Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:50, доклад

Описание работы

Представленный кофейный столик «Illusion side table» был задуман знаменитым датским дизайнером Джоном Брауэром (John Brauer), создавшим этот шедевр для бренда ESSEY в 2005 году. Данная компания стала широко известна после выпуска ставших уже культовыми «мятых» корзин для мусора и таких же стаканчиков под письменные принадлежности. Именно Джон является их автором.

Работа содержит 1 файл

Разбор смыслов вещи.doc

— 690.50 Кб (Скачать)

      В основном выбранные тона  приближены к природным, естественным, что характерно для датского дизайна. С другой стороны, каждый из цветов имеет двоякое, неоднозначное символическое значение, что отсылает нас к его художественному иллюзорному образу, невозможности максимально раскрыть и понять истинный смысл данного предмета в его многозначности.

      В «Illusion table» в основном используются приглушенные, пастельные оттенки упомянутых колеров, которые в отличие от чистых цветов солнечного спектра, не вызывают особых эмоций и не привлекают внимания. В принципе нейтральным называют любой цвет слабой интенсивности, используемый в качестве фона, который призван подчеркивать акценты, архитектурные детали, красивую мебель и т. д. За счет этого стол не выделяется в интерьере, он универсально вписывается в любую предложенную обстановку. Таким образом, в центре внимания становится человек, его деятельность, мысли, чувства и эмоции, объект лишь отражает действительность. Это его качество характерно для экологического подхода в постмодернизме, а, значит, и для датского дизайна.

      Выбор полупрозрачных цветов  материала отлично отражает общую  концепцию стола-«призрака», его  иллюзорность. Что касается наличия вариантов «плотных» оттенков, то, по мнению докладчика, это связано исключительно с повышением коммерческого спроса на данный предмет, увеличением предлагаемого потребителю выбора. Человек имеет право приобретать товары на свой вкус, в соответствии с личными запросами и потребностями.

      Также на  возрастание спроса влияет универсальность стола в применении, что, соответственно, повышает уровень авторитетности дизайнера и статусности вещи, что в свою очередь говорит об актуальности данного объекта, его соответствия современным тенденциям. 
 

7. ЛИЧНОСТНО-АССОЦИАТИВНЫЙ  СМЫСЛ 

      На протяжении всей работы автором не раз была высказана личная точка зрения на тот или иной аспект проектирования. Что касается ассоциации, то с первого взгляда возникает столь очевидный образ стола, накрытого скатертью. Но, если присмотреться повнимательнее, то в воображении возникает множество видений, которые в сумме составляют мистическое, загадочное впечатление от увиденного. Стол кажется последней границей перед переходом в мир нереального, абстрактного, фантазийного.

      Кроме того, возникает ощущение обманки, как будто фокусник взял в руки материю, накрыл ею стол, и в следующую секунду обнаруживается, что он исчез. А, быть может, его вовсе и не существовало? Иллюзия реальности наталкивает на мысль о том, что дизайнер хотел показать всю иронию культа вещей, их мнимую значимость. Поэтому сквозь данный объект так четко будет видна жизнь человека, его деятельность, его душевное и эмоциональное состояние. Стол – это призма, поглядев в которую, можно увидеть самого себя со стороны и заглянуть в самую суть своей души и своего существования.

      Определенно можно говорить о том, что впечатление от объекта осталось весьма неоднозначное, и окончание поисков смыслов не наступит никогда. 
 

8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СМЫСЛ 

      Визуально функциональное назначение выбранного объекта очевидно с первого взгляда, благодаря его простой, но выразительной форме, ассоциирующейся со столом, накрытым скатертью. Это характерно для так называемого функционального символизма. Что касается непосредственно использования в реальной жизни, то возникает противоречие, т.к. по сути, сидеть за таким столом будет достаточно неудобно, а в некоторых случаях физически невозможно. К тому же максимальная нагрузка на этот столик - до 25 кг. Поэтому использоваться предмет может только косвенно – для размещения на нем небольшого количества вещей, скорее всего, имеющих декоративный характер. В этом заключается противопоставление с Датским Функционализмом, который изначально пропагандирует связь формы и функции, пусть даже и в живописном, образном ключе.

      Здесь, с функциональной точки зрения, отсутствует принцип удобства и комфорта для человека. Возможно, это было задумано дизайнером для того, чтобы показать минимальную значимость мира вещей, их материальную иллюзорность в противовес современной политике вещизма, в которой человек уходит на второй план. С другой стороны, предположительно, данный ход был предпринят для того, чтобы вывести человека из нейтрального состояния постоянного оцепенения, взбодрить его эмоциональной шоковой терапией, что часто используется в постмодернизме. На это также действует сама форма и художественный образ стола, полный противоречий и недосказанности.

      Еще один минус необычного предмета мебели – это маркость, с вероятностью в 100% стол будет покрыт жирными отпечатками пальцев уже на второй день. С другой стороны, он легко моется благодаря свойствам материала. Также через некоторое время, скорее всего, предмет покроется большим количеством царапин, избавиться от которых будет достаточно проблематично, поэтому объект требует бережного отношения к себе с целью долгого сохранения своих внешних характеристик.

      Транспортировка столов в массе затруднена, поскольку каждый из них обладает уникальной, неповторимой формой, а, следовательно, требует высоких затрат на защитную упаковку и большой площади для хранения.

      В целом же за счет долговечности  пластика и высокого уровня  ручного производства объект может использоваться на улице и в помещениях, в том числе в детских и лечебных учреждениях.

      Несмотря на существующие недостатки, стол пользуется большим успехом у потребителя, поскольку он эстетически привлекателен, креативен,  полон фантазий и мистики, вызывает незамедлительную положительную реакцию у зрителя, а также подчеркивает статус своего владельца. 
 

9. АКТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ 

      Используя прием оптической иллюзии, дизайнеры сделали обман модным трендом. Искусно нарисовать на стене дверь и заставить гостей поверить, что это настоящий вход в другую комнату, - так развлекались еще в эпоху Возрождения в Европе. Называлась эта техника рисунка тромплей (от франц. «trompe-l'il»), что в переводе значило «обман зрения». И вот теперь настала очередь промдизайна увлечься темой оптических иллюзий. Как оказалось, вещи-розыгрыши, которые не являются тем, чем они есть в действительности, вызывают массу позитивных эмоций и потому пользуются немалым спросом. Тенденция очевидна: обман нынче в моде, а рынок переживает настоящий бум вещей, которые можно описать с помощью выражения «как будто».

      Эмоциональные ценности в дизайне сейчас так же важны, как и функциональность. Потребителю уже нужен не просто удобный стул или красивая люстра. Ему необходимы эмоции. Естественно, положительные. Для производителей это не новость, и поэтому каждый новый продукт на рынке апеллирует не к разуму, а к чувствам потенциального покупателя, вкрадчиво обещая ему радость, счастье, довольство собой, уверенность в завтрашнем дне, любовь, заботу близких и прочий букет позитива. По странному стечению обстоятельств в списке человеческих эмоций, на которые обычно любят «давить» производители мебели, редко встретишь удивление, смех и юмор. Этот пробел решили восполнить дизайнеры, создавая нестандартные вещи, которые напоминают скорее реквизит фокусника, чем обычную мебель. И выяснилось, что желающих оказаться в роли мага-чародея, в квартире которого шкафы сделаны из бумаги, абажур торшера как будто парит в воздухе, а стул балансирует на двух ножках, более чем достаточно.

      Как умелые фокусники, дизайнеры нашли массу способов обмануть зрительное восприятие потребителя. Один из самых распространенных — имитация других материалов, что можно проследить и в «Illusion table», где эффект ткани создается совсем иным по своим физическим свойствам материалом – пластиком. Подделывая материалы, дизайнеры сегодня не забывают о функциональности и практичности своих вещей, активно призывая пользоваться ими в быту. Необычный внешний вид – единственное, что отличает их от мебельных собратьев и является главным достоинством таких предметов. Причем чтобы достичь максимального эффекта неожиданности, дизайнеры, как правило, выбирают в качестве объекта для подделки материал, абсолютно не похожий на то, из чего сделан в действительности предмет. Чем резче получается контраст между тем, на что рассчитывает человек, глядя на вещь, и тем, чем она при ближайшем изучении оказывается, тем сильнее произведенный эффект.

      Еще один популярный прием, который часто используют дизайнеры при изготовлении «обманок»,  - мнимое нарушение закона гравитации. Первое впечатление от вещей из этой серии обычно сродни шоку. «Этого просто не может быть!» - хочется воскликнуть, глядя на висящую в воздухе скатерть с красивыми складками без стола. Поставив такой предмет в гостиной или прихожей, вы точно удивите своих гостей.

      В заключение хотелось бы выразить личное мнение по поводу описанного в докладе подхода к проектированию. Автор считает, что данное направление выбрано абсолютно правильно и с точки зрения дизайнера, и с позиции потребителя. Поскольку возникающие предметы обладают высокими эстетическими характеристиками и функциональностью, несмотря на внешнюю простоту и понятность формы. Они придерживаются экологического принципа в проектировании, который отражается в бережном отношении к природе, в повышенной степени внимания к человеку, как ключевому звену всей системы, в доступности предметов дизайна каждому. В то же время проектировщик обладает самым разнообразным спектром средств художественной выразительности и ограничен лишь полетом своей фантазии.

      Важным моментом является тот  эмоциональный подъем и всплеск мыслей, которые появляются при первом же взгляде на объекты-иллюзии. Этот факт способствует развитию духовного мира человека, т.к. ведомый сильными эмоциональными переживаниями, он стремится к поиску смысла жизни и самого себя. Подобные вещи ценны еще и тем, что наделены душой, что также выражается через их динамичную форму. Они становятся близки человеку, взаимодействуя и, как будто общаясь с ним.

      Таким образом, можно с уверенностью  говорить о том, что за данным  дизайном стоит будущее, поскольку он всегда будет отражать современное состояние и потребности общества на момент создания очередного предмета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)