Готическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.64 Кб (Скачать)

Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала — в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.

В статуях святых — Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением — легким поворотом голов, сдержанным жестом. Каждый образ — определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Вместо с ; тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства — люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, по отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин — Марии и Елизаветы.

Статуи Марии и Елизаветы  с западного портала собора в  Реймсе

Каждая из них имеет самостоятельное  пластическое значение. Вместе с тем  они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая  рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна. Ниспадающее с вьющихся волос  покрывало то затеняет, то открывает  лицо и позволяет с разных точек  зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной, исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг.) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.

Изменяется трактовка традиционных образов. Изображая сцены из жизни  Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в.). Широкие волны линий, идущих от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, приобретают здесь характер движения, полного благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к античной классике.

 

Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг.) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций. Одна из них символизирует торжествующую  христианскую Церковь, другая — побежденную  Синагогу. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан  как положительный. Роняющая разорванные  скрижали Завета Синагога с завязанными  глазами трагична. Она воплощает  осужденную католицизмом ложную иудейскую  религию. Поникшая голова, сложное спиралевидное  движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы. Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой.

В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые  мотивы, в которых давала себя знать  народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый  характер. Среди уродливых грешников  часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные  календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.

В Германии скульптура была менее  развита. Более тяжеловесная в своих  формах, чем французская, она захватывает  силой драматических образов. Тенденция  к индивидуализации характера и  чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230—1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа.

В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник — воплощение мужества и рыцарской энергии.

Бамбергский всадник

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (сер. 13 в., ил. 90) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом.

Скульптура маркграфа Эккехарда II и маркграфини Уты в Наумбургском соборе

Хрупкость и лиричность отличают его  супругу Уту — меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х гг. 13 в. одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо проявлявшейся в мелкой пластике. В 14 в. доминировало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зачастую подменялось условной схематизацией.

 

Живопись

Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности — дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. Неодинаковые, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными — это усиливало художественный эффект, производимый витражом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился, играл. Лучшие подлинные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Буржа. Великолепна «темно-пурнуровая роза» Реймского собора, «мечущие молнии» «огненные колеса» Шартрского собора.

В середине 13 в. в красочную гамму  вводили сложные цвета, которые  образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250), Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер.

В готическую эпоху (13—14 вв.) высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. принадлежало парижской школе. В Псалтыре св. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию.

 

«Авраам и три ангела». Миниатюра  из «Псалтыря св. Людовика»

Фигуры рыцарей и дам исполнены  грации — их формы нанесены струящимися  линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

Беспокойный угловатый ритм, заостренные  формы, тонкость извилистых линий, филигранность  ажурного узора отличают стиль готической книги. В 14—15 вв. иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, ок. 1320 г.). Усилилась повествовательность. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в.) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

Готическое искусство — важное звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство  породило новое понимание синтеза  искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто  воспроизводят образ своего современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству  эпохи Возрождения.

Готический стиль в интерьере.

Готический стиль в интерьере  зародился в далеком Средневековье, примерно в 12-ом веке. Для многих он, прежде всего, ассоциируется с великолепными  интерьерами соборов, например, знаменитым  Нотр-Дам-де-Пари. Действительно, ни один другой стиль не способен быть одновременно роскошным, торжественным, элегантным и сдержанным. Дворцовые интерьеры и роскошные особняки на протяжении почти тысячелетия радуют нас великолепными интерьерами в готическом стиле.

Есть некоторые элементы, которые  неразрывно связаны с готическим дизайном: арочные своды, витражи, большие  камины с каменной облицовкой, богатые  гобелены, стрельчатые окна. Эти  элементы сохранились в готическом стиле интерьера с момента  возникновения до сегодняшнего времени. Небольшие изменения в стилистике появились лишь в Викторианскую  эпоху, когда орнамент стал более  витиеватым, а цветовая палитра немного  богаче.

 Готический стиль в интерьере  привлекает людей разного возраста  и статуса. Несмотря на то, что  классический готический интерьер  требует достаточно больших площадей, современный дизайн позволяет  стилизовать в этом дизайне  даже стандартные квартиры. Нельзя  не упомянуть и молодых приверженцев  стиля из движения готов, хотя  есть особенности готического  дизайна молодежных интерьеров. Остановимся на главных характеристиках  готического стиля.

 Цвет в готическом интерьере

 Готический интерьер – достаточно  темный. Цветовые приоритеты этого  стиля подчеркивают средневековую  тягу к загадочной и темной  стороне жизни. Популярны насыщенные рубиново-красный, синий, темно-зеленый, фиолетовый, королевский пурпур, насыщенный оливковый и черный. Обязательно присутствует золотой, подчеркивая богатство интерьера.

 Для облицовки стен могут  применяться резные дубовые панели. Каминные порталы чаще облицованы  камнем. Потолочные деревянные балки  тоже темные, подчеркивающие архитектурные  детали интерьера.

 Мебель в готическом интерьере

 Мебель темная, под стать  стенам. Обычно это деревянная  мебель из твердых пород или  кованая металлическая мебель. Арочная  форма сводов и оконных повторяется  множество раз и в форме  мебели: сводчатое изголовье кроватей, стрельчатые прорези в спинках  стульев.

На деревянной мебели много резных элементов. Мебель основательна и красива. Кованые элементы выполнены с  большим мастерством.

Текстиль в готическом интерьере

 Используются мягкие тяжелые  ткани глубоких цветов. Шторы  длинные, до самого пола. Предпочтение  отдается парче и бархату. Богатые  гобелены являются классикой  готического стиля. Цветовая гамма  ковров должна быть богатой  и насыщенной, а рисунок предпочтительнее  геометрический или с геральдической  символикой.

 Декор в готическом интерьере

 Богатые кованые люстры и  канделябры – классика готического  стиля. В интерьере должно быть  также много свечей. Металлическая  посуда и декор – еще один  непременный атрибут стиля. Антикварные  или современные металлические  кубки и подсвечники могут  стоять на любых столах или  полках.

Информация о работе Готическое искусство