Деятельность арбитражных судов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Характерно, что новые законы приняты практически в одном пакете, что позволило увязать процессуальные новеллы с судоустройственной реформой арбитражных судов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития законодательства об арбитражных судах и проблемы совершенствования их организации деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История арбитражных судов в России
1.2. Структура арбитражных судов РФ
1.3. Компетенция арбитражных судов РФ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Арбитражный процесс
2.2. Стадии арбитражного процесса
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ
3.1. Проблемы реализации арбитражного процесса и предложения по их преодолению
3.2. Проблемы совершенствования правовой базы в отношении деятельности арбитражных судов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

заготовка.docx

— 88.53 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История арбитражных судов в России

1.2. Структура арбитражных судов РФ

1.3. Компетенция арбитражных судов РФ

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ  И СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Арбитражный процесс

2.2. Стадии арбитражного процесса

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ  БАЗЫ

3.1.  Проблемы  реализации арбитражного процесса  и предложения по их преодолению

3.2.  Проблемы  совершенствования правовой базы  в отношении деятельности арбитражных судов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Из многогранности и сложности  современных хозяйственно-экономических  отношений следует насущная потребность  в четкой и ясной правовой  базе, на основе которой было  бы возможно полно и всесторонне  разрешать споры и восстанавливать  нарушенные экономические права.  Арбитражный процессуальный кодекс - наиболее важная процессуально-правовая  база в данной области, именно  на его основе разрешаются  экономические споры. 

     В отличие от судов общей  юрисдикции и третейских судов,  арбитражный суд РФ осуществляет  судебную власть при разрешении  споров, возникающих в процессе  предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические  споры) либо из правоотношений  в сфере управления.

     С 1 июля 2005 года вступил в силу  Федеральный конституционный закон  “Об арбитражных судах в Российской  Федерации”, новый Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  и Федеральный закон “О введении  в действие Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации”. Эти акты важны не только  для работающих в арбитражных  судах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических службах предприятий  и других областях, где возможно  соприкосновение с деятельностью  арбитражных судов, но и для  юридической практики вообще.

       Речь идет не о текущих изменениях законодательства об арбитражных судах и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения в правовом регулировании деятельности арбитражных судов, что дает все основания говорить о новом законодательстве не только по форме, но и по содержанию.

     Характерно, что новые законы  приняты практически в одном  пакете, что позволило увязать  процессуальные новеллы с судоустройственной  реформой арбитражных судов.

     Целью данной курсовой работы  является рассмотрение истории  развития законодательства об  арбитражных судах и проблемы  совершенствования их организации  деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.  История  арбитражных судов в России

     Для более глубокого понимания сущности проблемы, обратимся к краткой истории арбитражных судов.

     Разрешение торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по мере создания и развития системы судебных учреждений. Их специфика определялась историческими условиями и национальными традициями в становлении правовых систем различных государств.

     Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности или банкротстве.

     После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

     Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями"

     Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

     Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.

     В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса.

     Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями (Постановление СНК СССР от 20 марта 1931 г. № 229 и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298).

     В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготовки исковых материалов к слушанию и разрешению спора по существу.

     С принятием постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953г. №768 "О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.

     Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963, 1976 годах и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами, такими, как оставление иска без рассмотрения, упрощенный порядок разбирательства по ряду категорий дел, коллегиальное рассмотрение споров и др.

     Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. постановления № 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Этим постановлением было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей.

     Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон.

     Наконец, некоторые нормы из Правил 1976 года мы обнаруживаем в Арбитражном процессуальном кодексе 1995 года, который не устанавливает порядка ведения заседания при рассмотрении спора (согласно п. 88 указанных Правил порядок ведения заседания определяется госарбитром, председательствующим в деле).

     К концу восьмидесятых годов назрела необходимость создания взамен ведомственных и государственных арбитражей специальных арбитражных судов, что было вызвано новыми экономическими условиями, переходом к рыночной экономике, крушением монополии государственной собственности, активизацией хозяйственной деятельности различных негосударственных субъектов предпринимательской деятельности, попыткой привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.

     17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: Закон СССР "О Высшем Арбитражном Суде СССР" и Закон СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР". С введением в действие этих Законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее: Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, а также Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР. Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного Закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан- предпринимателей Следующий период в становлении и развитии арбитражных судов начинается после распада СССР, когда правовой основой их деятельности становятся законы РСФСР (Российской Федерации). 5 марта 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Этим Кодексом расширен круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд: это право предоставляется государственным органам и организациям, не являющимся юридическими лицами, в случаях, .' предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; ограничиваются обязанности по соблюдению претензионного порядка до обращения в арбитражный суд; предусматриваются коллегиальность рассмотрения споров, недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела, участие в деле третьих лиц.

     Исторический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научной теории и практики деятельности судебных учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме.

1.2.  Структура арбитражных судов РФ

1.2.1. Состав и структура Высшего Арбитражного суда

     Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов.

     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

    • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
    • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

     Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

      В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и заместители Председателя, а также судьи Суда. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной власти, научных учреждений и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов.

     С 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.  Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процедурного законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права. Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Информация о работе Деятельность арбитражных судов Российской Федерации