Чувашская национальная одежда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................................3

II. НАТЕЛЬНАЯ ОДЕЖДА ........................................................................................................5

III. ВЕРХНЯЯ ОДЕЖА ................................................................................................................9

IV. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ...........................................................................................................11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................

Работа содержит 1 файл

ист.крк.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

III. ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.

По вечерам  и в прохладные дни летом мужчины надевали легкий кафтан (шупар) из белого холста и пустав из тонкого сукна черного или синего цвета. Он имел покрой с прямой или приталенной спинкой со сборками, с запахом справа налево. Праздничный шубор украшался богатой вышивкой по воротнику, на груди вдоль края пол и сзади в виде треугольника. Кроме вышивки использовались шелковые нашивки. Праздничный шубор прямоспинного типа, подпоясывавшийся красивым тканым поясом, носил предводитель свадьбы (манкеру халаче). Белый шубор в прошлом являлся также одеянием жрецов во время жертвоприношений и халатом для пожилых мужчин.

Осенью  мужчины носили кафтаны (сахман) из толстого сукна длиной ниже колена, с отложным воротником. Кафтаны запахивали и подпоясывали кушаком (писиххи).

Зимней  одеждой являлись шубы (керек) из овчин желтой или черной окраски. Шубы шили длинные со складками или сборками на талии, с меховой отделкой по вороту и рукавам (хантар). Чес больше делалось сборок, тем богаче считалась шуба, но для этого требовалось большое количество овчин. Воротник, края пол, карманы лучших шуб обшивались полоской черного сукна, сафьяна или мерлушки.

В сырую  погоду или в дорогу поверх кафтана  или шубы надевали чапан (асам), епанчу (юпанча), дождевик (сумарлах) из плотного сукна. Они шились прямоспинные, длиной до щиколоток, с большим воротником и глубоким

запахом. Чапаны носили нараспашку или подпоясывали кушаками.

Верхняя одежда женщин по своим типам была такой же, как у мужчин, в то же время она отличалась большим числом вариантов и характером украшений. Белый шубор и черный легкий кафтан-халат носили только верховые. Низовые носили суконные кафтаны. Часто шуборы застегивались только на один крючок на талии. Шуборы и кафтаны украшались полосками цветной ткани вдоль края пол и воротника, у карманов, а также вышивками на рукавах, карманах, талии.

На свадьбы  и в праздники надевали богато  украшенный кафтан (пустарла..щупар). Его шили приталенным, по груди и спине обшивали серебряным или золотым rалуном. Верхняя часть шубора и рукава делались из красного сатина, а нижняя - из черного. Суконные кафтаны молодых женщин и девушек шили из тонкого и мягкого сукна зеленого или черного цвета, на груди они украшались полосками цветной ткани или вышивкой. Рабочие кафтаны были короче (до колен) и имели обычный темно-коричневый цвет. Низовые чувашки предпочитали в качестве праздничного наряда кафтаны черного или синего цвета, верховые - белые и желтые.

3имней  одеждой женщины служили шубы из желтых и более ценившихся черных овчин. В

частности, лучшим подарком невесте была шуба из девяти черных овчин с рукавами и карманами, отороченными мехом. Хорошие  шубы имели множество сборок, иногда до 90.

В качестве элемента верхней одежды служили кушаки. Их делали длинными (до 2 м), чтобы можно было два раза обернуть вокруг талии и пустить концы по бокам. Кушаки носили  с ярко украшенными концами (кисти, куски тканей).

Основной обувью у мужчин и женщин были лапти (сапата).

Каждый  народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из семи лычек (пушат) с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно – из более узких полосок лыка и большего числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой про пускали тоненькую веревочку – по ней женские лапти легко отличить от мужских.

Вирьялы лапти носили с черными толсто намотанными онучами (тала), поэтому оборы (сапата кантри) делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками (чалха). Обертывание онучей и оплетание их оборами требовало времени и   умения. Женщины юго-восточных районов носили также суконные гетры (кеске чалха ).

Валенки (кaсaтa) в прошлом носили состоятельные  крестьяне. С конца прошлого века стало традицией покупать сыну к свадьбе кожаные сапоги (саран ата), а дочери - кожаные ботинки (саран пушмак). Верховые женщины надевали кожаные сапожки с короткими твердыми голенищами, собранными в гармошку. Кожаную обувь очень берегли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   IV. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

  Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шaпки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (перкенчек ).

  Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и  женских головных уборов хушпу, сохранившихся  до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти  к наспинным и поясным украшениям. Каркас  тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно-голубого до голубого), белый и желтый.

  Для украшения головных уборов мастерицы  выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые  к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки. Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост"- деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеренку. Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или ама. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был одноярусным. У верховых чуваш шулкеме состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных   - полуовальную и прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты  мастерства, многообразие техники становились  прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный  момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора.

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапецифидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.

Украшение сурпанов и способы их ношения  в этнографических группах имели  свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).

Сурпан чувашек  анат енчи был короче, украшения  были несколько уже - это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.

Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна  с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы  сурпанов украшались бахромой (сyсe, ярапа), разноцветным бисером (шарса).

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие, с крупными узорами, у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный - это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные "картины" сотворения мира.

Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму-косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.

В чувашский  женский наряд входили поясное  и набедренное украшения - сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров - геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный  комплекс украшений представлен  в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

В комплекс украшений, выполненных в технике  шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шулкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сёрё), поясныIe подвески - нахвостник (йес хуре), поясной кошелек (енчек), поясное зеркальце (тёкёр) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме

шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хуре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшaлась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На "ушах", наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление егo создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухъи бывают двух видов - островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора - красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых зеленыx бисеринок. Тухъя нe только овеществляет понятие о кpacoте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

В одном ряду с тухъя и хушпу находятся  женские и девичьи нагрудные украшения - шулкемеи ама. Девичье шулкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шулкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно щулкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых - соответственно полуовальную и прямоугольную.

По своей конструкции  ама (другое название – херес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нaгpудник ама с наспинной частью пус хысе. Шулкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.

Информация о работе Чувашская национальная одежда