Деятельность арбитражных судов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Характерно, что новые законы приняты практически в одном пакете, что позволило увязать процессуальные новеллы с судоустройственной реформой арбитражных судов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития законодательства об арбитражных судах и проблемы совершенствования их организации деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История арбитражных судов в России
1.2. Структура арбитражных судов РФ
1.3. Компетенция арбитражных судов РФ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Арбитражный процесс
2.2. Стадии арбитражного процесса
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ
3.1. Проблемы реализации арбитражного процесса и предложения по их преодолению
3.2. Проблемы совершенствования правовой базы в отношении деятельности арбитражных судов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

заготовка.docx

— 88.53 Кб (Скачать)

     Кроме того, в 2006 г. введен досудебный  порядок обжалования решений  налоговых инспекций в вышестоящий  налоговый орган. Пока досудебный  порядок урегулирования споров  является добровольным, однако с  2009 г. он стал обязательным.  

     Конечно, дополнительная инстанция  отсеет часть дел от суда. Вместе  с тем установление обязательного  досудебного обжалования решений  налоговых органов в вышестоящий  орган вызывает сомнение, так  как в нынешних условиях вышестоящий  налоговый орган вряд ли можно  признать беспристрастной инстанцией. В настоящее время преимущество  обжалования в вышестоящий налоговый  орган заключается в том, что  можно оперативно и без дополнительных  расходов исправить явные ошибки  нижестоящих налоговых органов.  В остальных случаях обязательное  досудебное обжалование решения  налогового органа в вышестоящий  орган может затянуть окончательное  решение спора.

     Большие надежды с точки зрения  снижения нагрузки на арбитражные  суды возлагаются на внедрение  института посредничества в коммерческих  спорах. Вместе с тем потребуется  много времени на подготовку  посредников. Чтобы конфликтующие  стороны пошли к посреднику, последний  должен быть не просто высококвалифицированным  специалистом, но и иметь безупречную  репутацию и большой авторитет  среди деловых кругов. Медленное  внедрение аналогичных институтов  в нашей стране лежит также  в плоскости экономической ситуации  и правосознания предпринимателей. Отечественная экономика в основном  строится на отношениях торговли, где забыто "купеческое слово". Низкий уровень правовой культуры, часто переходящий в правовой  нигилизм, по-прежнему пронизывает  отечественное предпринимательство. Предприниматели обращаются к юристам часто только с тем, чтобы хоть как-то оправдать свои незаконные действия.

     Конечно, снижение нагрузки на  судей и оптимизация судебного  процесса зависит от комплекса  мер: организации работы суда  и судей, пересмотра статуса  и штата аппарата судьи (помощника,  секретаря судебного заседания,  специалиста), внедрения альтернативных  способов разрешения споров, стоимости  судебного разбирательства. Однако  на реализацию этих мер требуется  много времени и средств. Поэтому  в настоящее время много зависит  от совершенствования упрощенных  процедур судебного разбирательства  по незначительным спорам.

3.2. Проблемы  совершенствования правовой базы  в отношении деятельности арбитражных  судов.

     Совершенствование процедуры упрощенного производства.

     Упрощенное производство в арбитражном  процессе введено сравнительно  недавно, в редакции Арбитражного  процессуального кодекса РФ 2002 г.  Тем не менее за много лет существования данного института в арбитражном процессуальном законодательстве накопилась определенная практика его применения. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации выработаны рекомендации по некоторым вопросам применения главы 29 АПК РФ (информационные письма от 13.08.2004 N 82  и от 20.01.2005 N 89 ). Теоретиками и практиками высказано немало предложений по его совершенствованию.

    Видимо, в связи с тем, что в арбитражном процессе этот институт новый, законодатель предусмотрел минимум упрощения, хотя в гражданском процессуальном законодательстве уже много лет существовало и эффективно применялось два вида по-настоящему упрощенного производства: приказное и заочное.

     Упрощение при рассмотрении дел в арбитражном процессе выразилось фактически лишь в том, что судебное заседание проводится без вызова сторон и судом исследуются только письменные доказательства. Сокращенные же сроки рассмотрения дел упрощенного производства (не более одного месяца) и направления копии решения сторонам (не позднее следующего дня после его принятия) нацелены на оперативную защиту нарушенных прав заявителя. Вместе с тем суду в эти сроки необходимо получить письменное согласие сторон на рассмотрение дела в указанном порядке, а решение изготовить по общим нормам АПК РФ. Указанные требования не упрощают, а, наоборот, усложняют работу судьи и сводят на нет его инициативу по рассмотрению дел в указанном производстве. Поэтому на практике указанное производство очень редко применялось по делам, возникающим из гражданских правоотношений. По делам же, возникающим из административных правоотношений, указанное производство применялось в основном по искам налоговых органов и отделений пенсионного фонда, когда указанные органы по своей инициативе или по договоренности с арбитражным судом включали в заявления ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. В таком случае не требуется получения письменного согласия ответчика, а достаточно только отсутствия его возражений при надлежащем извещении о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Кроме того, ответчик по бесспорным делам обычно не высказывает возражений, но, будучи незаинтересованным в ускоренном принятии решения, не дает выраженного письменного согласия на рассмотрение дела в упрощенном производстве.

     Таким образом, в целях более эффективного применения упрощенного производства назрела необходимость внесения изменений в нормы главы 29 АПК РФ. В первую очередь должны быть изменены условия рассмотрения дел в порядке упрощенного производства с тем, чтобы необходимым и достаточным условием применения указанной процедуры как по ходатайству истца, так и по предложению суда было отсутствие возражений сторон.

     При совершенствовании процедуры упрощенного производства в арбитражном процессе не нужно копировать институт судебного приказа, так как многие нормы ГПК РФ неприемлемы для арбитражного процесса с учетом субъектного состава участников спора и характера спорных правоотношений. Так, приказное производство не предусматривает предварительного извещения должника о таком производстве, о вынесении судебного приказа должник извещается после его вынесения, судебный приказ подлежит безусловной отмене судьей при поступлении возражений должника относительно его исполнения. В этом случае взыскатель может заявить свои требования только в порядке искового производства. Представляется, что по делам с участием юридических лиц будет много злоупотреблений правом на представление формальных возражений относительно исполнения судебного приказа.

     Вместе с тем некоторые нормы приказного и бесспорного производства ГПК РФ могут быть взяты за основу для совершенствования упрощенного производства в арбитражном процессе. Для взыскателя некоторые стимулирующие условия уже заложены в механизм упрощенного производства арбитражного процесса - это, как было указано выше, сокращенные сроки рассмотрения дела и направления судебного акта. Целесообразно было бы еще предусмотреть немедленное вступление судебного акта в законную силу, сокращенный срок для обжалования судебного акта и исключение определенных инстанций обжалования. Для суда стимулирующими могли бы быть такие элементы упрощенного производства, как составление одного судебного акта в упрощенной форме, имеющего силу исполнительного листа, а также исключение обязанности ведения протокола судебного заседания.

     Кроме того, для более активного участия сторон спора в различных формах упрощенного производства необходимо их заинтересовать установлением льготных ставок госпошлины (например, 50% от обычной ставки). И наоборот, следует пересмотреть в сторону увеличения существующие ставки госпошлины за рассмотрение спора в общем порядке искового производства. В определениях суда о принятии дела к производству необходимо разъяснять преимущества упрощенного производства.

     При этом нужно отметить, что недопустимо упрощение судебной процедуры там, где есть спор о праве, правовая коллизия, так как это может привести к ухудшению качества правосудия, размыванию профессионального сознания и квалификации судей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции  РФ, первой части нового

Гражданского  кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности  дальнейшего совершенствования  арбитражной судебной системы и  ее функционирования вызвали потребность  принятия нового Закона «Об арбитражных  судах в Российской Федерации  и нового Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, которые  в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных  судов и процессуальную форму  их деятельности.

     Ранее действовавший закон об  арбитражном суде и Арбитражный  процессуальный кодекс Российской  Федерации принимались не так  уж и давно: соответственно 4 июля 2001 года и 5 марта 2002 года.

Однако  практика показала, что, создавая в 2001-2002 гг. новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так  и в процессуальном плане остановился  в тот раз на полпути.

     Выявилось также, что некоторые  традиционные процессуальные институты  не обеспечивают в современных  условиях необходимый уровень  оперативного и качественного  рассмотрения дел арбитражными  судами. С другой стороны, недостаточным  в ряде случаев оказался и  действовавший уровень процессуальных  гарантий защиты прав и интересов  предпринимателей и других субъектов  права.

     Особое значение нового закона  состоит в том, что он является  не только федеральным законом,  но и федеральным конституционным  законом, то есть правовым актом,  который обладает после Конституции  Российской Федерации высшей  юридической силой. В развитие  конституционных положений в  законе установлено, что все  арбитражные суды Российской  Федерации - Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов и  арбитражные суды субъектов Российской  Федерации, то есть республик,  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Новое законодательство об арбитражных судах  позволяет преодолеть эти недостатки. Содержащиеся в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных  судов, рассматривающий споры между  организациями, расположенными в различных  регионах России, и даже споры с  участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной  части единой системы. Это означает, что арбитражный суд применяет  единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для  всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете - судебной защите. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс: принят ГД ФС РФ 14 июня 2002 года // Российская газета. – 2002. - 27 июля.
  3. Божьев В.П. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. - М.: ЮРАЙТ, 2008. – 336 с.
  4. Ерпылева Н.Ю., Батлер У.Э. Сравнительный анализ арбитражного процесса России и хозяйственного процесса Беларуси: новеллы правового регулирования / Н.Ю. Ерпылева, У.Э. Батлер // Законодательство и экономика. – 2009. - № 7. – С. 15.
  5. Жевак И. Проблемы эффективности норм арбитражного процессуального законодательства / И. Жевак // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. - № 6. – С. 23.
  6. Иванов А.А. Качество законов и деятельность арбитражных судов / А.А. Иванов // Журнал российского права. – 2007. - № 9. – С. 29.
  7. Проблемы совершенствования деятельности арбитражных судов. На вопросы редакции отвечает председатель высшего арбитражного суда Российской Федерации А.А. Иванов // Журнал российского права. – 2007. - № 9. – С.10.
  8. Решетникова И.В. Новации арбитражного процессуального законодательства / И.В. Решетникова // Законы России: опят, анализ, практика. – 2009. - № 9. – С.10.
  9. Семикина С. История развития современного российского арбитражного процессуального законодательства / С. Семикина // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 9. – С. 31.
  10. Слепченко Е.В. Гражданское судопроизводство в арбитражных судах / Е.В. Слепченко // Арбитражный и гражданский процесс. – 2010. - № 1. – С.13
  11. Яковлев В. Влияние арбитражной практики на совершенствование законодательства / В. Яковлев // Российская юстиция. – 2009. - № 6. – С.23.
  12. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: Юридическая фирма Контракт, 2006.
  13. Шерстюк В.М. Новые положения арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Международный центр финансово-экономического развития, 2008.
  14. Юков М.К., Пучинский В.К., Шерстюк В.М. "О проекте Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994, №11 С. 87.
  15. Яковлев В.Ф. Деятельность арбитражных судов. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2007, №4 С. 196.
  16. Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации от 12 апреля 1995".

Информация о работе Деятельность арбитражных судов Российской Федерации