Готическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.64 Кб (Скачать)

Средневековым сознанием свет воспринимался  как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Излюбленным сюжетом витражей на рубеже XII-XIII веков стала притча о блудном сыне. Из этой нравоучительной истории можно было извлечь несколько уроков. Во-первых, она предостерегала верующего от гордыни, роскоши, пьянства, азартных игр и женщин легкого поведения, ибо подразумевалось, что именно эти пороки в конечном счете доводят человека до беды. А во-вторых, поведение отца из этой притчи намекало на то, что свернувший с пути истинного, но затем одумавшийся и покаявшийся будет прощен и принят.

Ювелирное готическое искусство

Чаще всего простой средневековый  горожанин видел ювелирные изделия  в минуты общения с Господом и  святыми, иными словами, находясь в  церкви. Ювелирные изделия, с которыми сталкивались средневековые прихожане  во время мессы, воспринимались как  гаранты спасения. В первую очередь  это были литургические сосуды, составляющие 40 процентов всех произведений ювелирного искусства, дошедших до наших дней от эпохи Средневековья. Использовались и другие типы церковной утвари: литургические манускрипты в  декоративных переплетах, кадила и  сосуды для святой воды.

Кроме регулярных церковных процессий, устраивали также великие «парады  спасения», во время которых удивленным взорам публики могли представать  самые разнообразные произведения ювелирного искусства. Реликварии и другие сокровища из главных церквей города либо выставляли на всеобщее обозрение на алтаре или на специально сооруженном для этой цели балконе, либо несли в процессии.

Однако произведения ювелирного искусства  играли важную роль не только в религиозных, но и в светских событиях: к примеру, они использовались в суде и на собраниях городского совета, хотя и в этих случаях по большей  части имели религиозный смысл.

Точная датировка и стилистическая классификация ювелирных изделий  – чрезвычайно трудная задача. Одна из причин этого заключается  в том, что по традиции ювелир, пройдя обучение, отправлялся путешествовать и несколько лет работал по найму, после чего не возвращался  на прежнее место жительства, а  селился в другом городе.

Другая причина в том, что  работа по драгоценным металлам нередко  испытывала сильное влияние других видов искусства, в первую очередь  архитектуры, определявшей художественный облик всей эпохи. Поэтому стилистической преемственности в ювелирном  деле практически не существовало.

По тем же причинам развитие отдельных  стилей в ювелирном искусстве  можно проследить только в контексте  развития тех или иных конкретных форм и распространенных типов продукции. Но даже при попытке выделить подобные типы приходится брать за основу классификации  лишь уникальные, ныне единственные в  своем роде произведения. Во многих случаях, к сожалению, не удается  обнаружить ничего, кроме определенных параллелей с тенденциями развития архитектуры, скульптуры и живописи, - хотя, впрочем, эти параллели иногда позволяют понять, где именно был  изготовлен данный предмет.

Более того, средневековые ювелиры, путешествуя, постоянно расширяли  свой репертуар приемов и композиционных схем. Нередко они использовали заимствованные в других регионах устаревшие модели, особенно в области фигурного  и орнаментального декора.

 

Смешению стилей способствовала также  практика сотрудничества нескольких, частью специализированных,­ мастерских при работе над каким-либо сложным  заказом. Наконец, форма изделия  нередко определялась пожеланиями  заказчика или иными сторонними требованиями.

 

Поскольку архитектура оказывала  существенное влияние на развитие ювелирного искусства, нет ничего удивительного  в том, что многие выдающиеся архитекторы  начинали свою карьеру как золотых  дел мастера. В готическом ювелирном  искусстве сочетались формы и  орнаменты живописи и графики, скульптуры и архитектуры.


Информация о работе Готическое искусство