Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:50, доклад

Описание работы

Представленный кофейный столик «Illusion side table» был задуман знаменитым датским дизайнером Джоном Брауэром (John Brauer), создавшим этот шедевр для бренда ESSEY в 2005 году. Данная компания стала широко известна после выпуска ставших уже культовыми «мятых» корзин для мусора и таких же стаканчиков под письменные принадлежности. Именно Джон является их автором.

Работа содержит 1 файл

Разбор смыслов вещи.doc

— 690.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральская  Государственная Архитектурно-Художественная Академия»

Кафедра дизайна среды 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ на тему:

«Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)»  
 
 
 
 
 

                                                                                    

                                                                                      

                                                                                           Выполнила: ст. группы 106-04

     Пажитнева Д.А.

                                                                                             Проверила: преп. Пьянкова Н.С. 
 
 
 
 
 
 
 

     Екатеринбург-2011

«Illusion side table», Джон Брауэр (John Brauer), компания Essey (прозрачный (clear))

  
 
 
 
 

 серый (grey)                        коричневый (brown)               перламутровый (ice)

 
 

белый (white)                             черный (black)                          красный (red)

1. ЗНАКОВЫЙ СМЫСЛ 

      Представленный кофейный столик  «Illusion side table» был задуман знаменитым датским дизайнером Джоном Брауэром (John Brauer), создавшим этот шедевр для бренда ESSEY в 2005 году. Данная компания стала широко известна после выпуска ставших уже культовыми «мятых» корзин для мусора и таких же стаканчиков под письменные принадлежности. Именно Джон является их автором.

      Предлагаемый проект дизайнера – поистине один из самых экстраординарных, немедленно породивших массу подражаний во всём мире, что указывает на его актуальность и современность дизайнерского подхода к проектированию. Это подчеркивает и наличие номинаций в международных выставках, например, таких как British Industry Awards 2007.

      Кофейный столик относится к категории элитной мебели. Но, несмотря на это, цена объекта сравнительно невысока и колеблется в пределах             от 190€ до 350€ (примерно 8000-15000 рублей), что зависит от размера, а значит, от количества затраченного материала и трудовых усилий при изготовлении. За данную стоимость его может приобрести среднестатистический потребитель, имеющий средний уровень достатка. Но это в случае заказа через интернет-магазин непосредственно от компании-производителя или официальных дистрибьюторов. Если же приобретать объект через посредников, уже транспортированный в Россию, то его цена увеличится примерно в 3-5 раз и будет составлять около 1500€.

      Если ориентироваться на минимальную стоимость, то можно утверждать о соответствии такого проекта современным тенденциям, а также чертам датского дизайна, который пропагандирует гуманизацию и демократизацию (в том числе с точки зрения стоимости) высоко эстетических дизайнерских объектов.

     С точки зрения потребителя иметь такой столик - значит еще раз подчеркнуть свой хороший вкус и осведомленность в последних дизайнерских трендах. Кроме того, поскольку предмет производится ручным способом, то каждая единица по-своему уникальна, да и в принципе может быть изготовлена на заказ в соответствии с требованиями потребителя. Так любой интерьер, так же как и его владелец, обретает особо подчеркнутую индивидуальность.

      Таким образом, столик является статусным объектом благодаря тому, что задуман популярным на сегодняшний день дизайнером, а кроме того, выпущен под известным брендом. Помимо этого, на значимость данного предмета влияет принадлежность автора именно к датскому дизайну, который на данный момент устанавливает тенденции развития современного дизайна в целом, а также занимает устойчивую позицию на мировом рынке.

      В свете всего выше сказанного, возникает некое нарушение связей между знаковым и онтологическим смыслом. А именно: было доказано, что стол «Illusion» является модным, «авторитетным» мебельным предметом, но с одной стороны, он достаточно дешев (благодаря используемому пластиковому материалу – полиакрилу), что противоречит всем представленным доказательствам, а с другой – поскольку изготавливается не массово, а ручным способом, то повышает статусность и уникальность вещи, а также своего обладателя. Данная особенность указывает на неоднозначность представленного объекта.

       

2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ 

Форма

       Джону Брауэру удалось сделать волшебство явью. Маленький стол «Illusion» – творение для настоящего фокусника. Он сочетает в себе как прочность стола, так и визуальную легкость и изящество скатерти. Получился удивительный объект, представляющий собой прозрачный стол, точно имитирующий изгибы и складки ткани. Если бы скатерть вдруг затвердела, она бы выглядела точно так же, как данное творение дизайнера. Т.е. предмет производит впечатление, что он накрыт скатертью, в то время как эта легкая «материя» в складку и есть сам стол.

      В объекте нет никаких лишних  элементов, отвлекающих внимание. Форма является «чистой», физически цельной (состоящей из единого фрагмента материала), а это отсылает нас к специфике датского дизайна, где основными характеристиками создаваемого предмета неизменно остаются простота формы, а также понятность ее истолкования и функционального назначения.

      Имитация естественного состояния  накрывающей стол скатерти в совершенно ином, искусственном материале напоминает некую шутку, мираж, обманку. Визуальное восприятие противоречит функциональному назначению вещи, т.е. данный предмет в реальности не является тем, чем кажется. Также в этом просматривается связь с задуманным дизайнером художественным образом объекта, который, только исходя из своего названия, представляет собой иллюзию.

      Форма объекта трактуется однозначно, у зрителя, как правило, возникает лишь одна ассоциация – ткань или скатерть. Это уже пройденный этап в дизайне. Но, с другой стороны, благодаря своей форме стол приобретает некую динамику, появляющуюся в складках как будто колышущейся «материи». Это отсылает нас к проявлениям постмодернизма в его современной трактовке, где в дизайнерском объекте должно чувствоваться движение, развитие, некоторая неуловимость момента.

      Поскольку внешний вид стола,  покрытого скатертью, традиционен и в некоторой степени нам привычен, то он является универсальным. Т.е. его возможно вписать в любой по стилистике интерьер, где он будет смотреться гармонично в сочетании с другими элементами, материалами и формами. 

Материал

      Джон Брауэр – уже признанный мастер работы с пластиками, и особенно                   с акрилом, из которого, в частности и сделан столик-«невидимка».

      Полиметилметакрилат, или акрил (акриловое стекло), является самым известным видом пластика. По внешнему виду и применению он схож с обычным стеклом и, кроме того, является производным продуктом органической химии. Но, по сравнению с ним он обладает рядом преимуществ. Вес акрила почти в два с половиной раза ниже, чем у обычного стекла, а сопротивляемость удару – в пять раз выше.

      Данный материал характеризуют легкость, прочность, высокая степень светопропускания, устойчивость к химическому воздействию, термопластичность (способность размягчаться при нагреве и сохранять при охлаждении придаваемую форму), высокая безопасность. Акрил обладает хорошей светостойкостью, не желтеет и не теряет своих прочностных характеристик под воздействием УФ лучей при длительном (10 лет) пребывании под воздействием окружающей среды. Кроме того, листовой пластик, легок в обработке. Его можно резать, сверлить, формовать, полировать, склеивать, окрашивать и т.д.

      Хотя акрил – продукт органической химии, этот материал экологически чист и не выделяет никаких токсических веществ. Важно и то, что материал может быть подвергнут вторичной переработке и заново пущен в производство. Под воздействием высокой температуры акриловое стекло воспламеняется, но никаких ядовитых газов оно при этом не выпускает. Данные характеристики отвечают современным повышенным требованиям общества к экологической составляющей проектирования, причем это касается не только химического состава материала, но также способа его производства и дальнейшей эксплуатации, включая утилизацию объекта.  

      Благодаря современному производству листовой пластик может быть глянцевым и матовым, иметь гладкую или рифленую поверхности. В зависимости от светопропускания, матовый листовой пластик может быть как полупрозрачный, так и абсолютно непрозрачный. Данные эстетические качества удачно обыграны дизайнером кофейного столика, что повысило его визуальные характеристики.

      Также технические свойства акрила  позволили максимально творчески подойти к созданию формы объекта, физически не ограничивая дизайнера в возможностях.

      Таким образом, благодаря грамотно  подобранному для изготовления материалу, автору объекта удалось добиться наилучшего соотношения «цена-качество», что расширило границы круга потребителей и повлияло на повышенный спрос. В этом моменте отражаются две логических связи: первая - с демократической направленностью датского дизайна, вторая – с повышением популярности, а значит, узнаваемости и авторитетности дизайнера, а соответственно статусности данного объекта.  

Конструкция и способ производства

      Стол только внешне кажется  легким, но по своей конструкции он достаточно прочен и устойчив. К особенности дизайна можно отнести отсутствие традиционного четкого физического разделения составных частей, характерных для стола (столешница, опорные ножки, крепежные элементы): объект является цельной формой, детали которой «перетекают» одна в другую. Таким образом, стол не имеет никаких других опор, кроме самого трех- или четырехмиллиметрового пластика, который подобно скатерти свешивается до пола и формирует собственно ножки-подставки.   Так датский иллюзионист создал не стол без стола, а скорее стол без некоторых подобающих признаков.

      Как говорилось выше, каждый столик изготавливается вручную: при помощи специальной горелки цельным листам акрила придают форму цилиндра, затем одевают получившуюся заготовку на специальную форму и формируют складки скатерти. Термопластичность материала дала возможность уйти от массового производства к ручному, тем самым придав каждому столику индивидуальность и возможность выполнения на заказ, что особо ценится в современном дизайне. Кроме того, ручное производство характерно для ремесленных традиций датского дизайна.

      Объект создает иллюзию, что перед вами обычный круглый столик, на который постелили струящуюся блестящую скатерть и из-за ее длины ножек не видно. На самом деле никаких ножек нет. В этом прослеживается принцип иллюзорности стола. 

Габаритные  размеры

      На сегодняшний день кофейный  столик имеет несколько вариаций:

1. «Illusion», высота 44 см, диаметр 32 см, толщина акрила 3 мм, вес 3 кг;

2. «Grand Illusion», высота 52 см, диаметр 44 см, толщина акрила 4 мм,        вес 4,2 кг;

3. «Ellipse Illusion», высота 42 см, размер эллипса 47х40 см, толщина       акрила 4 мм, вес 4,2 кг;

4. «Tall Illusion», высота 56 см, диаметр 32 см, толщина акрила 4 мм,            вес 4,2 кг;

5. «Mega Illusion», высота 115 см, размер эллипса 56х85 см, толщина      акрила 4 мм, вес 19 кг.

      Благодаря разнообразию стола  в габаритных размерах – от  маленького кофейного до вместительного фуршетного – у потребителя появляется возможность подобрать для своего интерьера именно тот вариант, который подходит для конкретного случая, в зависимости либо от придаваемой функции, либо от площади помещения. 

Информация о работе Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)