Архитектура и искусство Казани

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:15, сочинение

Описание работы

Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России. Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она отличается от других городов. Нам не кажутся необычными ни стройность башни Сююмбике, ни многоцветность Петропавловского собора, ни арабесковые орнаменты кованых решеток, ни узорочье домов Татарской слободы.

Работа содержит 1 файл

Архитектура и искусство Казани.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Пушечный двор - производственный комплекс XVII-XVIII веков - расположился на месте древнего арсенала Ханского Двора. Юнкерское училище - памятник русского классицизма первой половины XIX века - связано с именами многих известных военачальников России.

Присутственные места - здание губернской администрации. Появились  во второй половине XVIII века. После ряда реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более поздних течений.

Башня Сююмбике обозначила в начале XVIII века центр государственной  власти губернии. В ее архитектуре  воплотился образ Царства Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым  орлом - символом русского господства.

Дворец губернатора  спроектировал в 1846 году архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя  в Москве. Архитектура казанского дворца родственна архитектуре московского  как по псевдовизантийскому стилю, так и по композиции.

Благовещенский собор  заложен 2 октября 1552 года. Его архитектор - Постник Яковлев, автор знаменитого  собора Василия Блаженного на Красной  площади в Москве. Собор является самым южным образцом средневековой  русской архитектуры псковского стиля и символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его части еще сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются XIX веком. До начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня, возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни на рву Тазик.

Казанский Кремль вошел  в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой  культуры. В документе, представленном на рассмотрение этой организации, уникальность Казанского Кремля определялась следующим образом:

· единственный в мире действующий центр татарской  государственной культуры и государственной  власти;

· единственная в России сохранившаяся татарская крепость, которая хранит основы первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную композицию, функциональную организацию комплексов);

· продукт взаимодействия различных градостроительных и  архитектурных культур: булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской, современной татарской;

· наиболее северо-западная точка распространения исламской  культуры в мире;

· наиболее южная точка  распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни Кремля, Благовещенский собор);

концептуальный синтез татарского и русского архитектурных  стилей в ключевых памятниках (башня  Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).

Одним из наиболее ярких  архитектурных сооружений Кремля, господствующих в панораме города и приковывающих внимание с любой точки, является строящаяся мечеть Кул-Шариф. Генеральной идеей Кул-Шариф, достойной быть декларированной в ее архитектуре, является ее историческое значение как главной мечети Татарстана и татарского народа, возрождающего свою государственность. Другая ведущая идея - мемориальность, память о защитниках Отечества. Идея храма как формы политической декларации не нова в истории архитектуры. Таковы, например, собор Василия Блаженного в Москве и мечеть Мухаммеда-Али в Каире. Оба эти здания, появившиеся в переломные для государств периоды, доминируют в силуэте столиц, отличаются символизмом и нетрадиционностью форм, необычностью архитектурного языка. Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав ее включены Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

 
«Изобразительное  искусство»

Изобразительное искусство Татарстана - неотъемлемая часть многонационального искусства России и мировой культ.

Появление профессионального  искусства на земле Татарстана в  его современном понимании относится  к началу XIX века. И это было связано  прежде всего с важной ролью Казани, которую она тогда играла в жизни России, особенно после открытия в 1804 году университета. Кроме того, через Казань как бы проходила граница русского запада и русского востока, что придавало городу особый колорит, накладывало особый отпечаток на всю его судьбу и на жизнь искусства, естественно.

В.Турин, Э.Турнерелли, А.Ракович - художники, известные более  всего тем, что оставили графические  работы с изображением Казани, ее архитектурного облика начала ХIХ века. Это были небольшие композиции, выполненные  где карандашом, где тушью - чуть заметными росчерками пера. Тонкие, изысканные линии передавали силуэты старинных зданий. Иногда рисунки подкрашивались мягкими и чистыми тонами акварели, что придавало им завершенность и колористическое богатство. Таковы, например, архитектурные пейзажи А.Раковича "Вид на Федоровский монастырь" или "Казань от Услона". Коричневой акварелью выполнены работы Э.Турнерелли "Вид Кафедрального собора", "Сююмбика".

Из живописцев в  первой половине XIX века в Казани работал  Л.Крюков, автор ряда портретов местной интеллигенции того времени и представителей светского общества. Позднее в Казани работают живописцы З.Иванов, Р.Ступин, Ф.Мелентьев. Их работы хранятся в Национальном музее и Музее изобразительных искусств Республики Татарстан. С Казанью и местным краем связаны некоторые страницы творчества ряда известных русских художников второй половины XIX века: И.Журавлева, В.Худякова, К.Гуна, Л.Каменева, В.Якоби, И.Шишкина, А.Боголюбова.

Но главный фундамент  для будущего развития изобразительного искусства Татарстана заложило открытие в Казани в 1895 году художественной школы, которая очень скоро стала центром художественной жизни всего Среднего Поволжья. Стены школы помнят таких ярких и своеобразных живописцев, как Н.Фешин и П.Беньков, от которых искусство Татарстана получило основной импульс своего развития. Впервые по-настоящему в блистательном классически реалистическом творчестве этих художников раскрылась тема труда, быта, жизни простых людей; впервые были созданы великолепные портреты людей из разных слоев казанского общества. Кроме того, и Н.Фешин, и П.Беньков, а несколько позднее - П.Радимов стали также основоположниками пейзажного жанра в искусстве Татарстана.

Говоря об изобразительном  искусстве Татарстана, нельзя не упомянуть  о древнейших его корнях, лежащих в искусстве одних из предков татар - волжских булгар домонгольского времени, затем - в искусстве булгаро - татар в период Золотой Орды и далее - Казанского ханства. Эти столетия заложили крепкую основу будущему искусству татар, прежде всего - декоративно-прикладному. Все это - наше духовное богатство, наша гордость.

Декоративно-прикладное искусство проявилось во многих жанрах: ювелирном мастерстве, ткачестве, вышивке, кожаной мозаике, резьбе по дереву и  камню, каллиграфии (рукописных книгах и шамаилях). Ювелирные изделия казанских татар, выполненные из серебра и украшенные бирюзой, сердоликом и кораллом, имели широкий ареал распространения, доходя порой до Средней Азии. В росписи тканей, вышивке полотенец, скатертей с геометрическим и растительным орнаментом проявилась богатая народная фантазия; обувь с цветной мозаикой, сделанной из тончайшей кожи, славилась по всей России.

Искусство каллиграфии  говорило о высокой культуре и  богатых традициях татарского народа, давних духовных связях со странами классического Востока. А изобразительное искусство татар уже явилось в ХХ веке как долго созревавший, ждавший своего часа и дождавшийся его вид искусства.

Путь развития искусства  Татарстана условно можно разделить  на два главных этапа:

1.  Досоветский и советский период, длившийся от конца XIX века до 1985-90-х годов ХХ века.

2.  Постсоветский период, охватывающий последнее десятилетие ХХ и начало XXI века.

В первый период в  изобразительном искусстве Татарстана  возникли и развились и живопись, и скульптура, и графика. В каждом из этих видов появились крупные мастера. В каждом виде искусства проявили себя все существующие в них жанры - портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая, историческая, или, как ее чаще называли, тематическая живопись.

Именно в советские годы укрепилась основа искусства Татарстана, образовался мощный его костяк во главе с ведущими художниками старшего поколения: Х.Якуповым, Л.Фаттаховым, В.Куделькиным, Н.Кузнецовым, Р.Нурмухаметовым, М.Усмановым, С.Лывиным, К.Максимовым, А.Родионовым, а еще ранее - Н.Фешиным, П.Беньковым, С.Яхшибаевым, С.Ахуном, В.Тимофеевым, Н.Сокольским, К.Чеботаревым, Н.Валиуллиным.

Неоспоримо велика и значительна в изобразительном  искусстве республики роль Баки Урманче. Это художник мировой величины, и, несомненно, придет время, когда это имя будет так же известно и любимо, как имена Сарьяна, Корина, Нестерова, Эрьзи и других. Урманче мы называем 1969г.основоположником и классиком татарского изобразительного искусства; его непосредственное и косвенное влияние на творчество многих и многих наших художников бесспорно.

Основой художественного  стиля изобразительного искусства  Татарстана советского времени был  реализм. Именно на основе этого стиля искусство республики обрело свое лицо и стало заметным явлением в татарской культуре. Реалистическое изображение действительности давало художникам возможность представлять жизнь в ее диалектическом развитии и во многих проявлениях. Но реализм не был одинаковым у разных художников. В целом, искусство Татарстана советского периода было ярким, заметным явлением не только в республике, но и в культуре Российской Федерации.

В конце 80-х - начале 90-х  годов ХХ века завершился большой  этап развития искусства, у которого были свои достижения и свои недостатки. На границе двух миров, двух политических режимов работали и сейчас успешно работают многие мастера среднего, уже постепенно становящегося старшим поколения: И.Зарипов, А.Абдрашитов, В.Аршинов, И.Башмаков, Э.Бусова, З.Гимаев, Р.Гусманов, Р.Имашев, Р.Каримуллин, Р.Кильдибеков, Р.Нигматуллина, В.Скобеев, Ш.Шайдуллин, А.Фатхутдинов, В.Федоров, Г.Эйдинов, Ф.Якупов. Этими художниками сделано очень много для обогащения искусства Татарстана новыми высокохудожественными произведениями гражданственного, социального, лирического содержания. Ими созданы прекрасные пейзажи родного края (И.Зарипов, Р.Гусманов, Р.Каримуллин); глубоко содержательные тематические и исторические полотна (В.Аршинов, З.Гимаев, Р.Кильдибеков, Ш.Шайдуллин, В.Скобеев); портреты современников и исторических деятелей (А.Абдрашитов, Р.Нигматуллина, В.Федоров).

Появилось много новых  имен.. Среди них Анвар Сайфутдинов, Хамза Шарипов, Андрей Шляпкин, Ирина  Антонова, Альфия Ильясова, Василий  Бусов, Марина Нигматуллина, Изабелла Рогожина, Айдар Хисамов, Фиринат Халиков, Зиннур Минниахметов.

Это очень разные по творческому стилю, по поискам своих  путей в искусстве художники. Они работают в различных жанрах, техниках; содержание их произведений достаточно широко по диапазону - от древней  истории булгар и татар, от восточных  легенд и мифов до городских или ландшафтных пейзажей, то лирических, то фантастически прекрасных или внушающих тревогу и боль.  
 
В молодом искусстве Татарстана 90-х годов появилась и авангардная тенденция. Здесь безусловно стремление к новизне, открытости чувств, мыслей, раскованность, свобода художественного языка, обращение к различным проблемам и темам. Среди этих проблем - мир и война, земные и космические катастрофы, людские страдания и слезы.

В раскованности и  смелости искусства 90-х годов - залог  его честности, чистоты, искренности и надежды на большие духовные открытия в будущем. Среди художников-авангардистов Татарстана заметны своими индивидуальными красками и символическими темами В.Акимов, Е.Голубцов, В.Нестеренко, А.Дорофеев. В.Акимову присущ язык иносказаний и ирреальности в картинах, посвященных древней Элладе и современным мировым трагическим событиям; Е.Голубцов в своем творчестве использует традиции русской иконописи, создавая картины-притчи, картины-баллады ("Остров Свияжск", "Король, слушающий соловья").

Как новая большая  проблема в конце ХХ - начале XXI веков  встала проблема поисков в изобразительном  искусстве национальных корней, истоков, языка, темы. 
В начале этого пути практически все художники почти одновременно обратились к образу легендарной казанской царицы Сююмбике. Появилось множество версий этого печального, трагического образа - и в виде портретов, и в виде сюжетных картин.

И еще новое, набирающее силу направление в искусстве  Татарстана - это возрождение и  внедрение в национальную культуру искусства шамаилей, старинного жанра татарского искусства, соединяющего в себе элементы живописи, графики и декоративного искусства, в котором главной художественной доминантой была арабская каллиграфия, текст Корана.

Многие художники  стремятся создавать богатые и разнообразные по композиции шамаили с текстами, отвечающими духу времени, используя новые материалы и технику, одновременно выражая в содержании их идею единения человека с космосом, с Богом - не только в религиозном, но и в широком, философском ее понимании. Имена некоторых из этих художников: Ф.Гирфанов, Н.Наккаш. Даже русский художник В.Попов, загоревшись этим жанром, обратился к нему. Главная же роль в жанре шамаилей принадлежит великому Б.Урманче, который оставил нам изумительные образцы шамаилей, являющих собой шедевры изысканной арабской каллиграфии. 

Информация о работе Архитектура и искусство Казани