Правовой статус адвоката в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

Настоящая дипломная работа посвящена в большей степени ответу на первый вопрос, так как в ней исследуется и изучается в основном процесс приобретения статуса адвоката, рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть у претендентов на приобретение статуса адвоката и возможные пути их благополучного разрешения. Но, конечно же, в ней также находят отражение ответы и на второй, не менее важный, вопрос, так как в работе исследованы полномочия адвоката, его обязанности, гарантии независимости адвоката и его ответственность.

Содержание

Введение

Глава 1. Правовой статус адвоката. Его элементы. Полномочия адвоката, его обязанности и ответственность

&1. Понятие «Адвокат» в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Элементы правового статуса адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»

&2. Права адвоката. Проблемы, возникающие в связи с их реализацией. Посягательства на права адвоката. Защита прав адвоката.

&3. Обязанности адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

&4.Гарантии независимости адвоката и его имущественная ответственность.

Глава 2. Приобретение статуса адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Порядок и основания.

&1. Основания приобретения статуса адвоката

&2. Квалификационный экзамен

&3. Присвоение статуса. Присяга адвоката

&4. Реестр адвокатов

Глава 3.Приостановление, прекращение статуса адвоката

&1. Порядок и основания приостановления статуса адвоката. Возобновление статуса адвоката

&2. Прекращение статуса адвоката. Порядок и основания

Заключение


Список используемой литературы и нормативно-правовых актов

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа про адовката.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

    При рассмотрении института имущественной  ответственности адвоката перед клиентом необходимо прежде всего определить основания и условия применения такой ответственности, ее размер, а также ограничение и освобождение адвоката от имущественной ответственности.

    Рассмотрим  основания ответственности адвоката в договорных и внедоговорных отношениях между адвокатом и клиентом. При договорном регулировании отношений адвоката и клиента основанием ответственности адвоката перед доверителем является нарушение им договора, выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом поручения, либо в неоказании или ненадлежащем оказании услуг, то есть тех обязанностей, которые возложены на него соответствующим договором. Согласно статье 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», отношения между адвокатом и клиентом строятся на основе гражданско-правового договора (соглашения):

    -представительство адвокатом своего клиента в суде и других государственных органах, в отношениях с физическими лицами осуществляется на основании договора поручения;

    -иные виды юридической помощи адвокат оказывает по договору возмездного оказания услуг.

    Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Гражданский кодекс РФ (пункт 3 статьи 421) не запрещают заключение смешанного договора в том случае, если юридическая помощь, оказываемая адвокатом клиенту, предполагает как отношения по представительству, так и иные виды юридической помощи. Главное, чтобы этот договор содержал существенные условия, указанные в пункте 4 статьи 25 Федерального закона, и базировался на главах 27-29 Гражданского кодекса РФ («Общие положения о договоре»). Подпункт 5 пункта 4 статьи 25 Федерального закона предусматривает, что в соглашении должны быть обязательно указаны предмет поручения, а также размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения. Такая ответственность может возлагаться на адвоката за причинение убытков доверителю в результате оказания юридической помощи, а также за моральный вред, причиненный доверителю. В соглашении также может быть предусмотрена неустойка (штраф, пени), применяемая к адвокату за ненадлежащее исполнение поручения. Следовательно, ответственность адвоката перед доверителем всегда конкретна и вытекает из заключенного соглашения.

    Широко употребляемое на практике понятие «некачественной юридической помощи» не может служить основанием ответственности адвоката перед клиентом; оно может применяться лишь при рассмотрении квалификационной комиссией адвокатской палаты жалобы клиента на действие (бездействие) адвоката, то есть при дисциплинарном производстве. Это понятие не содержится в законе и имеет больше этический, чем юридический оттенок. Некачественность оказанной юридической помощи должен определять не доверитель при обращении в суд или адвокатскую палату, а квалификационная комиссия адвокатской палаты с учетом того, насколько действие (бездействие) адвоката умаляет авторитет адвокатуры, порочит честь, достоинство адвоката, причиняет вред доверителю или адвокатской палате. Заявитель может только указать, какие, по его мнению, обязанности, предусмотренные договором, или действия, требуемые от адвоката по обстоятельствам дела, он не выполнил, чем причинил вред клиенту.

    В любом случае, качество юридической  помощи, ее квалифицированное оказание определяется не ее результатом, а процессом выполнения услуг, исполнения поручения. Адвокат обязан исполнять все условия заключенного с доверителем соглашения добросовестно, честно, активно. Этого от него требует и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (статья 1 Закона об адвокатуре устанавливает, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката), и Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31января 2003 г. (статьи 2, 6, 7). Но при рассмотрении в суде гражданского дела о взыскании с адвоката причиненных доверителю убытков в процессе оказания юридической помощи суд исходит не из абстрактных требований, предъявляемых к адвокатам и адвокатской деятельности, а к выполнению профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, вытекающей из конкретных условий соглашения адвоката с клиентом, в том числе и о размере ответственности адвоката. Договорная ответственность адвоката перед клиентом может состоять в применении судом восстановительных и, если это предусмотрено соглашением, штрафных мер в пользу потерпевшей стороны. Если в договоре адвоката с клиентом предусмотрено условие о выплате адвокату дополнительного вознаграждения при достижении им выгодного для доверителя результата по делу, то в случае недостижения такого результата адвокат не может нести имущественную ответственность перед доверителем, так как условия договора им не нарушены, а поручение считается выполненным в полном объеме независимо от достигнутого результата.

    Имущественная ответственность адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, и адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам РФ, является внедоговорной, деликтной, так как между клиентом и адвокатом отсутствует соглашение, и юридическая помощь оказывается по постановлению (определению) соответствующего государственного органа (должностного лица). К данным правоотношениям применяются нормы главы 59 Гражданского кодекса РФ об обязательствах вследствие причинения вреда.

    Основанием  ответственности адвоката в таких правоотношениях является причинение личности или имуществу гражданина вреда не связанного с неисполнением или ненадлежащем исполнением обязательств по договору.

    Размер  имущественной ответственности  адвоката также имеет свои особенности в договорных и деликтных отношениях между адвокатом и доверителем.

    При наличии договора между адвокатом  и доверителем размер имущественной ответственности адвоката устанавливается в договоре и является его существенным условием. То есть при отсутствии указанного условия в договоре он считается незаключенным (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Соглашение адвоката с доверителем об оказании юридической помощи - это единственный вид гражданско-правового договора, для которого законом предусмотрено такое существенное условие, как размер ответственности одной из сторон.

    Исходя  из этой специфики договора адвоката с доверителем, размер имущественной ответственности адвоката в любом случае не может быть больше установленного в договоре. Это положение не противоречит и гражданскому законодательству РФ: так, пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ устанавливает правило о полном возмещении причиненных лицу убытков, которое действует в том случае, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

    Таким образом, адвокат и доверитель могут  установить в соглашении любой размер имущественной ответственности адвоката и условия ее ограничения. Представляется, что минимальным размером такой ответственности может быть размер вознаграждения, выплачиваемого доверителем за оказываемую юридическую помощь, Однако это условие должно быть специально оговорено в соглашении, в иных же случаях ответственность адвоката перед доверителем не может быть ограничена размером гонорара адвоката.

    Если  же договором предусмотрена выплата  адвокату вознаграждения поэтапно за совершение каких-либо определенных действий по оказанию юридической помощи, то в случае предъявления доверителем требований о возмещении адвокатом вреда, причиненного нарушением условий соглашения, вред подлежит возмещению в пределах не выплаченного адвокату вознаграждения на момент предъявления искового заявления.

    В случае, если адвокат добровольно застраховал риск своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение соглашения об оказании юридической помощи и поставил об этом в известность клиента при заключении соглашения, размер его ответственности ограничивается суммой страхового возмещения, который может полностью не покрыть причиненный доверителю вред.

    Таким образом, ответственность адвоката перед доверителем в рамках исполнения соглашения об оказания юридической помощи устанавливается в договоре, причем стороны абсолютно свободны в установлении пределов такой ответственности и условий ее ограничения.

    При внедоговорных отношениях адвоката с клиентом в отношении размера имущественной ответственности адвоката действует правило, предусмотренное пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ. Согласно этому правилу адвокат обязан возместить в полном объеме вред, причиненный личности или имуществу гражданина в результате оказания юридической помощи, то есть имущественная ответственность адвоката в деликтных обязательствах не может быть ограничена.

    Статья 19 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» не предусматривает обязанности страхования риска профессиональной имущественной ответственности адвоката при отсутствии соглашения с клиентом, хотя это не мешает застраховать адвокату свою имущественную ответственность в добровольном порядке. В таком случае при причинении убытков подзащитному адвокат будет обязан возместить лишь разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, если суммы страхового покрытия окажется недостаточно для возмещения причиненного вреда.

    Изложенное  позволяет утверждать, что адвокат, вступающий в уголовный процесс по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, и, адвокат, оказывающий бесплатную юридическую помощь гражданам РФ,  находится в более уязвимом с финансовой точки зрения положении по сравнению с адвокатом, заключившим соглашение с клиентом, так как по общему правилу он обязан возместить подзащитному причиненный вред в полном объеме. Вместе с тем, сама возможность виновного причинения адвокатом вреда подзащитному в рамках защиты по уголовному делу или при оказании бесплатной юридической помощи категориям граждан, указанным в статье 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» менее вероятна, чем возможность причинения убытков доверителю при представительстве по гражданскому и арбитражному делу.

    Например, в уголовном процессе речь может идти о причинении адвокатом своим бездействием или неправомерными действиями морального вреда подзащитному, оказавшемуся вследствие неэффективной защиты под стражей, подвергшемуся иным мерам процессуального принуждения или получившему определенный срок лишения свободы по приговору суда. Подзащитный также может обратиться с иском к адвокату о возмещении убытков вследствие необоснованного взыскания с него по вине адвоката сумм по гражданскому иску, разрешенному в рамках уголовного дела.

    При взыскании причиненного вреда с  адвоката, помимо статьи 1064 ГК РФ, возможна также ссылка на статью 1096 ГК РФ об ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков услуги, так как юридическая помощь в целом представляет собой комплекс юридических услуг, оказываемых адвокатом клиенту. При этом ответственность адвоката в рамках деликтного обязательства может выражаться только во взыскании убытков и морального вреда, причиненного подзащитному, так как неустойка - это элемент договорной ответственности, не применимый к внедоговорным отношениям.

    При взыскании убытков с адвоката следует также исходить из того, что в соответствии со статьями 15 и 400 Гражданского кодекса РФ, возмещению в данном случае подлежит лишь реальный ущерб, а упущенная выгода исключается из предъявленных к адвокату требований. В противном случае пришлось бы признать участие адвоката в прибылях и убытках, то есть в предпринимательской деятельности что недопустимо, согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

      Условиями применения мер имущественной ответственности к адвокату как по договору, так и в рамках деликтного обязательства, являются:

  1. наличие в деянии адвоката вины (умысла или неосторожности). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункты 1-2 статьи 401 ГК РФ);
  2. противоправность деяния (сам факт нарушения адвокатом обязательства либо причинение морального вреда);

    3) реальное  понесение  убытков  клиентом (для взыскания неустойки этого не требуется);

    4) причинная связь между противоправным  поведением адвоката и наступившими у клиента вредоносными последствиями.

   В отношении вины адвокатов в совершении гражданского правонарушения необходимо отметить, что, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, считаются предпринимателями. Несмотря на это, они несут имущественную ответственность перед клиентом на общих основаниях, то есть при наличии вины в их действиях. Согласно пункту 2 статьи 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокатская деятельность не является предпринимательской, так как она не направлена на систематическое получение прибыли, и ее целью является оказание квалифицированной юридической помощи.

    Имеющаяся коллизия названных правовых норм должна быть разрешена законодательно. До этого момента предлагается использовать правила общей теории права, согласно которому, если одни и те же правоотношения по-разному регулируются в законодательных актах равной юридической силы (коллизия по горизонтали), при этом один из этих актов является специальным, а другой общим; необходимо руководствоваться специальным актом.

    В рассматриваемом случае специальным  актом, регулирующим правоотношения в связи с оказанием адвокатами юридической помощи, является Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и он должен применяться до устранения коллизии правовых норм.

Информация о работе Правовой статус адвоката в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"