Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:50, доклад

Описание работы

Представленный кофейный столик «Illusion side table» был задуман знаменитым датским дизайнером Джоном Брауэром (John Brauer), создавшим этот шедевр для бренда ESSEY в 2005 году. Данная компания стала широко известна после выпуска ставших уже культовыми «мятых» корзин для мусора и таких же стаканчиков под письменные принадлежности. Именно Джон является их автором.

Работа содержит 1 файл

Разбор смыслов вещи.doc

— 690.50 Кб (Скачать)

Цвет

      Столик выпускается в семи цветовых решениях: прозрачном, сером, коричневом, перламутровом (у дизайнера этот цвет назван «ледяным»), молочно-белом, черном и ярко-красном. В основном используются пастельные, нейтральные, неброские тона. Можно сказать, что «Illusion» призван не только идеально вписываться в окружающее пространство по цветовой гамме, но, возможно, и вовсе растворяться в ней, не привлекая к себе особого внимания. Такой эффект также обеспечивает использование полупрозрачного, либо вовсе прозрачного пластика. Возникает лишь намек на мебель, а, следовательно, иллюзорность ее материального существования. 

Эксплуатация

      Естественно, «призрачный стол» требует трепетного обращения. Несмотря на прочность акрила, дизайнер не рекомендует нагружать столик грузом весом более 25 килограмм. Добавим, что модели не предназначены для сидения на них. Все-таки листовой акрил толщиной 3-4 мм для этого не подходит - он слишком хрупок, несмотря на некоторую упругость. Также стол нельзя кантовать.

      Стол достаточно легок в эксплуатаци - от загрязнений листовой пластик легко очищается водой, либо специальными химическими средствами благодаря однородности поверхности и отсутствию пор.

      Затруднена транспортировка данного  предмета, т.к. он не штампуемый, а, значит, одна форма не вкладывается в другую. Для каждого объекта необходимо предусматривать отдельную защитную упаковку, что нецелесообразно с точки зрения материальных расходов.

Произведено в Германии 
 

3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ  СМЫСЛ 

      Поскольку стол является творением автора, проектирующего в рамках датского дизайна, то следует обратиться к его специфике.

            Датский дизайн стал всемирно известным понятием, начиная                            с 1950-х, 60-х годов. Он пропагандирует удовлетворение интересов и удобство для пользователя, демократичный подход к жизни, простоту использования, уважение к материалу, достижение незамысловатой, искренней и по-своему элегантной красоты, дизайн, искусство, ремесла и моду доступные для всех. Определение «датский дизайн» подразумевает современные промышленные технологии, объединенные с идеями простоты и функционализма при проектировании архитектурных зданий, создании мебели, домашних предметов, ювелирных украшений, многие из которых со временем становятся предметами искусства и в то же самое время находятся в процессе производства и использования в повседневной жизни.

      Для Дании дизайн - нечто гораздо большее, чем брэнд. Это зеркало датской культуры и сложной истории современного общества, в истоках которого - демократия, вечные ценности и гуманизм. С этой точки зрения датский дизайн - это, прежде всего, форма, вытекающая из функции, практичные вещи и мастерство на мировом уровне. Датский дизайн - чистый дизайн, канонизирующий ручной труд, чтобы сформировать просвещенное государство. Практика, соединяющая отголоски традиций с желанием создавать простые, незамысловатые повседневные предметы, тянется через всю историю датского дизайна. Мебельный дизайн призван свергнуть власть китча и помпезности и утвердить чистый стиль как залог избавления от всего аномального и лживого. В этом смысле датский дизайн сформировался как система, в которой все определяет вкус, как явление, окутанное аурой тайной красоты.

      Датский дизайн трудно описать словами, но он очевиден для восприятия. Его иногда называют Скандинавским минимализмом, но чаще – Датским Функционализмом, с присущими ему открытостью, естественностью и функциональностью. Он далек от твердых геометрических форм международного функционализма, т.к. его специфика заключается в следующем.

      В прошлом датские архитекторы и дизайнеры нередко принимали на вооружение заявление ученого Исаака Ньютона «Если я смог увидеть дальше, чем остальные, то от того, что стоял на плечах гигантов». Поэтому и сегодня характерной чертой датского дизайна является преемственность и связь с традициями и культурой прошлых поколений.

      С древних времен датчане весьма изобретательно относились к материалу, имевшемуся у них под рукой. Поэтому именно дерево - натуральный, природный ресурс - ассоциируется с датским дизайном в первую очередь. Оно особенно ценится проектировщиками за многообразие пород, а соответственно, текстур, цветовых оттенков, свойств, а также за легкость и многовариантность в обработке.

      Датчане уделяют огромное внимание своему дому, считается, что наиболее характерной для них является идея уюта. Это подчеркивается тем, как предметно оборудован и, особенно, освещен интерьер. Используется множество источников света, которые дополняются свечами и топящимся дровами камином. Жилое помещение должно создавать ощущение тепла, мягкости, особого комфорта. Это дело обустройства дома, в котором можно повернуться спиной к холоду, темноте и наслаждаться уютом, сидя у очага.

      Но, поскольку не имеет особого значения, на чьем именно опыте, национальном или иностранном, основываться, то современных датских дизайнеров отличает высокая степень интернационализации, что, в свою очередь, вносит положительный специфический вклад и разнообразие в развитие датского дизайна и культуры. Сущность этого явления заключается в синтезе новейших тенденции с национальными датскими традициями и высокопрофессиональным мастерством с сохранением характерной чистоты линий и форм. Красота здесь не самоцель, а обязательный фактор при проектировании и дизайне, главной задачей которого является свободное пространство, функциональность и удобство для потребителя, интересы которого находятся в центре творческих поисков.

      Сегодня молодые дизайнеры часто обращаются к творениям Вернера Пантона как источнику вдохновения. Они уже не верят в чистый функционализм, проявляя таким способом независимость от традиционного дизайна. Многофункциональность их проектов выдает стремление избежать власти традиций. В этих предметах мебели вместо сугубого рационализма, довлеющего над процессом создания вещи, отражается союз функции с авторской фантазией.

      Из выше сказанного следует, что датский дизайн в XXI веке - это выход за пределы одного государства и преодоление культурной гегемонии. Обстановка вокруг современного датского дизайна неустойчива - она взывает к новым достижениям. На место безапелляционности и социальной однородности приходит возможность сосуществования разных взглядов, сложных, амбивалентных и субъективных. Невозможно вернуться в 50-е - нужно обратиться к будущему и приветствовать новое, поддерживая при этом высокий уровень мастерства и сохраняя ориентацию на потребителя. Это, возможно, единственный способ обратиться к нашему сложному миру и отразить его на эстетическом, эмоциональном и социальном уровнях. Благодаря разнообразию техник и форм окружающий нас мир становится многоликим и открытым для бесконечных интерпретаций.

      В наши дни часто критически настроенный потребитель, предпочитающий индивидуалистический выбор и общее понимание необходимости развития в экологическом «жанре» меняют условия датского дизайна и стимулируют проектировщиков и изготовителей искать новые пути. Новое поколение, тем не менее, по-прежнему характеризуется интересом к несложным формам, превосходным мастерством работы, верой во власть изменить качество жизни с помощью своих творений.

      Передовые дизайнерские компании при выборе новых дизайнеров предпочитают новшество, юмор, оригинальную датскую выразительность. И, хотя датский дизайн в большей степени уже не гомогенное понятие, такое, каким он было в начале, он все еще характеризуется общей перспективой и подходом, которые очевидны в легко узнаваемом выражении и стандартах качества.

      Сегодня дизайну в Дании уделяется больше внимания, чем когда-либо прежде, и современная концепция дизайна расширилась до пределов, немыслимых для проектировщиков прежних поколений. Это развитие происходило вместе с изменениями во всем мире, сопровождаясь новой экономикой, технологиями, требованиями и новыми возможностями. Природа, высокая культура, приверженность традициям, но в то же время постоянное появление инновации, наследственность и гуманизм определяют датский дизайн сегодня, который внес новые грани в общепринятое восприятие дизайна во всем мире. Таким образом, возрождается интерес к датскому мебельному дизайну, и Дания снова выступает как одна из стран, ставящая на повестку дня и определяющая будущее направление его развития.

      Опираясь на все выше сказанное,  можно сделать вывод о том,  что стол «Illusion», если его рассматривать с точки зрения традиционного датского дизайна, нарушает определенные его каноны. А именно: он не является функциональным, т.е. не соответствует девизу «форма следует за функцией», а также выполнен не из дерева или другого природного материала, а из современного пластика. С другой стороны, сохранены простота и понятность формы, ручное изготовление с высоким стандартом качества, а главное – идея уюта и комфорта, что визуально очевидно (стол выполнен в виде скатерти, а значит, материи, ткани, которая ассоциируется с домашней теплотой и посиделками под пледом у камина в душевной компании).

      С позиции современного понимания  датского дизайна можно сказать  следующее: в использованном материале  и способе изготовления четко просматривается связь традиций и актуальных технологий. Выразительная форма изделия выстраивает эмоциональный мост между зрителем и полетом авторской фантазии, что особо актуально на данный момент. Кроме того, благодаря использованию недорогого материала, в жизнь воплощена основная идея датского дизайна в целом о демократичном подходе к жизни и доступности предметов дизайна каждому.

      Следует сказать несколько слов  о создателе данного стола. Джон Брауэр окончил Школу Дизайна и Технологий в Копенгагене, после чего получил научную степень в Датском Технологическом Университете. В течение своей карьеры он работает в сфере коммуникативного, промышленного и графического дизайна для немецких и скандинавских компаний.

      Его оригинальный стиль характеризуется  глубоким отношением к своему  делу и поиском новых возможностей, ценностей, значений и смыслов.  Всю жизнь он путешествует по всему миру, занимаясь исследованиями, работая над проектами, посещая различные страны и составляя подробное представление об их культурах с целью поиска вдохновения для создания новых предметов дизайна.

      Джон Брауэр так рассказывает об идее возникновения                          столика-«призрака»: «Однажды я посетил кафе в Копенгагене, где повсюду были расставлены одинаковые круглые столы, накрытые белыми скатертями. Каждая из них имела квадратную форму и краями ниспадала до пола. Это привлекло мое внимание, и я сфотографировал увиденное. После чего я отправился в мастерскую, показал работникам фотоснимки и осведомился о возможности изготовления такого объекта из пластмассы, на что услышал отрицательное мнение. Но я все-таки продолжил свои поиски, и по завершению нескольких месяцев были готовы первые образцы изделия. Таким образом был создан стол «Illusion», ставший отличным примером Символического Функционализма, который был принят с большим восторгом не только прессой, но и потребителем».

      В последние годы дизайнер  работает с немецкой компанией  «Essey».       Ее стиль можно описать как Символический Функционализм, который основан на концепции использования символов и метафор, подчеркивающих изначальную функцию или внутреннюю сущность объекта. Такой подход позволяет зародить в изделии жизнь, вложить в него душу и особую  индивидуальность для того, чтобы оно могло взаимодействовать и «общаться» с человеком.

      В мире природы форма обозначена  исходной функцией, это определяет сущность нашего естественного мира. В дизайне же форма часто лишь частично отражает свое функциональное назначение. Поэтому данная компания задается вопросом «Сколько еще мы будем, глядя на вещь, удивленно не понимать, что же это такое? Или как этим пользоваться, для чего это нужно?». Отсюда возникает мысль о том, что дизайн не всегда находится в состоянии гармонии с окружающим миром природы, и это несоответствие должно быть устранено.

      В надежде «Essey» обратилась к Джону Брауэру, который солидарно с ней считает, что функция должна быть отображена в естественной форме предмета дизайна. Этот создатель на данный момент является центральным звеном компании и «сердцем» ее философии дизайна.

      Таким образом, естественная форма  стола, не вымышленная, а взятая из реального мира, ясно дает представление о функциональном назначении предмета. В то же время объект является очень символичным, в нем просматривается лишь намек на предмет, его визуальные очертания, что связано с художественным образом «иллюзии», заложенным самим автором. Это еще раз подчеркивает принадлежность стола к так называемому «символическому функционализму», а значит, предмет спроектирован в рамках стиля не только самого автора, но и философии всей компании.  
 

4. ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫЙ СМЫСЛ 

      С уверенностью можно говорить  о том, что данный объект  был спроектирован в русле современного постмодернизма. На это указывает ряд следующих признаков.

      Во-первых, одна из основных постмодернистских идей – это демократизация культуры, снижение верховных ценностей, отказ от высших идеалов, которые в свое время были привлекательными для творцов модернистского искусства. В свою очередь, это является одним из главных канонов датского дизайна – доступность предметов для каждого. Отсюда и использование дешевых материалов для изготовления предметов дизайна, в данном случае – акрила, который к тому же не требует особых затрат на процесс формования и обработки.

Информация о работе Разбор смыслов вещи. Illusion side table, Джон Брауэр (John Brauer)