Архитектура и искусство Казани

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:15, сочинение

Описание работы

Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России. Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она отличается от других городов. Нам не кажутся необычными ни стройность башни Сююмбике, ни многоцветность Петропавловского собора, ни арабесковые орнаменты кованых решеток, ни узорочье домов Татарской слободы.

Работа содержит 1 файл

Архитектура и искусство Казани.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Сообщение на тему:

Архитектура и искусство Казани.

  «Архитектура Казани»

Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России. Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она отличается от других городов. Нам не кажутся необычными ни стройность башни Сююмбике, ни многоцветность Петропавловского собора, ни арабесковые орнаменты кованых решеток, ни узорочье домов Татарской слободы.

Мало найдется городов, равных Казани по единству своего образа, сохранивших столетние традиции российского и тысячелетние - местного зодчества: булгарского, золотоордынского,татарского.  
Волго-Камье издревле является стратегическим перекрестком, где встретились Восток и Запад, сплелись интересы многих цивилизаций, сосуществовали многие культурные традиции и конфессии. 
Российская архитектура богата и сложна, она вобрала в себя так много нерусского, в том числе и татарского! Примерами тому - чисто мусульманские детали в оформлении официальных въездов в административный центр Казанской губернии - на башнях Спасской и Сююмбике, Казанского Кремля, их образные черты, почерпнутые из булгарской и татарской традиций. Это было сделано сознательно и намеренно, дабы подчеркнуть факт единения всех народов края под властью московского царя. А "магометанские" маковки Благовещенского собора, многоцветность стен собора Петра и Павла, роднящая его с татарской и среднеазиатской полихромной традицией! Одни и те же символические мотивы украшают колокольню Богоявленской церкви и минарет Азимовской мечети, а декор мечетей Марджани и Апанаева сближает их как с памятниками Стамбула, так и с церковной архитектурой Казани XVIII века.

На всей Волге нет  более выгодного места для  того, чтобы, "оседлав" великую  реку, контролировать любое продвижение  по ее руслу или вдоль берегов. Именно здесь, где река делает резкий поворот на юг, а сплошные леса переходят в ковыльную степь, в X - начале XI вв. появился город Керман (с XIV века - Казан), укрепленный форпост на северных окраинах Булгарского государства.

Средневековые рисунки донесли до нас образ необычайно своеобразной, ни на что не похожей Казани. На них можно увидеть многочисленные остроконечные башни-минареты, величественный белокаменный укрепленный дворец казанского хана, многокупольные каменные бани и многобашенную мечеть - прообраз будущего храма Василия Блаженного в Москве, памятника, сооруженного в честь захвата русскими Казани. Археологические исследования вскрывают многочисленные остатки срубных построек, белокаменные фундаменты мавзолеев и мечетей, изразцовые и гипсовые облицовочные детали зданий.

Развиваясь на границах мусульманского мира, болгаро-казанская  архитектура являла собою северную ветвь средневекового мусульманского зодчества. Время не пощадило средневековые  постройки татарской столицы: до нас не дошло ни одно здание того периода, кроме некоторых башен Кремля.

Русская дореволюционная  Казань предстает перед нами вереницей  ярко расцвеченных стройных колоколен, блистающих на солнце голубых, зеленых, золоченых шатров и маковок, парящих  над бесчисленными деревянными и каменными домами в зелени садов и парков. Среди них сияли белизной стены и колоннады общественных зданий, резиденций губернских властей, учебных заведений. Словно мачты кораблей, взметались над городом башни и колокольни Кремля, окруженные цепочкой крепостных стен. Как бы дополняя этот образ, десятки колоколен и минаретов нижнего города отражались в зеркалах Казанки и Кабана, складывая неповторимый силуэт цветущей губернской столицы. 
До настоящего времени сохранили архитектурный облик середины XIX века торговые улицы Большая Проломная (ул.Баумана), Воскресенская (ул.Кремлевская), Московская (ул.Кирова), Татарская (ул.Парижской Коммуны) и другие, застроенные двух-, трехэтажными зданиями с жилыми помещениями на верхних этажах и неизменными магазинами внизу. Средоточием финансовой и деловой жизни города являлась улица Банковская (Джалиля) с прилегающими кварталами, где были сконцентрированы специализированные здания банковских правлений, частично выполняющие свои функции и по настоящее время (Крестьянский банк, Купеческий банк).

Центром деловой и  общественной жизни татарской части  города был Сенной базар, сформировавшийся как большой и сложный архитектурный  организм вокруг базарной площади по всем правилам традиционного восточного общественно-торгового центра XVIII-XIX вв. Здесь, вокруг Сенной мечети, группировались доходные дома с магазинами и караван-сараи, торговые и ремесленные лавки, бани, закусочные, типографии и издательства, театр и т.д.

Советская власть снесла колокольни и минареты, прорубила  широкие парадные проспекты через когда-то живописные деревянные кварталы, насыпала многокилометровые дамбы, украсила город садами, скверами, памятниками героям и писателям. На месте засыпанных болот и оврагов появились обширные "спальные" районы (Соцгород, Дербышки, Жилплощадка, Танкодром, 39-й квартал, Горки, Азино и др.); в центре города, сохранявшем облик прошлого столетия, к концу XX века из гущи узорчатых купеческих кирпичных домов все в большем количестве начали "прорастать" уродливые кристаллы новых административных и учебных зданий.

Процесс суверенизации  Татарстана всколыхнул творческую мысль  архитекторов. Массовое жилое строительство  обрело формы разнообразные, в том  числе и отражающие тысячелетние местные традиции; силуэт Казани заиграл  многочисленными остроконечными голубыми башенками и зелеными куполами. Забурлила жизнь на казанском "броде" - улице Баумана, появились новые монументы в честь знатных казанцев: Урманче, Шаляпина, Фукса. Вновь поднялись когда-то разрушенные многочисленные минареты и колокольни, безликие районы новостроек украсились силуэтами мечетей. 
 
Центр Кремля увенчала гордость казанцев - многоминаретная красавица-мечеть Кул-Шариф. 
Сегодняшняя Казань хранит в своем облике воспоминания о тысяче лет своей истории. Органично сочетаются в ее силуэте маковки древних Благовещенского и Петропавловского соборов и белоснежные минареты Кул-Шарифа. Под охраной государства находится 759 памятников истории и культуры: седой тысячелетний Кремль и красавец-университет, готовящийся отметить в 2004 году свое 200-летие, дом Михляева-Дряблова, который посещал Петр I, и построенная с личного разрешения Екатерины II мечеть Марджани.

Вечным напоминанием о бренности жизни стоит посреди  глади Казанки монументальная часовня  над курганом, где похоронены 53 тысячи воинов Ивана Грозного, пришедших под стены татарской столицы. А на Кремлевском холме ставится монумент, увековечивающий память ее защитников. На всегда шумной улице Баумана вы увидите и старинные церкви, и закусочную "Макдоналдс", и серую громаду Дома печати, и изящную Русалку посреди фонтана, и часы-минарет, покрытые арабской вязью.

Казань на пороге нового тысячелетия и своего дня рождения меняется на глазах. Каждый, кто хоть однажды посетил Казань, по-своему открывает для себя сокровенную  суть и очарование волжской красавицы, города, который является сплавом великого исторического прошлого, славного настоящего и прекрасного будущего.

«Казанский  Кремль»

Казанский Кремль - один из красивейших архитектурных ансамблей  России. Его стены и башни помнят еще булгарских князей, воинов Чингис-хана, ханов Золотой Орды, русских царей. Уже издали, с просторов Волги, виден на фоне неба затейливый силуэт древней казанской цитадели, раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Именно сюда пришли в том далеком двенадцатом столетии булгарские строители, именно здесь, на высоком утесе у слияния Казан-су и Булака, заложили небольшую, но мощную каменную крепость. Она была разрушена в конце XIV столетия ордынцами и спустя несколько десятилетий восстановлена новыми казанскими правителями - чингизидами Улуг-Мухаммедом и Махмутеком.

Находки же уводят нас  еще дальше в глубь веков: в  девятое или десятое столетие, в поселение салтово-маяцкой культуры, находившееся здесь же, на этом холме. Уже тогда здесь процветала международная  торговля.

Кремль - гордость столицы  Татарстана. Это единственная в мире живущая татарская крепость, и  сегодня служащая центром государственности, а также самый южный образец  псковского стиля в России. В камне  его сооружений мы найдем следы всех эпох, труды многих поколений зодчих, напластования столетий. Глубоко под землей лежат сегодня древние рвы и валы, остатки деревянных стен древнейшей Казани, пережившей новый расцвет в XV-XVI веках, когда у руля управления государством встали ханы распадавшейся Золотой Орды. Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из красивейших городов Поволжья, а Керман (так называлась тогда крепость) - ее неприступным оплотом. Это было мощное сооружение, надежно защищенное высокими стенами, башнями, со многими рубежами обороны. Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства, а в северной части возвышался Арк (Ханская цитадель) с площадью перед ним.

Окруженный несколькими  рядами каменных стен на разных уровнях, Арк как бы парил над всей Казанью, красотою своих башен и минаретов олицетворяя власть ханов, религии ислама. Высокий трехкупольный дворец, возвышавшийся на крутом мысу Kazan-su, был окружен многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками. Недалеко от него стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители, окруженная монументальными durbe (мавзолеями знати), другие монументальные здания. Перед Арком, на обширной площади, стояла великолепная многобашенная мечеть-медресе Кул-Шарифа, настолько поразившая воображение русского царя Ивана Грозного, что по его повелению на центральной площади Москвы в честь завоевания Казани был возведен храм Василия Блаженного, повторивший образ этой мечети. Так гласит легенда.

С приходом русских  прежний градостроительный замысел, когда-то гениально осуществленный безвестными булгарскими зодчими, сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, но уже в новых формах. Крепость Казан, возведенная в XII-XVI веках булгарскими зодчими, представляла собою хорошо укрепленное сооружение, на первых порах в почти неизменном виде ставшее основой русского кремля. Русский кремль почти точно повторил татарскую крепость, а его стены лишь слегка отошли от прежних на его южной границе. Псковские мастера полностью сохранили всю фортификационную схему казанского Кермана и лишь заменили его деревянные стены на кирпичные и переделали часть башен. Сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися от них дорогами-улицами. Главные мечети цитадели оказались переделанными в церкви: наиболее грандиозная из них, увенчивавшая силуэт цитадели, заместилась Троицкой церковью (сегодня на этом месте возвышается воссоздаваемая мечеть Кул-Шариф), мечеть Нур-Али стала Гарнизонной церковью. Ханская мечеть была разрушена и в XVIII веке замещена Дворцовой церковью.

Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в  средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства  татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, которая выдержала к тому времени не одну неприятельскую осаду и из-под стен которой не раз с позором уходили войска русского царя, пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства. Изначальный замысел проступает и сегодня сквозь псковские формы и барокко, ранний и поздний классицизм кремлевских сооружений.

В настоящее время  Казанский Кремль представляет собой  частично отреставрированную средневековую  крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVIII - XIX веков. Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века, согласно легенде, - минарет Ханской мечети), реставрируемая церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века) и др.

Спасские ворота Кремля находятся на месте главных северных ворот татарской крепости. Башня была возведена во второй половине ХVI века псковскими мастерами Иваном Ширяем и Постником Яковлевым - строителем знаменитого храма Василия Блаженного в Москве - самого яркого воспоминания зодчего об архитектуре Казани.

Надстроенная в XVIII веке, Спасская башня воспроизвела в своем образе черты древнего булгарского архитектурного стиля. С севера к башне примыкает надвратная Спасская церковь в характерных формах псковского зодчества XVI века. Это самый древний музей в Казани: издавна здесь экспонировались реликвии 1552 года - знамена, пушки и ядра русской армии. Западная часть укреплений Кремля сохранила черты дорусского времени: древняя Тюменская башня, оставшаяся еще от татарских ханов, называется сегодня Преображенской; другая - Ханская (Северная) башня - недавно вскрыта археологами на склоне берега Казанки. Их архитектура родственна архитектуре сооружений крымских и турецких крепостей XV-XVI веков.

Деревянный шатер  башни Тюмен с дозорной вышкой также сохранил черты татарской  крепостной архитектуры. Возможно, к тому же времени относятся остатки Пятигранной и внутренняя часть Нуралиевой (Тайницкой) башен. Отсюда шел подземный ход к роднику, снабжавшему водой Ханский Двор. Он был взорван русскими в 1552 году, что ускорило падение города. Название башни, происходящее от слова "тайна", сохраняет воспоминание о тайном ходе к роднику. Проездные ворота сохраняют древние черты: конструкции сводов, полотнищ, опускающихся решеток. Другие башни были выстроены уже русскими на месте татарских. Крепостные стены сочетают в себе черты псковского оборонного зодчества и "ломбардского" стиля. Существует гипотеза, что в оформлении зубцов закрепились воспоминания об укреплениях Ханского Двора, выстроенного в XV веке с помощью итальянских зодчих - тех же, что строили Московский Кремль.

Информация о работе Архитектура и искусство Казани