Мировой опыт по организации приморских развлекательных центров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

В наше время развлекательные центы (РЦ) все больше приобретают актуальность, они являются новыми центрами культурного досуга и получения различных знаний во многих областях человеческой деятельности. Строительство развлекательных центров в нашей стране ведется с большим размахом. Проектирование развлекательных центров уже стало отдельным направлением в архитектуре и строительстве. И пока перенасыщения этого рынка на горизонте не видно..

Работа содержит 1 файл

научная часть 1-йраздел.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

Современное здание РЦ состоит из металлоконструкций, помимо своих высоких технических данных, – самое экологически чистое сооружение. Оно, подобно алюминиевой банке, не умирает, а рано или поздно на все 100% подлежит переработке. Так, например,  здание из кирпича и бетона при разборке в лучшем случае превратится в плохой щебень, а металлическое после переплавки станет новым хорошим материалом.

Хотелось бы, чтобы содержательная новизна конструкторских решений достигла понимания у тех, кто будет строить на перспективу, во имя общих интересов.

Развлечения – одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на психологическое и материальное состояние общества. Бизнес, основанный на организации и проведении развлечений, приносит огромные прибыли и аккумулирует огромный доход.

Что касается частоты посещения развлекательных центров ниже представленные данные на рисунке 1 позволяют сделать вывод, что респонденты посещают развлекательные центры в среднем 26,6 раз в году (немного чаще, чем 2 раза в месяц).Также существуют показатели частоты и времени посещения развлекательных центров различными возрастными группами (Рис. 2) [4].

Рис.  1. Частота посещения Р.Ц. (в % от опрошенных)

 

 

Рис.  2. Частота и время посещения Р.Ц. различными возрастными группами

 

На примере мировой индустрии США доходы развлечений в 2007г. эксперты аналитической компании PricewaterhouseCoopers (PwC) оценили в 1,3 трлн долл. В 2010г., по их прогнозу, потребители потратят на развлечения уже 1,8 трлн долл (ежегодный прирост в 7,3%) [5].

 

Цель: разработать рекомендации по планировочной организации РЦ.

Задачи исследования:

Изучить исторический опыт строительства РЦ;

- систематизация функционально-планировочных моделей развлекательных центров;

-исследовать отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства РЦ;

-выявить основные факторы, влияющие на формирование РЦ;

- определить основные принципы и приемы функционально планировочной организации РЦ;

-разработать модель планировочной организации;

-дать предложение по архитектурно-планировочной организации РЦ.

Предмет исследования: приемы планировочной организации центров курортных комплексов.

Объект исследования: развлекательный центр в курортной зоне.

Методика исследования - научный анализ литературных источников, статистических данных, проектных материалов, графоаналитический метод, моделирование, экспериментальное проектирование.

 

1.   Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования развлекательных центров в условиях приморских городов.

 

1.1Экскурс в историю возникновения досуговых сооружений


    Обращаясь к истокам зарождения организованных форм проведения досуга, формирования среды массового отдыха и общения людей, в качестве наиболее ранних примеров, известных из истории архитектуры и градостроительства можно привести городские площади античной Греции. Они служили одновременно центрами социальной и общественной жизни жителей городов. Учреждения досуга в эпоху античности были представлены греческими гетериями, римскими коллегиями. Совмещение в едином архитектурном комплексе сооружений досуговых, культурных и развлекательных функций нашло затем воплощение в форумах древнего Рима, которые представляли собой огромный зал, ограниченный высокими стенами, но без покрытия. Основные зрелищные сооружения Древнего Рима - театры, амфитеатры, одеоны, цирки.
     В эпоху средневековья центрами досуговой общественной жизни оставались культовые сооружения — монастыри, церкви, соборы, городские.
     В эпоху Возрождения зрелищность и сценичность архитектуры отразилось в градостроительстве, возникли города-зрелища, когда архитектура зданий и сооружений вовлеклась в массовые театральные действия (триумфальные въезды коронованных особ, религиозные шествия).
     В XVIII веке в Англии появились совершенно новые типы зданий — банкетные залы, клубы. Основу английского клуба составляли функции трапезы совмещенной с эпизодическими увеселениями. Эта программа определила создание стандартного типа клубного здания, состоящего, из одного помещения многоцелевого назначения, которое в будни выполняло функции «трапезной», а в праздничные дни — танцевального зала.

Позднее на всех этапах развития общества, архитекторы постоянно стремились к совершенствованию общественных пространств, организовывая досуговую среду многоцелевого назначения, вводя ее в городскую инфраструктуру в виде озелененных общественных зон, либо специальных зданий или их комплексов — центров досуга, культуры, творчества.
     В XIX веке в Англии возникают первые пролетарские клубы с широкой программой проведения досуга. Они вобрали в себя элементы тех культурно-просветительских учреждений, которые в центре города функционировали самостоятельно и независимо одно от другого. Такие клубы включали в свой состав: воскресную школу, библиотеку, помещения для развлечения и увеселений: бильярдную, комнаты для карточной игры, спортивные и зрительные залы.

Типовым проектированием последнего двадцатилетия (а также индивидуальным проектированием крупных учреждений в сфере развлечений отдыха 70-х годов) была оформлена и воплощена единая концепция клуба как учреждения культурного обслуживания. Клубу вменялась в первую очередь идейно-воспитательная, просветительная, зрелищная, организационно-методическая функция, а также функция рекреационная и учебно-творческая (работа студий и кружков).

  Прототип клуба как свободной ассоциации людей в сфере досуга, как формы общения и коллективной самоорганизации оказался оттеснен на второй план. Типовое проектирование и вся система строительного нормирования и разработки заданий на проектирование привели фактически к преобладанию одного типа клуба, который может быть назван клубом общего профиля и по своей концептуальной направленности восходит к "Народным домам" начала века.

Внутритипологическое разнообразие этого клуба общего профиля (разные вместимости, разное соотношение зрелищной и клубной части, наличие сцены или эстрады, кооперация со спортзалом, кафе, библиотекой и др.) формально объясняется, главным образом, местом привязки клуба (село, райцентр, город) и наличием иных культурных объектов.

Специфика каждого из методов проектирования— типового и индивидуального — ощутимо сказывается на их результатах.

Как правило, в типовых проектах варьируются несколько более или менее отработанных композиционных схем, а индивидуальные демонстрируют их удивительное разнообразие.

В итоге бесконечных регламентации, ограничивающих возможности типового проектирования, типовые проекты получили свои нелучшие специфические черты, в результате чего типовые проекты учреждений отдыха, как правило, очень сильно отличаются от индивидуальных.

В типовом проектировании специфическая черта — это нейтральность ситуации и упрощенность структурной схемы. В индивидуальном проектировании — это наличие конкретной градостроительной ситуации (формы участка, рельефа, архитектурной среды) и своеобразие решения.

Предпосылкой для возникновения разнообразных объемно-планировочных решений клуба служит появление новых концепций клубного пространства.

Также задачей проектирования досуговых учреждений являлось достижение многофункционального использования помещений клуба с помощью трансформации.

Так, конкурс, проведенный в1968 г., по условиям которого состав помещений клубов малых вместимостей был ограничен и вместо фойе клуб имел общее пространство небольшой площади - гостиную, вызвал к жизни такую структуру здания, при которой гостиная была ядром и связкой двух блоков -зального и кружкового. Введение в состав помещений двух дополнительных залов - спортивного и выставочного - принципиально структуры здания не меняло: они оставались структурными элементами, расположенными вокруг композиционного центра - пространства гостиной.

Конкурс на применение трансформации вызвал к жизни центрический тип здания, не использовавшийся ранее для зданий клуба, несколько напоминающий культовое сооружение - с размещением в центре композиции помещений разного назначения: как зала, так и фойе или вестибюля.

Требование обеспечить возможность совместного и раздельного функционирования зрительского и клубного комплексов являлось до последнего времени ведущим.

Изолированное размещение досугового комплекса от зрительского имело причиной не только различные требования к создаваемому ими шумовому фону, но различия в самом процессе их деятельности - развлекательной в зрительском комплексе. Это порождало структуру каждой из частей: театральную схему композиции в зрительской части и систему “нанизанных” на коридор комнат, подобную композиционным схемам учебных заведений - в досуговом центре.

Необходимость изоляции зрительской части диктовалась в ряде случаев необходимостью ее использования для гастролей профессиональных театральных и концертных коллективов.

Вместе с тем уже наметившийся процесс выделения зрелищных функций (прокат фильмов, гастроли) из состава клуба позволяет вернуться к целостной структуре здания. Кроме того, в периферийных клубах малой вместимости одновременная работа кружков и библиотеки, танцзала и проведение гастролей проблематичны. Загрузка мероприятиями такова, что они могут проходить разновременно, что не требует изоляции комплексов.

Трудности в разработке научно-обоснованных принципов формирования РЦ местного значения были связаны с однотипностью первоначального использования, социальной и градостроительной значимостью. Существуют примеры типового строительства РЦ в чистом виде или объединенные с торговыми рядами уже более 150-ти лет назад.

Изучение перспективных направлений развития РЦ в отечественной науке связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-планировочной структуры, градостроительного решения участков, экономики и т.д. Вне этой сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно-художественные и функционально-пространственные требования, предъявляемые обществом к РЦ как средоточию городской активности. Отдельные аспекты этих проблем затрагивались в разработках ряда институтов, направленных на преодоление одностороннего понимания архитектуры РЦ, так как градостроительной и утилитарной функциями не исчерпываются сложность и разнообразие данных объектов как основы формирования общественных центров города. Это свидетельствует о становлении нового подхода к организации РЦ городского значения, который признает развлекательную функцию наиболее важным структурообразующим фактором. Данный подход и принят за основу в настоящем исследовании.

С развитием строительной технологии, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных и технических достижений, проектирование РЦ, особенно в составе крупных торговых центров, приобретает сложный специализированный характер. В то же время качественные характеристики РЦ, как типа, параметры и элементы пространственных зон, принципы организации и ситуации применения непрерывно совершенствуются. Не прекращается развитие системы композиционных принципов, которая связана с возникновением новых типов зданий с усложнением эмоциональных требований к внутренним пространствам, развитием градостроительства и научным исследованиям транспортных и грузовых потоков, изменением эстетических представлений и самих элементов архитектуры.

 

1.1.           Мировой опыт проектирования развлекательных центров.

 

За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много принципиально новых идей, которые существенно изменили прежние модели РЦ и подход к их организации. Постепенно возникло новое поколение РЦ, пришедших на смену традиционной, исключительно функциональной структуре с традиционным торгово-развлекательным центром. Новаторство в проектировании стало средством утверждения уникальности и неповторимости, основанном на высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой моде. Теперь огромное значение стало предаваться высокому качеству архитектуры, стилю, среде, которые рассматриваются теперь не как роскошь, а как непреложное требование современному отдыху.

Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на страницах журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое же строительство опирается в основном на сложившиеся стереотипы и стандарты, в лучшем случае используя вариации на темы традиционных моделей. Поскольку в таких случаях композиционные возможности довольно ограничены, то поиск индивидуальности часто сводится к поиску эффектных комбинаций материалов и отделки. Однако следует отметить и некоторые моменты, которые во многих странах оказывают ощутимое влияние  и на массовую практику.

 

 

Интересные примеры функционального и объемно-планировочного решений демонстрируют клубные здания за рубежом и в Прибалтике. Наибольшее распространение получили там специализированные любительские и досуговые учреждения, предназначенные для занятий каким-либо активным видом деятельности, начиная от танцев и постановки спектаклей и кончая занятиями спортом и ремеслом.

Как правило, однопрофильные учреждения отдыха и развлечений - это двух-трех-этажные здания, в одном из этажей которых расположены специализированные помещения: танцевальные студии, универсальные театральные залы, аудитории, выставочные и спортивные залы, мастерские, с большим числом сопутствующих помещений, обеспечивающих их комфортное функционирование (сауна, массажные, лаборатории, кузницы, салоны видео- и звукозаписи и пр.). На других этажах размещаются помещения для отдыха и общения: гостиные, универсальные фойе, холлы, буфеты, бары, кафе, рестораны.

Дома отдыха и клубы и в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, построенные за последнее двадцатилетие, в значительной мере повторяют схемы типового и индивидуального проектирования советских клубов: зрительный зал для собраний и концертов, фойе, группа студийных помещений, блок питания, иногда - спортзал.

 

ИСПАНИЯ. БАРСЕЛОНА

ПОРТ АВЕНТУРА

      Порт Авентура – это второй по величине парк развлечений в Европе после парижского Диснейленда.  Он расположен в часе езды от Барселоны, в городе Салоу. Площадь парка составляет аж сто семнадцать гектаров.

Информация о работе Мировой опыт по организации приморских развлекательных центров