Актер в различных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Искусство актера – это искусство создания сценических образов. Исполняя определенную роль в одном из видов сценического искусства (драматическом, оперном, балетном, эстрадном и т.д.), актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле, эстрадном номере и т.п.

Содержание

Введение
1. Система К.С. Станиславского как основа воспитания актёра
2. Театральная система В. Немировича - Данченко
3. Техника актерского искусство Михаила Чехова

Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 48.42 Кб (Скачать)

     Искусство — это отражение и познание жизни. Если хотите в своем творчестве приблизиться к таким гениям, как  Шекспир, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Толстой, Чехов — изучите естественные законы жизни и природы, которым  они непроизвольно, случайно подчиняли  свою жизнь и творчество, учитесь  применять эти законы на своей  собственной практике. На этом, в  сущности, и построена система  Станиславского. 

  1. Театральная система В. Немировича - Данченко

   В.И. Немирович - Данченко русский советский режиссер, театральный, деятель, писатель, драматург. Народный артист СССР (1936). Совместно с К.С. Станиславским был основателем и руководителем Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького. 

   Родился в семье военного. Детство провел в Тифлисе. С юных лет проявлял большой интерес к театру, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Позднее, занимаясь на физико-математическом факультете Московского университета (1876-79), продолжал глубоко интересоваться театром. Театральные воззрения Немировича-Данченко складывались под влиянием эстетики русских революционных демократов, А. Н. Островского, а также под непосредственным воздействием реалистического искусства крупнейших актеров московского Малого театра - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, О. О. Садовской, А. П. Ленского и др. 

   В 1877 развертывается деятельность Немировича-Данченко, как театрального критика (статьи и обзоры в журналах "Будильник", "Артист", газетах "Русский курьер", "Новости дня" и др. под псевдонимами Вл., Владь, Гобой, Нике и Кикс, и др.). Немирович-Данченко защищал реалистические традиции русской сцены, выступал против идейного застоя, преобладания внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, тесную связь театра с передовой литературой. В своих блестящих по форме статьях Немирович-Данченко обнаружил тонкое понимание актерского искусства и драматургии; подробно анализируя игру выдающихся современных актеров, он настойчиво выдвигал требование многоплановых сценических образов, резко протестовал против рутинных приемов игры, ставил вопрос об интеллигентности актера. Он глубоко ощущал оторванность театра от современности, от запросов демократического зрителя и не раз обращался в дирекцию императорских театров с проектами реформ. Уже тогда его увлекала идея создания общедоступного театра, обновления театра через драматургическую школу.

   В эти же годы Немирович -Данченко выступает и как писатель (первый рассказ "На почтовой станции", 1881). Он был автором многих повестей, романов (наиболее известны "На литературных хлебах", 1890, изд. 1891, "Губернаторская ревизия", опубликовано в 1895) и пьес ("Последняя воля", 1888, "Новое дело", 1890, "Золото", 1895, "Цена жизни", 1896, "В мечтах", 1901). В своих произведениях Немирович-Данченко рисовал главным образом жизнь русской интеллигенции и ее трагедию в условиях буржуазного общества. Драмы его пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах с участием Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и др., а также в провинции.

   Участвуя  в постановках своих пьес в  Малом театре, Немирович-Данченко имел возможность еще глубже ощутить необходимость творческих преобразований в области сценического искусства. Первоначальный путь к этому он видел в педагогической деятельности, в подготовке молодых актеров, свободных от сценических штампов, способных чутко прислушиваться к запросам жизни и новым явлениям в драматургии.

   В 1891-1901 Немирович-Данченко вел преподавательскую работу в драматическом отделении Муыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В своей педагогической работе Немирович-Данченко стремился к раскрытию индивидуальных качеств учащихся, требовал от них проникновения в идейную сущность и стилистику пьес. 

   Заинтересованный  режиссерской деятельностью К. Станиславского в руководимом им Обществе искусства  и литературы, Немирович-Данченко обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы русского театра. Результатом их встречи явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (так вначале назывался МХАТ). В тесном содружестве со Станиславским Немирович-Данченко осуществлял творческое и организационное руководство МХТ; будучи "заведующим репертуаром", он определил идейно-репертуарную линию театра, сразу же придав ей ярко выраженное передовое, демократическое направление. 

   Немирович-Данченко осуществил вместе со Станиславским постановку пьесы Горького "На дне" (1902) и всех пьес Чехова (самостоятельно он поставил "Иванова", 1904), с предельной зоркостью вскрывая сущность произведений, увлекая актеров блестящим психологическим анализом образов, тонкостью режиссерских приемов. 

   Под руководством Немировича-Данченко происходит реорганизация МХАТа. Он помог обновлению труппы МХАТа, привлек в нее молодых актеров и способствовал решительному сближению театра с советской действительностью.Немирович-Данченко осуществил ряд постановок, имевших принципиальное значение в развитии советского театра, деятельно работал с драматургами над созданием современного сов. репертуара. Им были поставлены спектакли: "Пугачевщина" Тренева (1925), явившийся первым обращением МХАТа к историко-революционной теме, "Блокада" Вс. Иванова (1929), "Половчанские сады" Леонова (1939). Борясь с мелким бытовизмом, добиваясь широкого обобщения явлений, он находил особые приемы для каждого спектакля (так, напр., спектакль "Блокада" был решен как патетическая современная трагедия).  
 
Одной из значительнейших работ Немирович-Данченко был спектакль "
Любовь Яровая" (1936) -многокрасочное историческое полотно, в котором режиссер стремился дать синтез политической идеи с ярким художественным изображением. Именно в эти годы режиссура Немировича-Данченко получила окончательную стройную завершенность, приобрела четкую идейную и художественную целеустремленность, уверенность психологической разработки образов, точность формы. Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание стиля автора, блестящее умение работать с актером.  
 
Для теории и практики театра чрезвычайно важно разработанное Немировичем-Данченко учение о синтезе "трех восприятии" (
социального, психологического и театрального, в слитности которых он видел непреложное условие подлинного творчества), о "втором плане сценической жизни актера" и о "зерне" образа (близкое учению о "сверхзадаче" Станиславского), о "мужественной простоте" и о "физическом самочувствии" и т. д. Немирович-Данченко внес большой вклад в искусство современного театра своим истолкованием крупнейших произведений русской классической литературы: инсценировки романов Л. Н. Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), "Гроза" (1934). Исчерпывающе выявив философскую и политическую сущность пьесы, Немирович-Данченко показал атмосферу нарастания революционногодвижения в канун 1905, помог актерам создать социально насыщенные, художественно завершенные образы.  
 
Последней работой Немировича-Данченко явилась постановка пьесы 
Погодина "Кремлевские куранты" (1942, Гос. пр. СССР, 1943), в которой впервые на сцене МХАТа был выведен образ Ленина (исполнил - А. Н. Грибов). Важное значение имела деятельность Немировича-Данченко в области музыкального театра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. во многом экспериментальный, подлинно новаторский Характер. Немирович-Данченко добивался гармонии всех элементов сценического произведения, внутреннего единства всего видимого и слышимого, обусловленного музыкой. Он решительно разрушал оперные штампы, ожесточенно боролся со сценической и муз. рутиной, воспитывал актера, в равной мере владеющего драматическим и вокальным мастерством ("поющего актера"). 
 
В своих постановках он разрабатывал различные формы музыкального спектакля, по-новому и смело решая важнейшие принципиальные вопросы оперного искусства (напр., разнообразное понимание хора). Начав с работы над 
комическимиоперами "Дочь Анго" Лекока (1920), осуществленной в стиле французской гравюры, и "Перикола" Оффенбаха (1922), поставленной как "мелодрама-буфф", Немирович-Данченко обратился затем к "Лизи-страте" Аристофана (1923), которую трактовал как народную сатирическую комедию с музыкой, впервые широко, действенно использовав вращающуюся сцену.Немирович-Данченко обновлял в ряде случаев драматургическую основу опер.  
 
В спектакле "Карменсита и солдат" на музыку оперы Визе "Кармен" (1924), подчеркивая преимущественно трагичный характер музыки и порой оттесняя или своеобразно интерпретируя мажорную ее сторону, он стремился приблизить оперное либретто к новелле П. Меримо. Осуществляя постановку "Травиаты" Верди (1934, либретто В. 
Инбер),Немирович-Данченко резко противопоставил хор (истолкованный им как "высшее общество" эпохи) трагической любви актрисы Виолетты. В течение некоторого времени Немирович-Данченко пробовал решить проблему современной оперы на материале произведений западных композиторов 20 в. (как, например, "Джонни" Кшенека, 1929), но его творческий метод пришел в непримиримое противоречие с их формалистической музыкой. Основную задачу театра Немирович-Данченковидел в создании современной оперы.  
 
В числе его постановок: "
Северный ветер" Книппера (1930, трагедия на музыке, на либретто Киршона по пьесе "Город ветров") и "Катерина Измай-лова" Шостаковича (1934), в которой он подчеркивал трагическую сущность музыки композитора. Замыслы Немировича-Данченко наиболее полное выражение получили в постановках "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и в особенности "В бурю" Хренникова (1939), в которых он дал образцы поэтических реалистических оперных спектаклей, проникнутых идеями революционного гуманизма; литературные и музыкальные образы раскрывались режиссером в их органичном единстве.  
 
До последних дней жизни Немирович-Данченко возглавлял 
Московский Художественный театр. Совместная деятельность К. С. Станиславского и Немировича-Данченко сыграла решающую роль в развитии русского предреволюционном и современного театра. Станиславский и Немирович-Данченко создали театр, оказавший огромное влияние на развитие сов. и мирового искусства. В духе их творческих принципов воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Немирович-Данченко был инициатором организации. При МХАТе школы-студии, ныне носящей его имя. За постановку спектакля "Кремлевские куранты" и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (в 1942 и 1943) удостоен Государственной премии СССР.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Техника актерского искусство  Михаила Чехова

   Мерилин Монро, Юл Бриннер, Грегори Пек, Энтони Куинн, Пол Роджерс, а также Ли Страсберг со своими учениками: Робертом де Ниро, Аль Пачино, Харви Кейтелем… Что между ними общего, кроме, конечно, таланта и популярности? Все они учились актёрскому мастерству у великого русского актёра Михаила Чехова (как Моноро и Бринер) или же по его системе (как многие ученики Страсберга). В некотором смысле, американская актёрская школа насквозь - русская.

   Михаил  Александрович Чехов (Петербург, 1891 – Лос-Анджелес, 1955), племянник Антона Чехова, ученик Константина Станиславского, играл в Первой студии Московского Художественного театра (МХТ) с 1912 года, был ее директором с 1922 года и директором МХАТ-2 (1924-1928 гг.). В 1928 году Чехов эмигрировал из России, как оказалось, навсегда. Сложнейшие причины его отъезда выясняются только теперь; связаны они с политикой “укрощения искусства” сталинского периода, и с поисками нового театра, основанного на антропософии. В 1928-1938 гг. Чехов работал в Европе (Германия, Франция, Латвия, Литва, Англия), а в 1938-1955 гг. – в Соединенных Штатах.

   Творчество Чехова представлено в виде двух отдельных этапов – московского и зарубежного.

   Если  говорить, о жизни Михаила Чехова в России, то здесь можно выделить два периода. Первый период работы в Первой студии в 1912-1917 гг., актерский успех, школа Станиславского и занятия с Вахтанговым. Второй – после духовного кризиса – 1918-1928 гг.: студийные эксперименты с новой техникой актерского искусства, большие роли в постановках Станиславского и Вахтангова, руководство МХАТ-2, отъезд в 1928 г.

   Ко  времени отъезда из России у Чехова сложилась довольно стройная система  “новой актерской игры”.

   За  границей Чехов называл своими учителями  Станиславского, Сулержицкого и Вахтангова. Тема «Чехов - ученик и оппонент Станиславского»  интересовала и современников Чехова и позднейших исследователей его  творчества. Современники называли Чехова самым блестящим из учеников Станиславского. В 1915г. Чехов говорил о молодежи Первой студии: «Мы представляем собой собрание верующих в религию Станиславского...». Интерес к вопросам актерской техники возник у Чехова еще со времени его знакомства с системой Станиславского. Чехов отличался особенно увлеченным интересом к экспериментам Первой студии, возможно, потому, что его актерская природа была созвучна «системе». Станиславский говорил молодым актерам МХТ: «Изучайте систему по Мише Чехову, все, чему я учу вас, заключено в его творческой индивидуальности. Он - могучий талант, и нет такой задачи, которую он не сумел бы на сцене выполнить».

   Чехов указывал на многообразные возбудители  творческой природы актера. В своей  студии Чехов уделял огромное внимание проблеме атмосферы. Мысли и практическая деятельность Чехова по развитию понятия «атмосфера» представляют большой и оригинальный вклад в педагогику. Чехов рассматривает атмосферу как средство, способствующее созданию целостного образа спектакля, и как технологию создания роли. Студийцы выполняли множество упражнений и этюдов, чтобы понять, что такое атмосфера. Слову «атмосфера» Михаил Чехов придал более точный терминологический смысл. Теория атмосферы Чехова-актера возникает, прежде всего, как результат осмысления художественных принципов Чехова-драматурга. «Атмосфера для М. Чехова оказывается мостиком из жизни в искусство (и обратно),— пишет Сухих.— Главное свойство атмосферы — способность разнообразных трансформаций внешнего сюжета, создание необходимого подтекста».

   В переломные для Чехова годы (1920—1922) его собственные поиски и влияние  принципов условности и театральности  режиссуры Вахтангова привели его  к новым ориентирам в творчестве. Именно в этот период у Чехова сформировались те мысли об искусстве, которые сыграли  решающую роль в его отходе от идей Станиславского, считает Кнебель  и заявляет: «От Станиславского он „отворачивался"». Разногласия между  Станиславским и Чеховым в  сфере теории актерского творчества носили весьма принципиальный характер; о них написал и сам Чехов  и его ученики. Очень хорошо эти разногласия проанализированы в книге Марии Кнебель. «Одним из наиболее непоследовательных учеников Станиславского» называл Чехова Марков, указывая на то, что методы работы с актером у Чехова и Станиславского во многом непохожи. Чехов выдвинул свое понимание сценического образа, во многом отличное от учения Станиславского. Одним из существенных положений новой техники репетиций Чехова была «теория имитации». Она заключалась в том, что актер сначала строил свой образ исключительно в воображении, а затем старался имитировать его внутренние и внешние качества. В своем «Ответе на анкету по психологии актерского творчества» (1923 г.) на вопрос: «Служат ли жизненное событие или собственные переживания материалом для актерской работы?» Чехов писал: «Если это событие не слишком свежо. Если оно выступает в сознании как воспоминание, а не как непосредственно переживаемое в данную минуту. Если оно может быть оценено мной объективно. Все, что еще находится в сфере эгоизма, непригодно для работы». Именно в индивидуальном переживании артиста Чехов видел коренное противоречие актерской профессии.

Информация о работе Актер в различных системах