Архитектурные и художественные особенности Версаля как отражение картины мира 17 века

Автор: Мария Северьянова, 18 Октября 2010 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Особенности Версаля как отражение картины мира 17 века. Ментальность людей 17 века

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
Глава 1. Общая характеристика культуры XVII века
Глава 2. Версаль как символ абсолютной монархии во Франции
2.1 История строительства Версаля
2.2 Архитектурно-художественная композиция Версаля
2.3 История создания и композиционные особенности версальского парка.
2.4 Особенности пространственной композиции Версальского парка.
Глава 3. Версаль как отражение картины мира XVII мира
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

      Московский  Гуманитарный Университет

      Кафедра философии, культурологии и политологии 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      на  тему:

      Архитектурный и художественный ансамбль Версаля

        как отражение картины мира  XVII века 
 
 
 

      Северьянова М.А.

      4 курс, группа К-401

      Захарченко  И.Н.

      Кандидат  ист. наук, доцент 
 
 

      Москва, 2010 

      Оглавление:

I.   Введение   

II. Основная часть

     Глава 1. Общая характеристика культуры XVII века

     Глава 2. Версаль как символ абсолютной монархии во Франции

               2.1 История строительства Версаля

               2.2 Архитектурно-художественная композиция Версаля

         2.3 История создания и композиционные особенности версальского парка.

         2.4  Особенности пространственной композиции Версальского парка.

   Глава 3. Версаль как отражение картины мира XVII мира

 III. Заключение.

 IV. Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Вторая  половина XVII века период развития классицизма  во французской архитектуре. Это  эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства.  Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

      Дворец  и парк Версаля один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории  мирового зодчества. Планировка обширного  парка, территории, связанной с Версальским  дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец первоклассным памятником архитектуры.

      Версаль как архитектурно - парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним  строителем подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный и законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений "малых форм", и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

      Искусство Версаля является выражением законченного и последовательного мировоззрения эпохи классицизма. Поэтому целью данной работы является  анализ  Версаля как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных единым замыслом элементов, которые являются отражением картины мира 17 века.

      Задачи данной курсовой работы заключаются  в исследование архитектурных и художественных особенностей версальского дворцово-паркового ансамбля, проследить синтез двух стилей искусств, соединившихся в дворцово-парковом ансамбле Версаля, а также анализе того как проявляется мировоззрение 17 века во всех выше перечисленных особенностях версальского ансамбля.

      При подготовке данной курсовой было прочитано  и использовано много материала  по данной теме. Например,  в работах  Лихачева Д.С. по садово-парковому искусству и Саваренской Т.Ф. «История градостроительного искусства»  раскрыта проблема строительства дворцово-паркого ансамбля Версаля.

      Из  работы Свидерской М. «Пространственные искусства в культуре семнадцатого столетия» и работы Зотова  Ю. «Классицизм: к определению понятия» были использованы материалы для характеристики общей культурной ситуации XVII века.

      Для раскрытия цели  данной курсовой работы в основном была использована работа Хохловой С. «Дворцово-парковый ансамбль Версаля в контексте французской культуры второй половины XVII века». В данной работе подробно рассмотрена проблема Версаля как многоаспектного явления , в котором отразилось мировоззрение  людей XVII века.

      Помимо  этой литературы были прочитаны разные статьи, например статья Алпатова о  Версале, и статья Алпатова о искусстве Франции XVII, а также работа  Каптерева Т.П., Быков В.Е. «Искусство Франции XVII века» - из которых также были использованы материалы. 
 
 

      Основная часть

      Глава 1.  Общая характеристика культуры 17 века

      Конец  эпохи Возрождения был также концом и существования традиционной целостности культуры. Ей на смену приходит многоотраслевое структурное (культурное) единство и   именно XVII столетие является начальной ступенью в формировании этого единства. Основной  признак нового времени – противоречия между обществом и личностью проникающее в область культуры. 

      Отражение возникшего в новое время конфликта  между личностью и обществом  приводит к разрушению классической гармонии. Несовпадение между явлением и смыслом, разрыв между миром идей и миром вещей, необходимость анализировать обозначившиеся трещины  в картине мира  - все это ощутимо подрывало прежние преимущества искусства , основанные на предметной наглядности и пластичности образного строя. Это также нарушало прежние соотношения в системе искусства в целом, обусловив в ней сдвиг в пользу других искусств. Так  для XVII века характерна не только значительная роль пространственных искусств, переживающих  в этот период новый яркий расцвет, но и выдвижение пространственно-временных искусств.

        XVII век – «золотой век» театра. «Весь мир лицедействует», «мир- театр», «жизнь-театр» или «театр мира», «театр жизни» -  все это варианты «формулы»  XVII столетия , получившие подлинное богатство актуального мировоззренческого и исторического содержания. В ней отражено противоречие между видимостью и сущностью – едва появившееся и тем более ощутимое в своей новизне, неожиданности и болезненности их разъединения…. В такой  ситуации оказались в  XVII столетии реальность и идеал, жизнь наличная , как она есть и жизнь должная, желаемая  ; «малый мир» , сомкнутый вокруг человека как его среда , как окружающая действительность – и «мир большой » , природа , вселенная…….» 1

      Изменение в ситуации в сфере пространственных искусств связано не только с переходом общекультурной роли в XVII столетии к искусствам пространственно-временным. Сохранив за собой значение одной из ведущих областей творческой деятельности  они с достаточной полнотой и очевидностью отразили и другие перемены , характерные для искусства Нового времени . Именно пространственные искусства оказались наиболее непосредственно затронуты изменением самого статуса искусства в Новое время, утратой прежней мифоподобной универсальности и всеобщности значения и функции, которые  были присущи ему в эпоху возрождения.

      XVII столетие в европейской художественной культуре – последняя эпоха , отмеченная продолжением существования различных, подчас очень ярких модификаций барокко и классицизма. Эти стили XVII столетия отразили противоречивость и сложность этой исторической эпохи. Прежде всего ее разнонаправленную ориентацию – обращенность к прошлому, нацеленность на преодоление эксцессов Возрождения и  напротив , устремленность в будущее . И каждый из стилей – и барокко и классицизм- по своему интерпретирует конфликт Нового времени, конфликт между личностью и обществом.

      «Одно из существенных различий этих стилевых концепций состоит в том что  содержательная форма барокко охватывает весь «театр мира» , совмещая два контрастных  образа сущего : мир как космическое единство – то есть стихия природы, и стихия жизни человеческой – и мир как предустановленный миропорядок , как иерархия ценностей от Бога….. Мир классицизма более органичен – это преимущественно человеческий (в основе- социальный) …..»2

      Что же касается Франции , то это время  формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция становиться самой могущественной абсолютистской державой. Это также и время сложения национальной школы, формирования классицистического направления , родиной которого по праву считается Франция. 

      Абсолютизм  предопределил многие характерные  особенности французской культуры XVII века. К королевскому двору были привлечены ученые, поэты, писатели, художники. Были возведены грандиозные дворцовые и общественные сооружения, созданы величественные городские ансамбли. Искусству вменялось в обязанность прославление монархии. Но было бы неверно сводить все идейное многообразие французской культуры XVII столетия только к выражению идей абсолютизма.

      Официальное придворное искусство, которое было призвано возвеличивать французскую  абсолютную монархию, окружать ее ореолом  небывалого великолепия, использовало формы барокко - основного стилевого  направления в искусстве большинства  европейских стран XVII столетия. «Полное противоречий, искусство барокко совмещало иррационализм и мистику с новыми представлениями о многообразии, изменчивости мира и всеобщем движении, иллюзорное с реальным, религиозную экстатичность с подчеркнутой чувственностью, нарочитую идеализацию с жизнеутверждающей силой. Тяга к грандиозности, динамике форм, преувеличенной патетике и повышенной эмоциональности образов, невиданному и вычурному придавала произведениям барокко - архитектуре, скульптуре и монументально-декоративной живописи - впечатление ослепительной зрелищности»3.

      Придворное  искусство Франции с его арсеналом  барочных приемов не определяло, однако, общей картины развития художественной жизни страны. Наиболее глубокое отражение существенные особенности эпохи получили в искусстве классицизма. Этот сложный и противоречивый стиль по-разному проявился в драме и поэзии, в архитектуре и изобразительных искусствах. В то же время общие принципы французского классицизма обладают определенным единством. Представители классицизма находили воплощение своих общественных идеалов в Древней Греции и республиканском Риме, так же как олицетворением эстетических норм для них было античное искусство. Именно обращение к античному искусству, к образам и приемам классики и породило сам термин "классицизм".

      Согласно  эстетике классицизма, разум признавался  основным критерием прекрасного. Характерное  для французской культуры XVII века утверждение организующего начала разума, величия человеческой мысли, способности к строгой дисциплине мышления отражало подъем прогрессивных кругов общества, рост самосознания нации, расцвет точных наук и светской культуры.

      Вместе с тем в условиях абсолютистского строя с особой остротой должна была обнаружиться зависимость человека от государственной регламентации, от освященных законом сословных барьеров и всякого рода других официальных установлений.

        В идеологической борьбе того времени были вполне закономерными попытки представителей высшей государственной власти превратить классицизм в официальный стиль абсолютистской монархии. Выражению идей абсолютизма благоприятствовали призывы классицизма к внутренней дисциплине и строгой упорядоченности, пафос общественного долга. Однако то лучшее, что было создано мастерами классицизма, те действительно высокие идеалы, которые утверждали в драматургии Корнель и Расин, а в живописи Пуссен, - идеалы возвышенного героизма, гражданственной доблести, нравственной чистоты и благородства - были не только далеки от официальных требований, но зачастую и противоположны им.

      В наиболее сильной зависимости от абсолютизма оказалась архитектура, по самому своему характеру непосредственнее всего связанная с практическими интересами общества. Только в условиях мощной централизованной монархии было возможно в то время создание огромных, выполненных по единому плану городских и дворцовых ансамблей, призванных воплотить идею могущества всевластного самодержца. Не случайно поэтому расцвет архитектуры французского классицизма относится ко второй половине XVII века, когда абсолютизм достиг своей вершины. Но было бы неверно общественное и художественное содержание архитектуры французского классицизма сводить всецело только к выражению абсолютистских тенденций. Памятники зодчества - наиболее впечатляющее воплощение художественных особенностей классицизма: разумной ясности, строгой гармонии, простоты и соразмерности, спокойного и сдержанного величия. Представители французского классицизма обогатили мировую архитектуру (главным образом в области светского зодчества) новыми принципами градостроительства и типами зданий, созданием системы регулярного парка и великолепно решенной проблемой художественного синтеза. Их произведения прославляют не только власть короля, но и могущество человеческого разума, преобразующую силу творческой воли. 
 

Информация о работе Архитектурные и художественные особенности Версаля как отражение картины мира 17 века