этого и начинается исследовательский  процесс в форме  диагностирования.

При постановке диагноза следует четко  различать содержание функции контроля и исследовательской  функции. Анализ проводится в организациях каждой функциональной службой  – планово-экономическим  отделом, финансовым отделом, отделами сбыта  и маркетинга, производственным отделом и другими  службами с помощью  методов и приемов  статистики. Иными  словами, происходит фиксация выполнения или невыполнения плана по тому или иному технико-экономическому показателю за анализируемый период. Например, рост объема производства за год составил 103,6 % (факт соотносим с планом). На этом работа аналитической функции заканчивается – она только констатирует перевыполнение плана на 3,6 %. Задача же исследовательской функции в виде диагностирования – это глубинный научный процесс, который в данном примере она позволяет определить, за счет каких факторов достигнуто это превышение – за счет роста производительности труда (интенсивный фактор, т. е. положительный, так как рост объема производства произошел за счет роста производительности труда) или роста численности (экстенсивный, а значит, отрицательный фактор, и предприятию не стоит обольщаться по поводу роста производства).

Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы – осознание и  установление симптомов  затруднений или  имеющегося потенциала. Выявление симптомов  помогает определить проблему в общем  виде и способствует сокращению числа  факторов, которые  следует учитывать  применительно к  управлению. Нецелесообразно  немедленно предпринимать  действия по устранению симптома. Для выявления  причин возникновения  проблемы необходимо проанализировать внешнюю  и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать неформально  или на основе формальных методов анализа  рынка, анализа финансовых отчетов, интервьюирования, приглашения консультантов  по управлению или  опроса работников. В ходе наблюдений важно различать  релевантную (уместную) и неуместную информацию.

Релевантная информация – это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.

Для оперативного управления кризисами необходимо располагать их четкой классификацией, критериями которой могут  стать тип или  вид кризиса; сфера  влияния или возникновения  кризиса; метод определения  кризиса; степень  развития кризиса; распределение  кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность регулирования  кризиса.

7.2. Этапы и методы  диагностики кризиса

Выделяют  два этапа диагностики  кризиса:

• установление принадлежности объекта к определенному  классу или группе объектов;

• выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

Первый  этап – этап качественной идентификации объекта – подразумевает определение параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство – к промышленно развитым, развивающимся странам или к странам с переходной экономикой.

Для диагностики кризиса  в конкретной системе  необходимо определить форму собственности  в этой системе  – государственная, частная, акционерная  и т. д.

Второй  этап – количественная идентификация объекта, для чего используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно  различаться в  зависимости от природы  объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств  и методов диагноза, является время; в соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени – этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Признаком, позволяющим провести диагностические исследования, является организация самого процесса диагноза.

В диагностике необходимо точно оценить  реальную потребность  в выборе данной формы  исследования, соотнеся ее со сложностью и  масштабностью объекта  диагноза.

Постановка  диагноза основывается на сравнении. Для  того чтобы установить отклонение от нормы, надо сравнить эталон, совокупность или  группу параметров (качественных и количественных характеристик), т. е. базу сравнения, с фактическими аналогами. Диагностика начинается с анализа, на основе которого выявляются общие закономерности и общие деформации развития.

Диагностика осуществляется различными методами – аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т. п.

Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Она строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.

Линейное  программирование – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Чтобы использовать этот прием, менеджер должен количественно определить цель – параметр, который будет подвергнут этому приему, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время).

Динамическое  программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с n переменными представляется как многоэтапный процесс принятия решения. На каждом этапе определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:

1) построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;

2) решение управленческой задачи;

3) анализ и обобщение полученных результатов. Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы о его экономическом и социальном развитии.

Социально-экономическое  развитие любого общества определяется экономическим  строем, способом производства, политическим режимом, менталитетом, образом  жизни.

Например, кризис экономического строя является одной  из четырех фаз  цикла развития экономических  систем и характеризуется  следующими признаками: сокращение объемов  производства; падение  занятости населения; инфляция; снижение уровня благосостояния населения.

Признаки  следующей фазы –  депрессии: минимальный  объем производства, отсутствие роста  цен, низкий уровень  жизни людей. После  депрессии наступает  оживление – рост объемов производства, рост занятости населения  и его доходов. Четвертая фаза цикла  – подъем: отсутствие безработицы, полная загрузка производственных мощностей; превышение уровня ВВП данного  уровня, имевшегося до начала цикла; повышение  уровня благосостояния населения. 

Роль  стратегии в антикризисном  управлении

   Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности.

   Почему благополучные ранее предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации.

    Еще 30 лет назад отсутствовали стратегические принципы управления предприятиями. Только на стыке 60—70-х гг. появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса.

    Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

    Причины, в силу которых предприятие попадает в кризис, можно разделить на две группы:

• внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (табл. 9.1);

• внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Исследования  подтвердили, что  внутренние факторы  усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно  построить, исходя из увеличения или уменьшения объема продаж за последние  два года.

Если  проблемы с продажей продукции отсутствуют, то причина не в  самой продукции, а в оборачиваемости  оборотных средств. Если оборачиваемость  малая, то проблема связана  с большой длительностью  производственного  цикла. Необходимо выявить  слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой  отпущенных товаров  – тогда причины  кризиса связаны  с ценовой политикой  и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут  быть связаны с  издержками производства – тогда следует  выяснить динамику изменения  затрат на производство товара и причины  роста издержек. Для  российских предприятий, как правило, высокие  составляющие издержек – это затраты  на энергоносители.

При высокой оборачиваемости  средств причины  экономического уменьшается, то причину следует искать в реализации продукции. Наличие запасов готовой нереализуемой продукции, потребительские свойства товара, ценовая политика и система распределения и продвижения товара могут быть причинами кризиса предприятия.

Можно сделать вывод, что  выход из кризиса  российских предприятий  связан с устранением  причин, вызвавших  его, а сам процесс  планирования этого  выхода можно назвать  стратегией (антикризисное  стратегическое планирование) и тактикой (оперативное  планирование) антикризисного управления.

В настоящее время  для выживания  на рынке и сохранения конкурентоспособности  все предприятия  должны время от времени  вносить изменения  в свою хозяйственную  деятельность.

Таблица 9.1 Анализ внешних факторов кризисного развития 

Стратегия антикризисного управления позволяет установить: каким образом  предприятие может  противостоять изменениям внешней среды (возникающим  часто, нерегулярно  и практически  непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области  существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической  системы, включая  частные и государственные  предприятия. Предприятие  должно постоянно  следить за основными  факторами окружающей среды и делать своевременные и  правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком  к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости  от того, в какой  области они представляют опасность для  достижения целей  предприятия, выбирается соответствующая  антикризисная стратегия.

Кризис  ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. В этом случае стратегия  антикризисного управления – это прежде всего  стратегия выживания: необходимо сохранить  ядро трудового коллектива, основные фонды, ключевые технологии, удержать производство, т. е. стабилизировать положение организации, при этом не потеряв перспективу и просчитывая все действия, исходя из реальных возможностей. Выход из кризиса есть всегда.

Элементарная  задача предприятия  в случае кризиса  ликвидности –  сократить расходы. В докризисной  ситуации на большинстве  российских предприятий  наблюдалась избыточность персонала. Вусловиях  кризиса сокращение его численности  становится необходимостью, в противном случае результаты могут  быть плачевными. Действия менеджера должны быть в этом случае взвешенными и  рациональными. Вместе с тем экономия на заработной плате  при ее умелом проведении может стать действенным  фактором антикризисного управления. Так, на Кузнецком металлургическом комбинате удалось  решить проблему снижения заработной платы, избежав  забастовок, стачек и других проявлений недовольства трудового  коллектива. В первый же месяц внешнего управления было объявлено, что всем рабочим  уменьшается заработная плата, но с условием ее регулярной выплаты. И действительно, задержки с ее выплатой прекратились. Когда  стало ясно, что  слова управляющего не расходятся с делом, трудовой коллектив  безоговорочно поддержал  новую власть.

Информация о работе Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития