Стадия кассационного производства в арбитражном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:06, реферат

Описание работы

Производство в кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации в целях более надежной защиты прав участников процесса, обеспечения единства правоприменительной практики и укрепления законности в эконо­мической сфере.
Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов осуществляют федеральные арбитражные суды округов.
Исходя из содержащихся в законе признаков следует дать следующее определение кассационного производства.

Содержание

Введение_______________________________________________________________3
История возникновения института обжалования__________________________5
1.1.Сущность кассационного производства в арбитражном суде_________________7
2. Стадия кассационного производства в арбитражном процессе ________________11
2.1 Возбуждение кассационного производства________________________________11
2.2 Подготовка к рассмотрению дела в кассационной инстанции ________________17
2.3 Судебное разбирательство в суде кассационной инстанции__________________18
2.4 Пределы кассационного пересмотра в арбитражном процессе________________20
Заключение ____________________________________________________________22
Список использованной литературы________________________________________23

Работа содержит 1 файл

Реферат по АП.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

     Кассационный  суд не проверяет, правильно ли решение  суда по существу, его интересует лишь соблюдение судом формальных требований закона, так как «кассационный  суд судит не дело, а решение» .

     В советском праве кассация представляла собой основной вид надзора за судебной деятельностью нижестоящих  судов, позволяющих наиболее быстро исправлять допущенные судами ошибки и обеспечивать единообразное и  точное применение законов судами.

     При рассмотрении дела в кассационном порядке  суд по имеющимся в деле и дополнительно  представленным материалам проверяет  одновременно законность и обоснованность приговора, решения, т.е. соблюдение процессуального  порядка производства по делу и правильность разрешения дела по существу. При этом суд не связан доводами жалобы и  проверяет дело в полном объеме. Такой порядок проверки дела («ревизионный») дает возможность суду выявить все  допущенные по делу ошибки и наиболее полно обеспечить права и интересы всех участников процесса.

     Производство  в кассационной инстанции - это новая  не известная ранее действовавшему арбитражному процессуальному законодательству стадия процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1992 г. предусматривал кассационный порядок проверки законности и обоснованности решений арбитражных судов, но нынешняя стадия имеет с прежней только общее название, но существенно отличается от нее по целям, субъектному составу, объекту, содержанию возникающих здесь  правоотношений.

     Кассационное  производство в арбитражном процессе предназначено для проверки вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции.

     В соответствии с Федеральным Конституционным  Законом «Об арбитражных судах  в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. в системе арбитражных судов  Российской Федерации впервые созданы  федеральные арбитражные суды округов (ст.3), которые являются судами исключительно  по проверке в кассационной инстанции  законности решений арбитражных  судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной  инстанциях (ст.24).

В Российской Федерации  действуют федеральные  арбитражные суды:

  1. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики – Чуваш республики, Ярославской области;
  2. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;
  3. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;
  4. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;
  5. Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Москвы и Московской области;
  6. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области;
  7. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области;
  8. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия-Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;
  9. Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области;

     10. Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области.

     Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.

     Федеральный арбитражный суд округа действует  в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

     Согласно  ст. 24 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

     Создание  в составе арбитражных судов  субъектов Российской Федерации  кассационной инстанции федеральным  законом не предусмотрено, поэтому  постановление арбитражного суда субъекта Российской Федерации, вынесенное по кассационной жалобе на вступившее в законную силу решение первой инстанции этого  же суда подлежит отмене, как вынесенное в незаконном составе суда. Вместе с тем кассационная инстанция  тоже не вправе рассматривать и проверять  законность и обоснованность не вступившего  в законную силу решения по апелляционным  жалобам лиц, участвующих в деле. На это обстоятельство правильно  обратил внимание Президиум ВАС  РФ по конкретному делу1. Помимо процессуальных функций по пересмотру судебных актов, на федеральный арбитражный суд округа закон возлагает и многие организационные. Он обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику. Создание федеральных арбитражных округов способствует укреплению законности в деятельности арбитражных судов и гарантий защиты прав организаций и граждан, обеспечивает единообразное направление судебной практики в точном соответствии с требованиями Закона.

     При рассмотрении дела в кассационной инстанции  арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права  и норм права арбитражным судом  первой и апелляционной инстанции. Проверяется только законность, обоснованность не проверяется2.

     Судебный  контроль кассационной инстанции за деятельностью нижестоящих судов  и руководство ими имеет свои особенности. Они осуществляются в  процессуальной форме – путем  вынесения кассационной инстанцией постановлений по каждому рассмотренному делу и должны сочетаться с выраженным в ст. 120 Конституции РФ принципом независимости судей и подчинения их только закону.

     Стадия  кассационного производства в арбитражном  процессе включает следующие  этапы:

1. возбуждение  кассационного производства;

2. подготовка  к рассмотрению кассационной  жалобы;  

3. судебное  разбирательство по кассационной  жалобе.

     Процессуальная  цель кассации в арбитражном процессе, в отличие от других способов пересмотра, это, прежде всего, проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела (что  возможно в суде апелляционной инстанции).

        К субъектам кассационного пересмотра  помимо лиц, участвующих в деле, отнесены лица, не привлеченные  к участию в деле, о правах  и обязанностях которых приняты  обжалуемые судебные акты.

       Объектами кассационного пересмотра  являются исключительно судебные  акты, вступившие в законную силу.

       Сущность кассационного производства в арбитражном процессе характеризуют следующие признаки:

      - один из способов пересмотра  судебных актов, вступивших в  законную силу;

      - осуществляется специальным звеном  судебной системы — федеральными  арбитражными судами округов; 

      - процессуальная задача — проверка  законности судебных актов;

      - предметом являются судебные  акты, вступившие в законную силу;

     - необходимое основание возбуждения  кассационного производства —  кассационная жалоба лица, наделенного  правом кассационного обжалования.

     Некоторые признаки кассационного производства в арбитражном процессе существенно  отличают данный институт от одноименного в гражданском процессе. Так, предметом  кассации в гражданском процессе являются судебные акты, не вступившие в законную силу. Суд кассационной инстанции может принимать новые  доказательства и устанавливать  существенные обстоятельства дела, осуществляет проверку как законности, так и  обоснованности обжалованных актов. Гражданскому процессуальному законодательству не свойственны понятия судебного  округа и суда кассационной инстанции  как специального звена судебной системы, кассационный пересмотр осуществляется вышестоящим судом.

          Поскольку суд кассационной инстанции  в арбитражном процессе не  вправе устанавливать новые обстоятельства  дела, ему предоставлено полномочие  направлять дело на новое рассмотрение  при обнаружении несоответствия  выводов суда, содержащихся в  решении, постановлении, фактическим  обстоятельствам дела, установленным  судами первой или апелляционной  инстанции, и имеющимся в деле  доказательствам. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Стадия кассационного производства в арбитражном процессе

2.1 Возбуждение кассационного производства 

     Возбуждение кассационного производства осуществляется путем подачи в предусмотренном  законом порядке кассационной жалобы на вступивший в законную силу судебный акт и принятия ее к производству кассационной инстанции. Право на возбуждение  деятельности суда кассационной инстанции  по проверке указанных судебных актов  имеет лицо, обладающее в силу закона правом кассационного обжалования  вступивших в законную силу решений  и постановлений арбитражных  судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной  инстанциях.

     Право на кассационное обжалование возникает  со дня вступления в законную силу решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной  инстанциях, при указанных в законе предпосылках. Такими предпосылками  являются: наличие вступившего в  законную силу решения, постановления, вынесенных судом первой или апелляционной  инстанций, отнесение субъектов  обжалования к числу лиц, участвующих  в деле.

     Право кассационного обжалования вступивших в законную силу решений и постановлений  принадлежит лицам, участвующим  в деле, а в случаях предусмотренных  законом и иным лицам (ст. 273 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, имеют право на принесение кассационной жалобы независимо от того, участвовали ли они в заседании суда первой и апелляционной инстанций, важно, чтобы они были допущены (привлечены) в процесс арбитражным судом первой инстанции в качестве лица, участвующего в деле.

     Право кассационного обжалования вступивших в законную силу решений и постановлений  арбитражного суда имеют и правопреемники сторон и третьих лиц (ст. 48 АПК РФ). Прокурор может обжаловать решение или постановление только в том случае, если он предъявлял иск по данному делу или вступал в дело в целях обеспечения законности.

     В числе лиц, участвующих в деле, в законе не указан и судебный пристав-исполнитель. Однако он тоже имеет право на подачу кассационной жалобы на вступивший в  законную силу судебный акт суда первой и апелляционной инстанций, если оспаривались его действия. Такое  право имеют и правопреемники взыскателя и должника в исполнительном производстве.

     Судебный  представитель вправе подать кассационную жалобу на решение и постановление, если это специальное полномочие оговорено в доверенности, выданной в установленном законом порядке  представляемым (ст. 62 АПК РФ). Это положение не распространяется на законных представителей, полномочия которых подтверждаются документами, удостоверяющими их статус.

     При подаче кассационной жалобы лицом, не имеющим в силу закона права на обжалование судебного акта (в  частности, лицом, не участвующим в  деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд не принимал судебного  акта), или на судебный акт, не подлежащий обжалованию в кассационном порядке, судья первой инстанции, судья кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 281 АПК РФ.

     Согласно  ст. 276 АПК РФ кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения или постановления арбитражного суда. Поскольку месячный срок на подачу кассационной жалобы установлен законом, то он не может быть ни продлен, ни сокращен. По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд может, признав причины пропуска указанного в ст. 276 АПК РФ срока уважительными, восстановить пропущенный срок (ст. 117 АПК РФ). В новом Кодексе установлен шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы. Поэтому если жалоба возвращена ввиду пропуска срока при отсутствии ходатайства о его восстановлении, она в пределах шестимесячного срока может быть подана повторно с ходатайством о восстановлении срока.

     Однако  в судебной практике встречаются  случаи, когда жалоба на решение  арбитражного суда подана до вступления его в законную силу.

     Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 31 марта 1997 г. №12 «Обзор практики применения Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации при  рассмотрении дел  в кассационной инстанции»  (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31 марта 1997г. №12) рекомендует  следующее.

Информация о работе Стадия кассационного производства в арбитражном процессе