Архитектоника как искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Не секрет, что значительная часть современных материалов, с которыми имеет дело дизайнер - это плоские материалы. Безусловно, стоит снова обратить внимание профессиональных дизайнеров, специалистов в области образования, людей, занятых осмыслением современных проблем дизайна, к творческим возможностям бумагопластики.

Содержание

Введение …………………………………………………….....................................4
1 Общие сведения об архитектонике
1.1. Архитектоника в системе искусств……………………………………………7
2 Анализ тектонической организации костюма
2.1 Мода и архитектура…………………………………………………………… ..9 2.1.1 Анализ стилевой связи между костюмом и архитектурой в историческом аспекте………………………………………………………………………………13
2.2 Игра с природой………………………………………………………………...23
2.2.1 Анализ объемно-пространственной структуры костюма с использованием природных форм……………………………………………………………………27
3 Разработка дизайн проекта
3.1 Выбор источника творчества…………………………………………………..33
3.2 Разработка фор-эскизов к творческой коллекции……………………………43
3.3 Разработка объемно-пространственной композиции коллекции женской одежды младшей возрастной группы с использованием метода бумагопластики……………………………………………………………………..43
Заключение ……………………………………………………………………….46
Список используемых источников…………………………………………… 47

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по архитектонике.doc

— 7.08 Мб (Скачать)

 

Пояснительная записка

к курсовой работе по дисциплине

«Архитектоника объемных форм»

на тему

«Разработка объемно-пространственной композиции коллекции моделей женской  одежды младшей возрастной группы с использованием метода бумагопластики»

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………….....................................4

1 Общие сведения об архитектонике

    1. Архитектоника в системе искусств……………………………………………7

2 Анализ тектонической  организации костюма

2.1 Мода и архитектура…………………………………………………………… ..9 2.1.1 Анализ стилевой связи между костюмом и архитектурой в историческом аспекте………………………………………………………………………………13

2.2 Игра с природой………………………………………………………………...23

2.2.1 Анализ объемно-пространственной  структуры костюма с использованием природных форм……………………………………………………………………27

3 Разработка дизайн проекта

3.1 Выбор источника  творчества…………………………………………………..33

3.2 Разработка фор-эскизов  к творческой коллекции……………………………43

3.3  Разработка объемно-пространственной  композиции коллекции женской одежды младшей возрастной группы с использованием метода бумагопластики……………………………………………………………………..43

Заключение  ……………………………………………………………………….46

Список используемых источников……………………………………………  47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике. И хотя в 70-80-е годы издавались книги и учебные пособия, публиковались статьи, в них, как правило, затрагивались лишь изолированные аспекты данной темы. В целом же к теме бумагопластики в нашей стране не обращались уже долгое время. Исключение составляет пропаганда оригами, являющаяся по существу лишь небольшой частью культурного и проектного опыта в этой области.

Не секрет, что значительная часть современных материалов, с которыми имеет дело дизайнер - это плоские материалы. Безусловно, стоит снова обратить внимание профессиональных дизайнеров, специалистов в области образования, людей, занятых осмыслением современных проблем дизайна, к творческим возможностям бумагопластики.

Бумагопластика отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей. Сами композиции становятся не просто образцами бумагопластики, но и аналитическим материалом. Это своеобразный современный «дизайнерский фольклор», тайны и приемы, которого передаются непосредственно в процессе живой работы и являются формотворческим багажом художественных лабораторий.

Бумагопластика сегодня является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан. Мировая культура бумагопластики накопила значительный арсенал методов и средств трансформации бумажной плоскости: это и складки, и разрезы, и различные виды склеивания.

Бумажные конструкции имеют  особую логику формообразования, 
базирующуюся на принципах трансформации листа. Исходя из этой логики, 
происходят конструирование объема, формирование тектоники конструкций, 
нахождение особой образности в бумагопластике. Лаконичная, четкая гео- метрия, привычная для бумажных конструкций, казалось бы, накладывает 
определенный визуальный отпечаток на объекты бумагопластики. Однако 
своего рода жесткость в ограничении изобразительных возможностей, услов- ность, отсутствие натурализма - ценностные качества бумажных конструкций. Криволинейные формы - изгибающаяся плоскость, контур сложной 
кривизны для плоских фигур - расширяют палитру выразительности в бума- гопластике. Также важной чертой бумажных конструкций является то, что они позволяют формировать пустотелый объем с помощью создания оболочки, что отвечает современному экономически оправданному принципу дизайна: минимум средств, максимум эффекта.

Бумагопластика как система  средств художественной выразительности 
предполагает широкие возможности для освоения и демонстрации основ 
формальной композиции. Бумагопластика является интеллектуальным активом художественного моделирования, позволяющим находить яркие композиционные решения. Освоение формообразования из бумаги предполагает развитый уровень абстрактного мышления, который необходим в художественном творчестве /37/.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общие сведения об архитектонике

 

 

Понятие «архитектоника» (от греч. – строительное искусство) в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Главная закономерность архитектоники – всесторонние единство формы и содержания. Архитектоника выявляется в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, цветовом строе произведения. Архитектоническая связь элементов формы является основным выразительным средством.

Структуру художественного  произведения можно рассматривать  в нескольких взаимосвязанных аспектах – тектоника, композиция и выразительность. Тектоника выражает особенности взаимного расположения частей целого, соотношение форм и пропорций. Тектоника – это зримое отражение в форме конструкции свойств материала, логики их работы. Через пластику формы выражаются такие свойства конструкции, как прочность, устойчивость, равновесие, направленность движения, выявляется соотношение частей. Четкая и логичная тектоника обеспечивает правдивость формы, дает правильное представление о назначении предмета, особенностях технологии его изготовления и свойствах материала.

Самые общие принципы формообразования тектонических систем костюма те же, что и других объектов среды. Костюм можно рассматривать  как объемную форму, внутреннее пространство которой обеспечивает комфорт для  жизнедеятельности человека. Сходство общих принципов формообразования костюма с архитектурой выражается в образно-ассоциативном проявлении внешней формы. Часто используются определения «монументальный», «монолитный» костюм для подчеркивания укрупненности форм, лаконичности их решения, что достигается использованием тяжелых тканей спокойных цветов и простотой конструкции. Характер тектоники костюма проявляется в тесной связи с тектоникой решения архитектуры и других объектов материальной среды.

 

1.1 Архитектоника в системе искусств

 

Понятие архитектоники широко применяется в различных видах искусства. Так, например, в литературе и в музыке этим термином обозначают построение произведения как единого целого, взаимосвязь составляющих его частей и элементов, определяемых идеей произведения. Архитектоника включает соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов, образующих художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и деление его на части, та или иная последовательность, группировка элементов. Приемы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля и вместе с ним являются социально обусловленными. В пределах одного стиля приемы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра; каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции. Понятием «композиция» в искусствоведении, в живописи и архитектуре обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое.

Все архитектонические  искусства бифункциональны: выполняют утилитарную и художественную функции, причем при оценке эстетических качеств произведений прикладного и промышленного искусства решающее значение имеет их выраженная функциональность. Так, например, в середине XIX века в европейских странах сложилась кризисная ситуация в области эстетики формообразования предметного мира, на которую повлияли упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой предметов, несоответствие процессов жизнедеятельности общества и выпускаемой продукции, повторение устаревших форм в новых изделиях. Возникла необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах.

Обязательным  свойством архитектонических изделий  высокого эстетического уровня является их оригинальность. Форма нового изделия должна иметь свой, индивидуальный неповторимый облик. Задачи композиции каждый раз должны решаться заново, так как много раз виденные решения воспринимаются как неудачные, устаревшие. С другой стороны, необычность решения не должна переходить в неопределенность, в нарушение информативности, правдивости формы. Композиционное решение разрабатывается с учетом развития моды и несколько опережает моду, тем самым, воспитывая вкусы потребителей. Архитектура, изобразительное и прикладное искусство ХХ века восприняли все величие прошлого и на основе его достижений создали свои традиции. В основе всех проектов ХХ – нач. XXI вв. заложена одна идея формы – идея динамического преодоления силы земного притяжения, тяжести предмета, статичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ тектонической организации костюма

2.1 Мода и архитектура

 

 

Архитектура (лат. architectura, гр. аrchi – главный и tektos – строить, возводить) – зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формируя окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах: представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Архитектор заботится о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений, конструктивные технические системы, художественный строй архитектурных сооружений. В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций. Современный уровень развития техники, позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т.п.

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).

Архитектура и мода не только питаются одними и теми же идеями, они даже используют профессиональные одинаковые термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Вопросы единого  подхода в постановке творческой задачи и взаимосвязи проектной деятельности архитекторов и дизайнеров одежды интересуют искусствоведов мира и постоянно рассматриваются на страницах различных изданий. Так, например, в статье «Строение тела» Alessandra Paudice (Vogue № 3, март 2002.) приведены слова Тома Форда: «И одежда, и здания – оболочка, в которой живет человек». Архитектура рассматривается как макрокосмос, жизненное пространство. Мода – микрокосмос, вторая кожа, которую человек может выбрать себе сам. Архитектурное сооружение защищает человека от внешнего мира. Одежда помогает сохранить наш внутренний мир. Первым архитектуру с одеждой сравнил римский архитектор Витрувий, живший во времена императора Августа. В своем трактате «Об архитектуре» он писал: «От красоты обнаженного тела мы переходим к колоннам толщиной в одну восьмую их роста; там, где у человека ноги, – у колонны основание. Капитель похожа на человеческую голову с кудрями, она украшена витиеватым орнаментом, как венок из фруктов украшает прическу. Флюты, прочерчивающие тело колонны, похожи на ниспадающие складки ткани».

Диалог моды и архитектуры  достиг своего расцвета в конце XIX – начале XX веков, во времена модерна, а затем ар - деко. Архитекторы того времени – Петер Беренс, Анри ван де Велде и Фрэнк Ллойд Райт – экспериментировали с дизайном женской одежды. Это была эпоха простых форм, лишенных декора зданий с открытыми планами и текучими пространствами. Этот стиль отразился в моде благодаря Полю Пуаре. Он освободил женщин от корсета, а позднее одел в брюки и ампирные платья, которые давали свободу движениям.

Одним из первых архитекторов в моде был Чарльз Джеймс (1906–1978), который ввел в моду стеганые атласные пальто – прототип современных дутых вещей. Ив Сен Лоран, Тьерри Мюглер и Аззедин Алайя признавались, что именно у него они учились архитектурному подходу к одежде. Архитектор по образованию, один из ключевых дизайнеров 60-х Пако Рабанн известен своими экспериментами с нетипичными для моды материалами – бумагой, пластиком и металлом. Вместо ножниц, иголок и ниток он использовал плоскогубцы, отвертки и молотки. Тем не менее, все эти непластичные материалы, подобно тканям, повторяли линии тела. Выпускника Миланского политехнического института Джанфранко Ферре часто сравнивают с выдающимся архитектором начала XX века Фрэнком Ллойдом Райтом. Он всегда славился своими точными объемами и совершенными формами, а его знаменитые сорочки кажутся не сшитыми, а макетированными из хрустящей белой бумаги. Архитектурное прошлое иногда помогает создавать не монументальную, а очень практичную и удобную одежду. Дизайнер югославского происхождения Зоран, одевавший Изабеллу Росселлини, своим доведенным до крайности минимализмом напоминает основоположника этого движения в архитектуре Джона Поусона. Он прячет от глаз даже такие необходимые детали, как пуговицы, швы и «молнии». В великих произведениях портновского искусства торжественность архитектурного сооружения соседствует с эфемерностью и легкостью моды. Увлечение архитекторов модой доведено до логического завершения, проектирование одежды становится основным делом их жизни, архитектурное образование позволяет специалистам возглавлять производство одежды, и смело экспериментировать с новыми материалами.

Информация о работе Архитектоника как искусство